СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности обучения математике в профильных классах

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности обучения математике в профильных классах.     В данной теме «Особенности обучения математике в профильных классах» я хочу уделить особое внимание общей характеристике теоретического и практического содержания математики на базовом и профильном уровнях, а также затронуть проблемы, возникающие у учителя, преподающего математику в профильных гуманитарных и естественно - научных классах, и пути их решения.

Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения математике в профильных классах»

«Особенности обучения математике в профильных классах»

В данной теме «Особенности обучения математике в профильных классах» я хочу уделить особое внимание общей характеристике теоретического и практического содержания математики на базовом и профильном уровнях, а также затронуть проблемы, возникающие у учителя, преподающего математику в профильных гуманитарных и естественно - научных классах, и пути их решения.

Старшая школа в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений - обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека, сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность.

Один из способов повышения мотивации к математике, которые целесообразно использовать в физико-математических классах – это создание проблемной ситуации. При этом созданная ситуация может быть достаточно сложной, требующей серьезных математических знаний и больших усилий для ее разрешения. При попытке найти выход учащиеся сталкиваются с недостаточностью имеющихся у них математических знаний и необходимостью освоения новой порции материала. Наборы задач для классов физико-математического профиля должны содержать, по крайней мере, два раздела: теоретические задачи и прикладные задачи разной степени сложности.

А для учащихся, не заинтересованных в освоении данного предмета на прикладном или академически углубленном уровне, есть возможность изучать лишь минимум содержания курса математики в гуманитарных, естественно - научных классах. Хочу отметить, что этап мотивации в классах гуманитарных профилей может быть создан за счет исторических экскурсов или обращения к происхождению того или иного термина, которым обозначается математический объект. В классах с углубленным изучением языков особое внимание следует уделить лингвистическим аспектам. Вопросам происхождения и развития математических терминов. Не следует забывать и о необходимости эмоционального воздействия при изложении нового материала учащимся гуманитарных классов, поэтому для них также необходимым является привлечение яркого иллюстративного материала. Говоря об уровне сложности задач, являющихся средством усвоения теоретического материала, нужно обратить внимание на то, что они не должны предполагать выполнения сложных технических преобразований, поскольку это затрудняет понимание смысла изучаемых понятий. Очевидно, что это в равной мере может быть отнесено к классам любого профиля, и гуманитарных, и математических, и естественно-научных. Поскольку основное внимание на этапе объяснения нового материала должно быть направлено на поиск средств, способствующих пониманию математического материала. В классах естественно - научных профилей при объяснении нового материала особенно большое значение имеют задачи, иллюстрирующие теоретический материал, причем задачи, непосредственно связанные с выбранным профилем: физико-химическим, биолого-географическим, химико-биологическим и др.

В завершении, хочу сказать, что, скорее всего, за индивидуальной образовательной траекторией будущее образования, и развитие пойдет не только в сторону усовершенствования современной структуры профилизации по индивидуальному учебному плану, но и введением новых технологий обучения, в том числе дистанционных. Но, как известно все новое не дается легко, эксперимент по профильному обучению не исключение. Очень тяжело происходит построение индивидуальной образовательной траектории, так как, не смотря на многократное информирование по всем вопросам профильного обучения, чаще всего, родители во все вникают с опозданием, перенастраивают детей в соответствии со своими вкусами и запросами. Большую проблему создают отсутствие по многим предметам разноуровневых программ и недоработки в вопросах педагогического сопровождения и финансирования. Хочу сделать следующий вывод: для развития активного интереса к предмету и для лучшего усвоения программного материала содержание математических задач, используемых на уроках математики, желательно определять с учетом профиля класса. Например, в гуманитарном классе можно учащимся предлагать решить следующие задания (связь с жизнью, с краеведением, историей России, литературой, родным языком (при изучении чувашского языка) и родной литературой):

Задание №1 (для естественно-научного и гуманитарного классов)

Вопрос «В какой деревне начинается река «Волга», где находится её исток?»

Цель: проверить умение учащихся находить точки на единичной окружности, соответствующие результатам поворота начальной точки на указанные углы.

Форма организации деятельности: обучающая самостоятельная работа по двум вариантам на индивидуальных карточках.

Ответ: «Волговерховье».

Исток Волги находится в Тверской области на Валдайской возвышенности, у деревни с приятным названием «Волговерховье».


Задание №2 (для гуманитарного класса)

Цель: проверить знание учащимися знаков синуса, косинуса, тангенса, котангенса и умение определять знакопостоянство тригонометрических функций в координатных четвертях.

Форма организации деятельности: парная работа на карточках.

Ответ: «1648».

Вопрос: «Что это за год? Какое событие произошло в этот год? Кто знает?» (Предполагаемый ответ: дети не знают – ответ в задании №3).


Задание №3 (для гуманитарного класса)

Цель: проверить умение учащихся находить радианную меру угла, зная его представление в градусах (и наоборот).

Форма организации деятельности: парная работа на карточках.

Учитель проводит краткий инструктаж к заданию.


Вопрос: «Какое событие произошло в 1648 году?»

После выполнения задания составьте рейтинг дат создания городов и запишите его в последний столбик таблицы.

Какое слово вы получили?

Слайд «Рейтинг дат создания городов»:

1) Казань

2) Новгород

3) Самара

4) Синбирск

5) Санкт-Петербург

6) Екатеринбург

7) Симбирск

8) Ульяновск

Ответ: «1648 год – дата создания Синбирска».



Задание №4 (для гуманитарного класса)

Вопрос «Кто автор этих строк?» (Слайд).


«Река священнейшая в мире,

Кристальных вод царица мать!

Дерзну ли я на слабой лире

Тебя, о Волга, величать…!»

Вы это узнаете после выполнения кодированного задания.


Цель задания: проверить умение учащихся находить значения тригонометрических функций, проверить умение учащихся находить синус, косинус и тангенс углов, принимающих положительные и отрицательные значения; умение работать самостоятельно.

Форма организации деятельности: самостоятельная работа по вариантам на карточках.

Ответ: «Карамзин»



Учащиеся записывают в тетрадь получившиеся ответы и сдают свои листочки для проверки самостоятельной работы учителем.




Задание №5 (для естественно-научного класса)

Вопрос «Из какой рыбы, которая водилась два века назад в реке «Волга», готовили «царскую уху»?»

ОТВЕТ: «ОСЁТР» - рыба, из которой два века назад готовили «царскую уху» и которая обитала в реке «Волга».

Задание № 7 (для класса, или группы, изучающий родной язык и родную литературу (чувашский язык))

Вопрос «Как чуваши называли и называют реку «Волга»?»

Форма организации деятельности: самостоятельная работа по вариантам на карточках.

ОТВЕТ: «ИДЕЛ», так называют реку «Волга» чуваши (7% от всего населения города), проживающие в городе Ульяновске.


Задание №8 (для любого класса, связь с ОБЖ)

ОТВЕТ: 35 см.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!