СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности обучения русскому языку в классе-комплекте в условиях оздоровительного учреждения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения русскому языку в классе-комплекте в условиях оздоровительного учреждения»

Государственное бюджетное оздоровительное учреждение «Клинический санаторий для детей и детей с родителями «Здравница»


СОГЛАСОВАНО

Зав. Учебной частью

Рыбалкина М.В. _________





Доклад на методическом объединении

«Особенности обучения русскому языку в классе-комплекте в условиях оздоровительного учреждения»








Подготовила:

Учитель начальных классов

Марценко Анна Николаевна







г. Евпатория, 2019



Постановка проблемы. Город Евпатория считается всероссийской детской здравницей. В связи с этим в нашем городе имеется большое количество детских пансионатов и санаториев, работающих круглогодично. При таких учреждениях открывают школы, основная задача которых заключается в том, чтобы дети не отрывались от учебного процесса и не отставали от образовательной программы. В данной школе дети обучаются всю смену, пишут контрольные работы, изучают темы, то есть такая школа ничем не отличается от средней общеобразовательной. В связи с тем, что в таких школах небольшая наполняемость обучающимися, то начальное звено обучения объединяют в классы-комплекты. При проведении урока в таком классе, учитель должен пройти сразу две темы.

Анализ публикаций исследования. Вопрос об особенностях обучения русскому языку в классах-комплектах мало изучен. Имеющиеся публикации, диссертации раскрывают лишь отдельные фрагменты данной темы. В частности вопрос об организации обучения в малокомплектных школах был актуален в работах известных методистов таких, как Л.В. Байбородовой, С.Г. Макеевой, И.С. Павловой и др.

Актуальностью данного исследования является, что и позволило определить цель данной статьи – выявления особенностей уроков русского языка в классе-комплекте. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: выявить специфику проведения уроков в классе-комплекте; дать рекомендации для учителей начальной школы при планировании работы в классе-комплекте.

Изложение основного материала. В оздоровительных учреждениях школа ставит главной задачей то, чтобы дети, находящиеся на лечении, не отстали от программы общеобразовательной школы. Особенно это важно классам, которые считаются выпускными (4,9, 11 классы). Во многих санаторских школах из-за низкой наполняемости обучающихся и возникает необходимость в создании объединенных классов. Такие классы часто называются классы-комплекты или классы с разновозрастной группой обучения. При обучении школьников в таких классов возникает ряд особенностей в структуре урока, которые отличают его от урока традиционной школы. Исходя из того, что на одном уроке русского языка обучаются сразу два класса можно выделить уроки трех видов:

  1. Урок изучения нового материала.

  2. Урок, когда в одном классе изучение нового материала, а в другом закрепление.

  3. Урок обобщения и систематизации знаний. [3, с. 64]

Для учителя подготовка к уроку второго вида является наиболее сложной, такие уроки чаще всего встречаются в программе.

Главной особенностью является проведение самостоятельной работы обучающихся. В классе-комплекте урок имеет два взаимосвязанных компонента – это выполнение заданий под четким руководством учителя и самостоятельная деятельность обучающихся. Эти два компонента в процессе урока чередуются между собой. Отсюда урок представляет собой следующую структуру: работа с учителем – самостоятельная работа – работа с учителем. Иногда первым этапом урока может выступать самостоятельная работа обучающися, это повторение усвоенного материала за прошлый урок. Данная особенность нужна для того, чтобы учитель смог охватить вниманием всех детей, обучающихся в классе-комплекте. Однако такая форма работы требует от учителя более тщательной подготовки к уроку: точный расчет оптимального времени для каждого этапа, подготовка необходимого оборудования (дидактический материал, самостоятельная работа, картины, празентации и т.п.). При таком обучении функция учителя состоит в том, что он разъясняет обучающимся цели задания, приемы его выполнения, а после самостоятельной работы, обобщает ее результат, разбирает сделанные ошибки, недочеты. Так же, при изучении нового материала, учитель дает детям всю необходимую информацию, затем проводит вместе с ними работу над новой темой. После чего, обучающиеся самостоятельно закрепляют пройденный материал. В конце урока проводится подведение итогов изученного. [1, с. 56]

Время, которое учитель использует под непосредственно своим руководством целесообразнее потратить на объяснение нового материала, первичное закрепление изученного на уроке, показ наиболее рациональных способов применения знаний, обобщение и систематизация изученного материала, а также на составление таблиц и памяток.

Самостоятельная работа обучающихся может проводится на каждом этапе урока. Она может включать в себя различные виды заданий:

- самостоятельное повторение ранее изученного материала по учебнику, решение упражнений на изученную тему;

- упражнения для закрепления;

- тренировочные упражнения с практическим применением полученных знаний.

Из-за того, что в классе обучаются разные по уровню подготовки дети, на доске учитель может записывать резервные задания, которые обучающиеся могут выполнять после того, как справились с основной работой. Самостоятельная работа учащихся не должна превышать 10-15 мин урока. За это время учитель объясняет новый материал в параллельном классе. [2, с. 59] Однако продолжительность самостоятельной работы одного класса напрямую зависит от того сколько времени требуется учителю для объяснения новой темы другого класса. Если к примеру 4 класс изучает тему «Спряжение глаголов», а второй «Единственное и множественное число глаголов», то для изучения материала 4 класса понадобится большее количество времени, так как данная тема сложнее в понимании, чем тема второго класса.

Так как самостоятельная работа на уроках в классе-комплекте составляет большое количество времени, необходимо обратить внимание на такие правила ее организации:

- самостоятельная работа по содержанию и целям должна соответствовать конкретному уроку;

- по уровню она должна быть доступной обучающимся;

- самостоятельная работа требует непосредственного руководства учителя;

- самостоятельная работа завершается самоконтролем и проверкой правильности ее выполнения. [3, с. 60]

Организация работы на уроках русского языка должна подчиняться одному методическому правилу: первыми отвечать на вопросы учителя нужно давать младшим детям, так как иногда некоторые вопросы являются для старших детей очень легкими, а у младших вызывают затруднение. Таким образом, старше дети часто не дают возможности отвечать младшим. К таким вопросам можно отнести «Назовите род имен существительных», «Сколько чисел имеет глагол?», «Что обозначает имя прилагательное и на какие вопросы оно отвечает?» и др. Если обучающиеся второго класса не могут ответить на подобные вопросы, то возможность ответа переходит к четвертому классу. Старшие ученики, иллюстрируя свой уровень знаний, стимулируют развитие младших.

При подготовке к проведению урока учитель заранее должен определить задачи урока (как общие для всего класса, так и для каждого в отдельности); выбрать материал на каждый этап урока и для каждого обучающегося; определить способы изучения нового материала по классам, чтоб удовлетворить требования программы по данной теме; спланировать учебное занятие (структуру, оформление, написание конспекта). [4, с. 14]

Выводы. Обучение в классе-комплекте имеет свои особенности, однако оно направленно на всестороннее развитие личности. Планируя работу в таком классе, учитель должен учитывать то, что за один урок он должен успеть изучить две темы.

Резюме. В данной работе выявлены особенности обучения русскому языку и даны рекомендации по планированию работы в классе-комплекте.

Ключевые слова. Класс-комплект, малокомплектная школа, оздоровительное учреждение, русский язык.

Abstract. In this work, the features of teaching Russian language and recommendations for planning work in the classroom-set.

Key word. Class-set, small school, health institution, Russian language.

Литература.

  1. Тарасова, Л.Д. Однопредметный урок в малокомплектной школе/ Л.Д. Тарасова // Начальная школа. – № 1. – 2012. – С. 56-60

  2. Платонова, Н.Н. Урок русского языка в малокомплектной школе / Н.Н. Платонова // Начальная школа. – № 2. – 2014. – С. 59-63

  3. Арзуманова, Р.А. Особенности урока в условиях малокомплектной начальной школы/ Р.А. Арзуманова // Актуальные проблемы современности. - № 3. – 2017. – С. 62-66

  4. Ирина Сергеевна Павлова. Обучение в развовозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы:Дис.... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ярославль 2007 303 с. РГБ ОД. 61 :()5-13 21 50