СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности ОГЭ и ЕГЭ по литературе - 2021

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены изменения в заданиях в ОГЭ по литературе - 2021 года. Презентация разработана методистом, старшим преподавателем филологического образования ГАОУ ДПО "ЛОИРО" Терешиной Валентиной Анатольевной.

Просмотр содержимого документа
«Особенности ОГЭ и ЕГЭ по литературе - 2021»

Особенности КИМ ЕГЭ и ОГЭ 2021 года по литературе 2020 – 2021 учебный год

Особенности КИМ ЕГЭ и ОГЭ 2021 года по литературе

2020 – 2021 учебный год

Контрольные измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по литературе 2021 года Кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по литературе и основного государственного экзамена по литературе. Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году единого государственного экзамена по литературе и основного государственного экзамена по литературе. Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена и основного государственного экзамена 2020 года по литературе.

Контрольные измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по литературе 2021 года

  • Кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по литературе и основного государственного экзамена по литературе.
  • Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году единого государственного экзамена по литературе и основного государственного экзамена по литературе.
  • Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена и основного государственного экзамена 2020 года по литературе.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого и основного государственных экзаменов по литературе «Из литературы второй половины ХХ в. ‒ начала ХХI века» * В зависимости от формулировки задания 17.4 экзаменуемый может опираться на произведения новейшей отечественной литературы 1990-х – 2000-х гг., не обозначенные в кодификаторе.

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого и основного государственных экзаменов по литературе

«Из литературы второй половины ХХ в. ‒ начала ХХI века»

* В зависимости от формулировки задания 17.4 экзаменуемый может опираться на произведения новейшей отечественной литературы 1990-х – 2000-х гг., не обозначенные в кодификаторе.

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по литературе  Лирический герой, ремарка, лирические отступления. Литературные направления. Определение стихотворного размера. Недостаточное знание текста (определение места действия). Язык художественного произведения.

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по литературе

  • Лирический герой, ремарка, лирические отступления.
  • Литературные направления.
  • Определение стихотворного размера.
  • Недостаточное знание текста (определение места действия).
  • Язык художественного произведения.

Произведения, вызвавшие затруднения у выпускников при сдаче ЕГЭ  Н.В. Гоголь. «Ревизор». «Мёртвые души». А.А. Фет. Стихотворения. Н.А. Некрасов. Стихотворения. М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Поэзия второй половины ХХ –ХХI века.

Произведения, вызвавшие затруднения у выпускников при сдаче ЕГЭ

  • Н.В. Гоголь. «Ревизор». «Мёртвые души».
  • А.А. Фет. Стихотворения.
  • Н.А. Некрасов. Стихотворения.
  • М.А. Шолохов. «Тихий Дон».
  • Поэзия второй половины ХХ –ХХI века.
Перечень умений, не усвоенных обучающимися  Умение соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры. Умение раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведений. Умение определять жанрово-родовую специфику литературного произведения. Умение сопоставлять лирические произведения. Умение аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению. Умение писать сочинения на литературные темы.

Перечень умений, не усвоенных обучающимися

  • Умение соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры.
  • Умение раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведений.
  • Умение определять жанрово-родовую специфику литературного произведения.
  • Умение сопоставлять лирические произведения.
  • Умение аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению.
  • Умение писать сочинения на литературные темы.
Современная отечественная литература Современная отечественная литература (17.4 «Тема обновления жизни…», «Тема взаимопонимания между людьми…», «Образ дороги и тема жизненного пути…», «Образ писателя…», «Духовные искания героев…», «Тема служения родине…» . Во всех формулировках предполагается обращение к отечественной литературе XX – ХХI века и самостоятельный выбор произведений.) При обращении к новейшей литературе для анализа привлекаются либо хорошо знакомые выпускникам произведения, изученные в 11 классе, либо художественные тексты, к которым традиционно обращаются на уроках подготовки к итоговому сочинению. Если сочинения написаны по малоизвестным или неизвестным произведениям, то экспертам, чтобы соблюсти права участника экзамена, приходится проводить дополнительную работу по установлению подлинности существования художественного текста и знакомиться с ним в процессе проверки.

Современная отечественная литература

  • Современная отечественная литература (17.4 «Тема обновления жизни…», «Тема взаимопонимания между людьми…», «Образ дороги и тема жизненного пути…», «Образ писателя…», «Духовные искания героев…», «Тема служения родине…» . Во всех формулировках предполагается обращение к отечественной литературе XX – ХХI века и самостоятельный выбор произведений.)
  • При обращении к новейшей литературе для анализа привлекаются либо хорошо знакомые выпускникам произведения, изученные в 11 классе, либо художественные тексты, к которым традиционно обращаются на уроках подготовки к итоговому сочинению.
  • Если сочинения написаны по малоизвестным или неизвестным произведениям, то экспертам, чтобы соблюсти права участника экзамена, приходится проводить дополнительную работу по установлению подлинности существования художественного текста и знакомиться с ним в процессе проверки.
Аналитические материалы 1. С.А. Зинин, М.А. Барабанова, Л.В. Новикова  «Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по литературе». 2. Статистико-аналитический отчёт ГИА-11 2020 года по литературе.

Аналитические материалы

1. С.А. Зинин, М.А. Барабанова, Л.В. Новикова

«Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по литературе».

2. Статистико-аналитический отчёт ГИА-11 2020 года по литературе.

Главные направления работы  с обучающимися Полноценное освоение содержания предмета. Владение фактульной информацией: имена персонажей, топонимы, детали, исторические факты и др. Формирование умения устанавливать соответствие между персонажами и их характеристиками, авторами и названиями, героями и репликами и т. п.

Главные направления работы с обучающимися

  • Полноценное освоение содержания предмета.
  • Владение фактульной информацией: имена персонажей, топонимы, детали, исторические факты и др.
  • Формирование умения устанавливать соответствие между персонажами и их характеристиками, авторами и названиями, героями и репликами и т. п.
Главные направления работы  с обучающимися Заучивание наизусть цитат из эпических, драматических произведений и стихотворений. Обучение внимательному чтению и анализу предложенного задания и темы сочинения; выявлению учебной задачи в формулировке тем разных типов. Обучение создавать развёрнутое, композиционно сбалансированное высказывание.

Главные направления работы с обучающимися

  • Заучивание наизусть цитат из эпических, драматических произведений и стихотворений.
  • Обучение внимательному чтению и анализу предложенного задания и темы сочинения; выявлению учебной задачи в формулировке тем разных типов.
  • Обучение создавать развёрнутое, композиционно сбалансированное высказывание.
Главные направления работы  с обучающимися Формировать умение аргументировать. Формировать умение обоснованно и разносторонне привлечь тексты произведений для обоснования собственных тезисов. Формировать умение сопоставлять литературные произведения, опираясь на общее представление об историко-культурном контексте.

Главные направления работы с обучающимися

  • Формировать умение аргументировать.
  • Формировать умение обоснованно и разносторонне привлечь тексты произведений для обоснования собственных тезисов.
  • Формировать умение сопоставлять литературные произведения, опираясь на общее представление об историко-культурном контексте.
Поэзия второй половины XX века Б.А. Ахмадулина И.А. Бродский Б.Ш. Окуджава Н.М. Рубцов А.А. Вознесенский В.С. Высоцкий Д.С. Самойлов Б.А. Слуцкий Е.А. Евтушенко Н.А. Заболоцкий В.Н. Соколов В.А. Солоухин Ю.П. Кузнецов Л.Н. Мартынов А.А. Тарковский

Поэзия второй половины XX века

Б.А. Ахмадулина

И.А. Бродский

Б.Ш. Окуджава

Н.М. Рубцов

А.А. Вознесенский

В.С. Высоцкий

Д.С. Самойлов

Б.А. Слуцкий

Е.А. Евтушенко

Н.А. Заболоцкий

В.Н. Соколов

В.А. Солоухин

Ю.П. Кузнецов

Л.Н. Мартынов

А.А. Тарковский

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году единого государственного экзамена по литературе  СТРУКТУРА КИМ ЕГЭ  2 художественных текста, предлагаемые для анализа, позволяют проверить знание выпускниками конкретных произведений и их способность анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности;  2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления).

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году единого государственного экзамена по литературе

СТРУКТУРА КИМ ЕГЭ

2 художественных текста, предлагаемые для анализа, позволяют проверить знание выпускниками конкретных произведений и их способность анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности;

2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления).

Особенности формулировок сочинений части 2 ЕГЭ  Часть 2 требует от участника ЕГЭ написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему . Выпускнику предлагаются четыре темы (17.1 – 17.4).  Темы сочинений охватывают важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса и формулируются по произведениям древнерусской литературы, классики 18 века, литературы 19 – 21 веков (включая новейшую литературу 1990 – 2000-х годов).

Особенности формулировок сочинений части 2 ЕГЭ

Часть 2 требует от участника ЕГЭ написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему . Выпускнику предлагаются четыре темы (17.1 – 17.4).

Темы сочинений охватывают важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса и формулируются по произведениям древнерусской литературы, классики 18 века, литературы 19 – 21 веков (включая новейшую литературу 1990 – 2000-х годов).

 В наборе могут быть использованы разные формы предъявления задания: в виде вопроса или тезиса (утверждения).  Темы различаются также особенностями формулировок. Одна из них может носить литературоведческий характер (на первый план выдвигается литературоведческое понятие).  / «Какова роль лирических отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души?»/  Другая нацеливает экзаменуемого на размышление над тематикой и проблематикой произведения конкретного автора. / «В чём заключается сила и слабость базаровского нигилизма?» (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)/

В наборе могут быть использованы разные формы предъявления задания: в виде вопроса или тезиса (утверждения).

Темы различаются также особенностями формулировок. Одна из них может носить литературоведческий характер (на первый план выдвигается литературоведческое понятие).

/ «Какова роль лирических отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души?»/

Другая нацеливает экзаменуемого на размышление над тематикой и проблематикой произведения конкретного автора. / «В чём заключается сила и слабость базаровского нигилизма?» (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)/

 В наборе может быть представлена тема, ориентирующая экзаменуемого на создание сочинения, близкого к читательскому дневнику (она также прикреплена к конкретному литературному материалу и требует его анализа). / «Кто из персонажей романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему?» (С опорой на анализ произведения) /  Ещё один вариант задания – это тема, близкая к литературному обзору, реализуя которую экзаменуемый может свободно выбирать текст и проявлять свои читательские интересы. / «Тема воинского подвига в отечественной литературе второй половины XX века – начала XXI в.» (Одно-два произведения по выбору) /

В наборе может быть представлена тема, ориентирующая экзаменуемого на создание сочинения, близкого к читательскому дневнику (она также прикреплена к конкретному литературному материалу и требует его анализа). / «Кто из персонажей романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему?» (С опорой на анализ произведения) /

Ещё один вариант задания – это тема, близкая к литературному обзору, реализуя которую экзаменуемый может свободно выбирать текст и проявлять свои читательские интересы. / «Тема воинского подвига в отечественной литературе второй половины XX века – начала XXI в.» (Одно-два произведения по выбору) /

Демонстрационный вариант ЕГЭ  по литературе Задания базового уровня сложности, связанные с содержанием произведения  Задание 2. Укажите авторское определение жанра пьесы А.Н. Островского «Гроза». Задание 3. Назовите имя героини рассказа… Задание 6. Как называется глава… Задание 7. Где происходит действие…

Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе

Задания базового уровня сложности, связанные с содержанием произведения

  • Задание 2. Укажите авторское определение жанра пьесы А.Н. Островского «Гроза».
  • Задание 3. Назовите имя героини рассказа…
  • Задание 6. Как называется глава…
  • Задание 7. Где происходит действие…
Новое задание  Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответству3ющими терминами. В бланке ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.  Приведённый фрагмент представляет собой напряжённый _________ между персонажами, по-своему отражающий глубокий, непримиримый __________ конфликт двух поколений.  Ответ: диалогконфликт (или полилогконфликт)

Новое задание

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответству3ющими терминами. В бланке ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Приведённый фрагмент представляет собой напряжённый _________ между персонажами, по-своему отражающий глубокий, непримиримый __________ конфликт двух поколений.

Ответ: диалогконфликт (или полилогконфликт)

Примеры сложных заданий базового уровня  единого государственного экзамена по литературе  Задание 4 Пример. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими во фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию из второго столбика. Персонажи А) Кабаниха Реплики Б) Катерина 1) «Отчего люди не летают!» 2) «…делай что хочешь, только бы шито да крыто было». В) Варвара 3) «Молодость-то что значит!» 4) «Все в огне гореть будете неугасимом.»

Примеры сложных заданий базового уровня единого государственного экзамена по литературе Задание 4

Пример. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими во фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию из второго столбика.

Персонажи

А) Кабаниха

Реплики

Б) Катерина

1) «Отчего люди не летают!»

2) «…делай что хочешь, только бы шито да крыто было».

В) Варвара

3) «Молодость-то что значит!»

4) «Все в огне гореть будете неугасимом.»

 Задание 4 строится на ключевых сюжетных элементах и основных персонажах, этот тип задания не требует знания второстепенных деталей текста произведения.  Направления работы с учащимися по освоению данного типа задания: правильно организованное повторение; сопоставление вновь изучаемого произведения с ранее изученными по разным аспектам анализа.

Задание 4 строится на ключевых сюжетных элементах и основных персонажах, этот тип задания не требует знания второстепенных деталей текста произведения.

Направления работы с учащимися по освоению данного типа задания:

  • правильно организованное повторение;
  • сопоставление вновь изучаемого произведения с ранее изученными по разным аспектам анализа.
Задание 13  Задание поискового типа: множественный выбор средств художественной выразительности  Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных Н.М. Рубцовым в стихотворении «Сентябрь»:    1. эпитет  2. ирония  3. гротеск  4. анафора  5. звукопись

Задание 13 Задание поискового типа: множественный выбор средств художественной выразительности

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных Н.М. Рубцовым в стихотворении «Сентябрь»:

1. эпитет

2. ирония

3. гротеск

4. анафора

5. звукопись

Изменения в КИМ ОГЭ 2020 года  в сравнении с 2019 годом Введена дополнительная тема сочинения в части 2. Все темы 2.1 – 2.5 формулируются по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1, что обеспечивает более широкий охват элементов проверяемого содержания. Введены критерии практической грамотности (максимально 6 баллов), что привело к увеличению максимального количества баллов за всю работу с 33 до 39 баллов. В перечень дополнительных материалов и оборудования включён орфографический словарь.

Изменения в КИМ ОГЭ 2020 года в сравнении с 2019 годом

  • Введена дополнительная тема сочинения в части 2. Все темы 2.1 – 2.5 формулируются по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1, что обеспечивает более широкий охват элементов проверяемого содержания.
  • Введены критерии практической грамотности (максимально 6 баллов), что привело к увеличению максимального количества баллов за всю работу с 33 до 39 баллов.
  • В перечень дополнительных материалов и оборудования включён орфографический словарь.
Изменения в КИМ ОГЭ 2021 года  в сравнении с 2020 годом В связи с существенными структурными и содержательными изменениями части 1 введена новая нумерация заданий. По-другому реализован принцип выбора: на выбор предлагаются не варианты блоков заданий, а конкретные задания 1.1 или 1.2; 2.1 или 2.2; 3.1 или 3.2. Суммарное число заданий экзаменационной работы увеличилось с 4 до 5 за счёт нового задания базового уровня сложности 2.1 / 2.2, требующего анализа самостоятельно выбранного фрагмента предложенного произведения в заданном направлении.  Изменения привели к увеличению максимального количества баллов за всю работу с 39 до 45 баллов.

Изменения в КИМ ОГЭ 2021 года в сравнении с 2020 годом

  • В связи с существенными структурными и содержательными изменениями части 1 введена новая нумерация заданий. По-другому реализован принцип выбора: на выбор предлагаются не варианты блоков заданий, а конкретные задания 1.1 или 1.2; 2.1 или 2.2; 3.1 или 3.2.
  • Суммарное число заданий экзаменационной работы увеличилось с 4 до 5 за счёт нового задания базового уровня сложности 2.1 / 2.2, требующего анализа самостоятельно выбранного фрагмента предложенного произведения в заданном направлении.
  • Изменения привели к увеличению максимального количества баллов за всю работу с 39 до 45 баллов.
Изменения в Кодификаторе ОГЭ Требования к результатам освоения основной образовательной программы ООО, проверяемые заданиями экзаменационной работы. Содержит указание на списки А, Б, С в Примерной основной образовательной программе ООО в Перечне элементов содержания, проверяемых на ОГЭ по литературе.

Изменения в Кодификаторе ОГЭ

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы ООО, проверяемые заданиями экзаменационной работы.
  • Содержит указание на списки А, Б, С в Примерной основной образовательной программе ООО в Перечне элементов содержания, проверяемых на ОГЭ по литературе.
«Отсекающие» требования в заданиях 8 и 15 ЕГЭ (1.1 и 1.2; 3.1 и 3.2 ОГЭ) Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки развёрнутых ответов» выставляется 0 баллов. Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 за ответ не может быть поставлено более 1 балла. Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов.

«Отсекающие» требования в заданиях 8 и 15 ЕГЭ (1.1 и 1.2; 3.1 и 3.2 ОГЭ)

  • Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки развёрнутых ответов» выставляется 0 баллов.
  • Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 за ответ не может быть поставлено более 1 балла.
  • Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов.
Ключевые аспекты в оценивании заданий 8 и 15 ЕГЭ (1.1, 1.2, 3.1 и 3.2 ОГЭ) Ответ на вопрос дан, он свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента / стихотворения; для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и пр., авторская позиция не искажена; фактические ошибки отсутствуют; отсутствуют логические и речевые ошибки .

Ключевые аспекты в оценивании заданий 8 и 15 ЕГЭ (1.1, 1.2, 3.1 и 3.2 ОГЭ)

  • Ответ на вопрос дан, он свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента / стихотворения;
  • для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и пр., авторская позиция не искажена; фактические ошибки отсутствуют;
  • отсутствуют логические и речевые ошибки .
Примеры заданий 2.1 и 2.2

Примеры заданий 2.1 и 2.2

Особенности заданий 2.1 и 2.2

Особенности заданий 2.1 и 2.2

Инструкция перед заданием 2.1 и 2.2

Инструкция перед заданием 2.1 и 2.2

Ключевые аспекты в оценивании заданий 2.1 и 2.2  Фрагмент выбран в соответствии с заданием , ответ дан и свидетельствует о понимании выбранного фрагмента; для аргументации суждений выбранный фрагмент привлекается на уровне анализа важных для выполнения заданий образов, микротем, деталей и т.п.; авторская позиция не искажена ; фактические ошибки отсутствуют; отсутствуют логические и речевые ошибки.

Ключевые аспекты в оценивании заданий 2.1 и 2.2

  • Фрагмент выбран в соответствии с заданием , ответ дан и свидетельствует о понимании выбранного фрагмента;
  • для аргументации суждений выбранный фрагмент привлекается на уровне анализа важных для выполнения заданий образов, микротем, деталей и т.п.; авторская позиция не искажена ; фактические ошибки отсутствуют;
  • отсутствуют логические и речевые ошибки.
Изменения в оценке выполнения заданий 9 и 16 ЕГЭ Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев или родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например,  Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой и А.К. Толстой). Уточнены требования к выполнению сопоставительных заданий 9 и 16 единого государственного экзамена: в инструкциях к ним нет требования давать обоснование выбора примера для сопоставления , что отражено в критериях их оценивания.

Изменения в оценке выполнения заданий 9 и 16 ЕГЭ

  • Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов одном из примеров допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста).
  • При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев или родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например,

Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой и А.К. Толстой).

  • Уточнены требования к выполнению сопоставительных заданий 9 и 16 единого государственного экзамена: в инструкциях к ним нет требования давать обоснование выбора примера для сопоставления , что отражено в критериях их оценивания.

«Отсекающие» требования в заданиях  9 и 16 ЕГЭ Критерии 1 и 2 являются основными. Если по обоим критериям 1 и 2 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. При оценивании последовательности примеров для сопоставления определяется их последовательностью в работе экзаменуемого. Если по критерию 1 или по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 за ответ не может быть поставлено более 2 баллов. Если по критерию 3 ставится 0 баллов, то по критерию 4 работа оценивается 0 баллов.

«Отсекающие» требования в заданиях 9 и 16 ЕГЭ

  • Критерии 1 и 2 являются основными. Если по обоим критериям 1 и 2 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. При оценивании последовательности примеров для сопоставления определяется их последовательностью в работе экзаменуемого.
  • Если по критерию 1 или по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 за ответ не может быть поставлено более 2 баллов.
  • Если по критерию 3 ставится 0 баллов, то по критерию 4 работа оценивается 0 баллов.
Схема написания развёрнутого ответа ограниченного объёма (задания 9 и 16 ЕГЭ) Указание двух примеров для сопоставления (авторы и названия произведений). Сопоставление первого произведения с исходным текстом в заданном направлении анализа. Сопоставление второго текста с исходным текстом в заданном направлении анализа

Схема написания развёрнутого ответа ограниченного объёма (задания 9 и 16 ЕГЭ)

  • Указание двух примеров для сопоставления (авторы и названия произведений).
  • Сопоставление первого произведения с исходным текстом в заданном направлении анализа.
  • Сопоставление второго текста с исходным текстом в заданном направлении анализа
Ключевые аспекты в оценивании заданий 9 и 16 ЕГЭ  Ответ на указанные задания должен соответствовать следующим требованиям: названы произведения, самостоятельно выбранные выпускником для сопоставления с исходным текстом, и указаны их авторы (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст) ; произведения сопоставлены с предложенным текстом в заданном направлении анализа; для аргументации суждений тексты выбранных произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.; авторская позиция не искажена; фактические ошибки отсутствуют; логические, речевые ошибки отсутствуют.

Ключевые аспекты в оценивании заданий 9 и 16 ЕГЭ

Ответ на указанные задания должен соответствовать следующим требованиям:

  • названы произведения, самостоятельно выбранные выпускником для сопоставления с исходным текстом, и указаны их авторы (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст) ;
  • произведения сопоставлены с предложенным текстом в заданном направлении анализа;
  • для аргументации суждений тексты выбранных произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.; авторская позиция не искажена;
  • фактические ошибки отсутствуют;
  • логические, речевые ошибки отсутствуют.
«Отсекающие» требования  в задании 4 ОГЭ Если по критерию 1 («Сопоставление произведений») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным, и ответ дальше не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов. Если по критерию 2 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 3 («Логичность и соблюдение речевых норм») выставляется 0 баллов.

«Отсекающие» требования в задании 4 ОГЭ

  • Если по критерию 1 («Сопоставление произведений») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным, и ответ дальше не проверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов.
  • Если по критерию 2 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 3 («Логичность и соблюдение речевых норм») выставляется 0 баллов.
Требования к выполнению задания 4 ОГЭ Задание предполагает сравнение двух текстов (фрагментов текстов) в указанном направлении, самостоятельное извлечение информации из предложенного для сопоставления материала, нахождение оснований для построения сопоставительного анализа в рамках определенного в задании направления. Перед выполнением этого задания необходимо внимательно прочесть предложенный для сопоставления текст, уяснить его связь с основным текстом. Задание 4 нацеливает экзаменуемого на преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в текстах информации.

Требования к выполнению задания 4 ОГЭ

  • Задание предполагает сравнение двух текстов (фрагментов текстов) в указанном направлении, самостоятельное извлечение информации из предложенного для сопоставления материала, нахождение оснований для построения сопоставительного анализа в рамках определенного в задании направления.
  • Перед выполнением этого задания необходимо внимательно прочесть предложенный для сопоставления текст, уяснить его связь с основным текстом.
  • Задание 4 нацеливает экзаменуемого на преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в текстах информации.
Ключевые аспекты в оценивании заданий 1.1.3 и 1.2.3 ОГЭ  Ответ на указанные задания должен соответствовать следующим требованиям: произведения сопоставлены в заданном направлении анализа; для аргументации суждений тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.; авторская позиция обоих текстов не искажена; фактические ошибки отсутствуют; логические, речевые ошибки отсутствуют.

Ключевые аспекты в оценивании заданий 1.1.3 и 1.2.3 ОГЭ

Ответ на указанные задания должен соответствовать следующим требованиям:

  • произведения сопоставлены в заданном направлении анализа;
  • для аргументации суждений тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.; авторская позиция обоих текстов не искажена;
  • фактические ошибки отсутствуют;
  • логические, речевые ошибки отсутствуют.
Требования к сочинению Глубокое и многостороннее раскрытие темы сочинения; убедительность аргументации; понимание авторской позиции; разностороннее и обоснованное привлечение текста рассматриваемого произведения (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.) для аргументации; умение формулировать и обосновывать свою точку зрения; точность в изложении литературных фактов; грамотное использование теоретико-литературных понятий для анализа произведения; композиционная цельность и логичность сочинения; отсутствие логических и речевых ошибок.

Требования к сочинению

  • Глубокое и многостороннее раскрытие темы сочинения;
  • убедительность аргументации; понимание авторской позиции;
  • разностороннее и обоснованное привлечение текста рассматриваемого произведения (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.) для аргументации;
  • умение формулировать и обосновывать свою точку зрения;
  • точность в изложении литературных фактов;
  • грамотное использование теоретико-литературных понятий для анализа произведения;
  • композиционная цельность и логичность сочинения;
  • отсутствие логических и речевых ошибок.
Темы сочинений ОГЭ 5.1. Против чего протестует Чацкий? (По комедии  А.С. Грибоедова «Горе от ума»)  Ответ на проблемный вопрос: один ключевой тезис. Формировать умение строить аргументированное рассуждение. 5.2. В чём схожи и в чём различны, с Вашей точки зрения, натуры Хлестакова и Чичикова? (По произведениям Н.В. Гоголя «Ревизор» и «Мёртвые души»)  Тема сопоставительная. Учить правильному пониманию формулировки.

Темы сочинений ОГЭ

5.1. Против чего протестует Чацкий? (По комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Ответ на проблемный вопрос: один ключевой тезис. Формировать умение строить аргументированное рассуждение.

5.2. В чём схожи и в чём различны, с Вашей точки зрения, натуры Хлестакова и Чичикова? (По произведениям Н.В. Гоголя «Ревизор» и «Мёртвые души»)

Тема сопоставительная. Учить правильному пониманию формулировки.

Темы сочинений ОГЭ 5.3. В чём Вы видите правоту филолога Н.К. Гудзия, утверждавшего , что в прозе Л.Н. Толстого проявился «дар чрезвычайной наблюдательности»? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)  Тема, использующая цитату или фрагмент цитаты. 5.4. Как в лирике одного из отечественных поэтов второй половины XX ‒ начала XXI в.  раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)  Тема по лирике или прозе.

Темы сочинений ОГЭ

5.3. В чём Вы видите правоту филолога Н.К. Гудзия, утверждавшего , что в прозе Л.Н. Толстого проявился «дар чрезвычайной наблюдательности»? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)

Тема, использующая цитату или фрагмент цитаты.

5.4. Как в лирике одного из отечественных поэтов второй половины XX начала XXI в. раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Тема по лирике или прозе.

Темы сочинений ОГЭ Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас  актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений)  Сюжеты, персонажи, мотивы…  Актуальна, интересна…  Все темы сформулированы по произведениям, не использующимся в первой части экзаменационной работы.

Темы сочинений ОГЭ

  • Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений)

Сюжеты, персонажи, мотивы…

Актуальна, интересна…

Все темы сформулированы по произведениям, не использующимся в первой части экзаменационной работы.

«Отсекающие» требования в задании  17 ЕГЭ и 5.1 – 5.5 ОГЭ Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется . По другим критериям выставляется 0 баллов. При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

«Отсекающие» требования в задании 17 ЕГЭ и 5.1 – 5.5 ОГЭ

  • Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется . По другим критериям выставляется 0 баллов.
  • При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
  • При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
ОГЭ: в сочинении по поэзии нужно анализировать не менее 2 произведений. При привлечении только 1 стихотворения (или поэмы) по критерию 2 не может быть поставлено выше 1 балла. ЕГЭ: если в формулировке темы сочинения указано, что тема раскрывается на примере 3 произведений, то при привлечении 2 стихотворений по критерию 2 ставится не выше 2 баллов, при привлечении одного произведения – не выше 1 балла.
  • ОГЭ: в сочинении по поэзии нужно анализировать не менее 2 произведений. При привлечении только 1 стихотворения (или поэмы) по критерию 2 не может быть поставлено выше 1 балла.
  • ЕГЭ: если в формулировке темы сочинения указано, что тема раскрывается на примере 3 произведений, то при привлечении 2 стихотворений по критерию 2 ставится не выше 2 баллов, при привлечении одного произведения – не выше 1 балла.
Разные уровни раскрытия темы Тема раскрыта глубоко, разносторонне. Тема раскрыта глубоко, но односторонне. Тема раскрыта поверхностно.

Разные уровни раскрытия темы

  • Тема раскрыта глубоко, разносторонне.
  • Тема раскрыта глубоко, но односторонне.
  • Тема раскрыта поверхностно.
Разные уровни привлечения текста уровень анализа важных для выполнения задания фрагментов (образов, микротем, деталей и т.п.); уровень общих рассуждений о содержании произведения; уровень пересказа содержания произведения или его фрагментов без необходимых комментариев и оценок.

Разные уровни привлечения текста

  • уровень анализа важных для выполнения задания фрагментов (образов, микротем, деталей и т.п.);
  • уровень общих рассуждений о содержании произведения;
  • уровень пересказа содержания произведения или его фрагментов без необходимых комментариев и оценок.
Критерии оценивания грамотности (ОГЭ)  ГК 1. Соблюдение орфографических норм (2 б. – не более 1 ошибки; 1 б. – не более 4 ошибок). ГК 2. Соблюдение пунктуационных норм (2 б. – не более 2 ошибок, 1 б. – не более 5 ошибок). ГК 3. Соблюдение грамматических норм (2 б. – не более 1 ошибки, 1 б. – не более 3 ошибок). Выполнено не менее трёх заданий (2 из части 1 и сочинение из части 2).

Критерии оценивания грамотности (ОГЭ)

  • ГК 1. Соблюдение орфографических норм (2 б. – не более 1 ошибки; 1 б. – не более 4 ошибок).
  • ГК 2. Соблюдение пунктуационных норм (2 б. – не более 2 ошибок, 1 б. – не более 5 ошибок).
  • ГК 3. Соблюдение грамматических норм (2 б. – не более 1 ошибки, 1 б. – не более 3 ошибок).
  • Выполнено не менее трёх заданий (2 из части 1 и сочинение из части 2).
Автор презентации: Терешина Валентина Анатольевна,   методист, старший преподаватель кафедры филологического образования факультета основного общего и среднего общего образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО».   Телефон: 8-911-253-04-36  Электронный адрес: umz-rl-loiro@mail.ru

Автор презентации:

Терешина Валентина Анатольевна,

методист, старший преподаватель кафедры филологического образования факультета основного общего и среднего общего образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО».

Телефон: 8-911-253-04-36

Электронный адрес: umz-rl-loiro@mail.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс