СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности организации и функционирования ПМПк"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-медико-педагогическая комиссия – это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами (психологом, дефектологом, логопедом, неврологом и др.) на выявление отклонений в развитии,  определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательном учреждении и переводе в коррекционное образовательное учреждение.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности организации и функционирования ПМПк"»

Тема: «Особенности организации и функционирования ПМПкомиссии»




План


Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Организация, цель, задачи и содержание деятельности ПМПК………..…4

  2. Порядок приема и обследование детей в ПМПК, документооборот…...…7

  3. Роль ПМПК в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями……………………………………………………………....10

Заключение…………………………………………………………………….13

Литература………………………………………………………….…………14



























Введение

В условиях развития современного общества особенно значимыми становятся многочисленные проблемы детей. Наблюдаются количественные и качественные изменения категории детей, объединенных понятием «дети с проблемами в развитии». Причины отклонений в поведении и обучении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, чрезмерной занятости родителей. Развитие современного образования требует знания особенностей каждого воспитанника, путей профессионального сопровождения ребенка, умения определить его индивидуальный маршрут с учетом психофизических и индивидуальных особенностей.

Для специалистов психолого-медики-педагогической комиссии (далееПМПК)важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленными особенностями развития сможет реализовать свой потенциал, будучи интегрированным в социум.

В концепции модернизации системы образования на данный период обозначена главная задача образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Создание педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей все многообразие различных типов образовательных учреждений.

Дети с отклонениями в развитии в нашей республике могут получать специальную психолого-медико-педагогическую помощь в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты и в системе образования. Образовательный процесс в специальных школах и дошкольных учреждениях имеет свою специфику и предполагает высокий уровень профессиональной компетенции учителей-дефектологов, учителей-воспитателей, воспитателей, педагогов-психологов. Участники коррекционно-педагогического процесса должны обладать широким научным кругозором и хорошо ориентироваться в теоретических и прикладных вопросах специальной педагогики.

Психолого-медико-педагогические комиссии осуществляют отбор детей в специальные организации образования, на основании установленных в результате комплексного обследования диагнозов нарушений психофизического развития. А также является начальным звеном системы специального(коррекционного) образования[2].

  1. Организация, цель, задачи и содержание деятельности ПМПК

На современном этапе развития системы образования Приднестровской Молдавской республики деятельность образовательных учреждений направлена на полноценное развитие личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Формирование адаптивной социально-образовательной среды, состоящей из различных типов образовательных учреждений, включает в себя работу Психолого-медико-педагогической комиссии.

Психолого-медико-педагогическая комиссия – это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами (психологом, дефектологом, логопедом, неврологом и др.) на выявление отклонений в развитии, определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательном учреждении и переводе в коррекционное образовательное учреждение. Деятельность ПМПК осуществляется в соответствии с Законом ПМР «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» и на основе Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской республики от 06.06.2013 года[7].

Цель деятельности ПМПК – обеспечить достоверность и объективность заключения об особенностях развития личности ребенка и определить оптимальные условия, позволяющие максимально реализовать потенциальные возможности его дальнейшего развития.

Основные задачи ПМПК:

  1. психолого-медико-педагогическое обследование детей и подростков до 18 лет с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза и определения адекватных условий лечения, обучения и воспитания;

  2. определение специальных потребностей ребенка и установление его прав на получение медицинских, специальных образовательных, специальных социальных услуг;

  3. подтверждение, уточнение и изменение, в случае необходимости, ранее установленного диагноза и прав на получение специальных услуг в связи с изменением состояния ребенка;

  4. направление, пpи необходимости, детей и подростков в диагностические центры и иные лечебно-профилактические организации для углубленного обследования, лечения и динамического наблюдения;

  5. разработка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической и социальной помощи, составление индивидуальной программы реабилитации, организация их лечения, воспитания и обучения в организациях образования;

  6. оказание консультативной помощи родителям (законным представителям), педагогам, врачам по вопросам лечения, воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии: со школьной неуспеваемостью, нарушением поведения, эмоционально-волевой сферы, трудностями общения, в том числе не подлежащих направлению в специальные коррекционные организации;

  7. совместная работа с органами управления образованием, здравоохранением и социальной защиты, общественными организациями по своевременному выявлению детей, в том числе раннего возраста с различными отклонениями в развитии, нуждающихся в специализированной помощи;

8) учет и ведение отчетности о детях с ограниченными возможностями, их потребностях в медицинских, специальных образовательных и социальных услугах совместно с органами управления образованием, здравоохранением и социальной защиты;

9) разъяснительная работа среди населения, работников органов образования, здравоохранения и социальной защиты населения об особенностях психофизического состояния детей с ограниченными возможностями;

10) методическое руководство и оказание помощи педагогам специальных коррекционных организаций в изучении динамики развития детей и подростков в процессе воспитания и обучения;

11) внесение в органы управления образованием предложений по развитию сети специальных коррекционных организаций для детей с ограниченными возможностями[1].

Таким образом, деятельность психолого-медико-педагогической комиссии на современном этапе определяются Законом ПМР «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» и другими нормативно-правовыми документами. Целью деятельности ПМПК является обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Организация работы ПМПК направлена на создание необходимых условий для работы широкого круга специалистов для полноценного обследования детей.

РПМПК является межведомственной, организуется при уполномоченном исполнительном органе государственной власти, в ведении которого находятся вопросы социальной защиты, и включает представителей данного исполнительного органа власти и исполнительных органов власти, в ведении которых находятся вопросы здравоохранения и образования.

ПМПК создаются из расчета не менее одной комиссии на каждую административно-территориальную единицу Приднестровской Молдавской Республики.

ПМПК работает на базе организации образования, имеющей необходимые условия для всестороннего обследования детей, с учетом пропускной способности не более 10 человек.

В состав ПМПК всех уровней в обязательном порядке входят следующие специалисты: врачи: психиатр, невропатолог, сурдолог, офтальмолог, психолог, учителя: логопед, дефектологи (олигофренопедагог,сурдопедагог,тифлопедагог), социальный педагог.Другие специалисты медицинского и иного профиля привлекаются для работы в соответствии с законодательством о труде[3].

Основным содержанием работы ПМПК является:

  1. проведение возможно более раннего бесплатного психолого-медико-педагогического обследования детей, выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и определения адекватных специальных условий для получения образования;

  2. удостоверение прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на специальное образование, составление соответствующего заключения;

  3. обследование детей с ограниченными возможностями здоровья и определение типа и вида образовательного учреждения для дальнейшего воспитания и обучения;

  4. составление рекомендаций к индивидуальному плану обучения;

  5. подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза;

  6. консультирование родителей (иных законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья;

  7. консультирование педагогических, медицинских и социальных работников по вопросам, связанным со специальными условиями для получения детьми образования, их правами и правами родителей (иных законных представителей);

  8. разъяснительная работа среди населения по проблемам особенностей физического и психического развития детей, компенсаторных возможностей организма, значения своевременной оптимально организованной коррекционной деятельности в семье и специальных (коррекционных) организациях образования [7].

ПМПК осуществляет комплексное обследование ребенка, руководствуясь принципами гуманного отношения к детям и их родителям (законным представителям), заложенными в Конвенции о правах ребенка, Законе «О правах ребенка»и других нормативно-правовых документов. Данная комиссия работает в тесном сотрудничестве с органами управления образованием, здравоохранением, социальной защиты, внутренних дел, а также с организациями по вопросам оказания всесторонней помощи детям с ограниченными возможностями[4].

Таким образом, условия для работы ПМПК позволяют эффективно организовать деятельность специалистов по выявлению нарушений в развитии каждого обследуемого ребенка, установление психолого-педагогического диагноза отклоняющегося развития, основанного на выявленных особенностях и нарушениях умственного и речевого развития.

  1. Порядок приема и обследование детей в ПМПК, документооборот

Направление детей и подростков в ПМПК осуществляется по инициативе организаций образования, здравоохранения, социальной защиты, общественных организаций, а также родителей (законных представителей) с предъявлением следующих документов:

  • свидетельство о рождении;

  • медицинское обследование с подробной выпиской из истории развития ребенка с заключениями врачей и результатов обследований;

  • подробная педагогическая характеристика с анализом развития эмоциональной сферы и поведения, успеваемости;

  • письменные работы по государственному и русскому языкам, математике, рисунков и других продуктов деятельности ребенка-школьника.

Обследование детей и подростков, обратившихся в ПМПК по инициативе родителей (законных представителей) допускается и без представления документов. Прием детей на ПМПК осуществляется только в сопровождении родителей (законных представителей). Прием подростков с 14 лет, обратившихся по личной инициативе, допускается без сопровождения родителей (законных представителей).

Полное первичное обследование включает в себя все виды обследования (неврологическое, психиатрическое, психолого-педагогическое, логопедическое), а также сбор анамнеза, запись результатов обследования в карту и оформление заключения, при этом длительность его не должна превышать более одного часа, а при повышенной утомляемости ребенка не более 20-30 минут.

Полным первичным обследованием считается обследование, в ходе которого происходит максимально полный сбор анамнеза, оценка состояния ребенка всеми специалистами ПМПК и в результате устанавливается развернутый диагноз или выносится психолого-медико-педагогическое заключение.

Повторное обследование назначается с целью уточнения или изменения общего заключения ПМПК, прежде всего, в случаях необходимости уточнения степени интеллектуального дефекта после диагностических учебно-коррекционных занятий (диагностические классы (группы), пробное обучение в организациях образования).

Дополнительное обследование назначается для уточнения диагноза и получения дополнительных сведений о состоянии ребенка, служащих базой для подробных медицинских и психолого-педагогических рекомендаций. С целью контроля динамики состояния ребенканазначается контрольное обследование [5].

Данные обследования протоколируются в Протоколе заседания ПМПК. На основании данных индивидуального обследования ребенка в ПМПК составляется общее заключение всех специалистов о характере отклонений в его развитии. Принимается коллегиальное решение о типе и форме организации коррекционного воспитания и обучения с учетом его психофизических возможностей и индивидуальных особенностей. Составляется индивидуальная программа реабилитации, предусматривающая оказание необходимых медицинских, образовательных и социальных услуг, при необходимости подросткам даются рекомендации по профориентации и трудоустройству, социальной и трудовой адаптации.

В тех случаях, когда родители (законные представители) не согласны с заключением городской ПМПК, они могут обратиться в республиканскую психолого-медико-педагогическую консультацию.

Списки обследованных детей и подростков с ограниченными возможностями с указанием их нужд в образовательных, медицинских и социальных услугах и рекомендациями ПМПК направляются в соответствующие органы управления образованием, здравоохранением, социальной защиты для оказания им необходимой помощи. Родителям (законным представителям) выдается протокол и выписка с заключением, где указывается диагноз и соответствующие рекомендации.

Заключение ПМПК о форме организации обучения и воспитания, типе и виде организации носит рекомендательный характер и может быть основанием для направления детей и подростков в специальные коррекционные и другие организации образования при согласии родителей (законных представителей). Заключение ПМПК о виде и форме образования направляется в органы управления образованием[3].

Таким образом, порядок приема детей ПМПК позволяет охватить всех нуждающихся в обследовании детей.

Для эффективной работы и систематизации сведении об обследуемых детяхв ПМПК ведется следующая документация:

  • журнал предварительной записи на консультацию;

  • журнал учета детей, прошедших обследование;

  • протоколы заседаний ПМПК, в которых фиксируются ход и результаты обследования всеми специалистами;

В Протоколе заседания ПМПК отражаются результаты всех видов обследования (анамнестические сведения, неврологические, психиатрические и другие виды медицинских осмотров, параклинические исследования, психологическое, педагогическое, логопедическое) и выносится общее заключение ПМПК. Протоколы заседаний ПМПК хранятся в течение 5 лет, по истечении срока передаются в архив.

Выписка из Протокола заседания ПМПК выдается родителям (законным представителям), где указывается:

  • состояние интеллекта ребенка;

  • развернутый неврологический диагноз;

  • психиатрический диагноз: при наличии у ребенка психических заболеваний и расстройств диагноз психиатра;

  • при наличии речевых нарушений - заключение логопеда;

  • сопутствующие заболевания и синдромы (хронические заболевания органов и систем, наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы, а также патопсихологические, нейропсихологические синдромы, школьная дезадаптация) [6].

В случае необходимости родителям (законным представителям), а также педагогам, врачам выдаются подробные рекомендации по лечению, обучению и воспитанию детей и подростков.

Родителям (законным представителям) могут быть выданы более подробные рекомендации по обучению и воспитанию в письменной форме в тех случаях, когда ребенок страдает нарушением интеллекта и речи.

В тех случаях, когда состояние ребенка квалифицируется как психическое расстройство, к числу которых относятся психозы, психопатии, невротические реакции, патохарактерологические формирования личности, развернутые заключения ПМПК выдаются только по запросам следственных органов, центров психического здоровья, психиатрических больниц и центральных органов в области образования, здравоохранения и социальной защиты населения[4].

Таким образом, документация психолого-медико-педагогической комиссии предоставляет информацию о выявленных нарушениях и позволяет организовать работу всех специалистовв образовательном учреждении по преодолению отклонений в развитии каждого ребенка.













  1. Роль ПМПК в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями


ПМПКявляется начальным звеном системы специального образования. Специальное образование является частью системы общего образования, и государство создает условия для лиц, имеющих специальные образовательные потребности с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования. 

В Приднестровской Молдавской республике в качестве приоритетных направлений деятельности по созданию условий для получения образования детей данной категории являются следующие направления:

Первое направление — выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционно-педагогической работы на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения и подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Второе направление — создание вариативных условий для реализации права на образование всех категорий детей с учетом их психофизических особенностей.

В настоящее время в республике существует дифференцированная сеть специальных организаций образования для организации обучения детей с ограниченными возможностями в развитии, которая включает: специальные (коррекционные) организации образования по видам и типам, специальные группы при детских садах общего типа и специальные классы в общеобразовательных школах [7].

Специфическими целями образования для обучающихся  и воспитанников с ограниченными возможностями в развитии являются:

  • с нарушениями слуха – овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха, развитие словесной речи;

  • с нарушениями зрения - овладение специальными средствами чтения и письма, ориентировки в пространстве;

  • с нарушениями интеллекта – развитие и коррекция всех психических функций, социально-бытовая ориентировка, подготовка к самостоятельной трудовой деятельности;

  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата – максимальное овладение всеми навыками жизнеобеспечения;

  • с тяжелыми нарушениями речи – овладение коммуникативными навыками речевого общения.

В целях организации обучения детей с ограниченными возможностями в развитии разработаны специальные общеобразовательные учебные программы, учитывающие степень выраженности нарушений психофизического развития и познавательных возможностей учащихся и предусматривающие вариативность обучения:       

      1. образование, соответствующее государственному общеобразовательному стандарту для детей с сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями, уровень познавательных возможностей которых соответствует возрастным нормам; 

      2. образование, осуществляемое по индивидуальным учебным планам, сокращенным образовательным учебным программам, адаптированным к индивидуальным возможностям учащихся с сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями, задержкой психического развития, уровень познавательных возможностей которых ниже  возрастной нормы;  

      3. образование, осуществляемое по специальным  программам школы для детей с интеллектуальными нарушениями и индивидуальным программам (для детей с тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями)[2].

Качество и доступность специальных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями обеспечивается  оказанием комплексной системы медицинской и психолого-педагогической коррекционной поддержки: 

  • малой наполняемостью группы и класса;

  • созданием щадящего охранительного педагогического режима;

  • проведением специальных психолого-педагогических,  индивидуальных и групповых занятий специальными педагогами;

  • использованием специальных учебников, учебно-методических комплексов;

  • обеспечением специальными техническими и компенсаторными средствами обучения.

В целях улучшения и повышения качества образования детей данной категории в рамках Государственной программы развития образования предусмотрено:

  • доукомплектование коррекционных организаций недостающим специальным оборудованием и обеспечение их необходимым согласно утвержденным Нормативам минимальных требований к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями в развитии» из средств местного бюджета и функционирующего в организации образования Некоммерческого партнерства;  

  • внедрение современных мультимедийных обучающих систем в специальные коррекционные организации образования в рамках программы «Информатизация системы образования», что будет способствовать информационному обеспечению специального образования в виде качественных программ и программных комплексов, предназначенных для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии [5].

Таким образом, основными направлениями деятельности ПМПК являются выявление недостатков в развитии детей и создание вариативных условий для реализации права на образование всех категорий детей с учетом их психофизических особенностей.

Развитие в нашей республике процесса включения детей с отклоняющимся развитием в социальную среду является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на получение образования. Данная практика обучения обеспечивает равный доступ к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.

Роль ПМПК в системе образования заключается в том, чтобы позволить осуществлять обучение и воспитание детей с разными стартовыми возможностями на различных ступенях образовательной вертикали. Деятельность психолого-педагогической комиссии оказывает влияние и на развитие самого образовательного процесса, в значительной степени изменяя отношения между его участниками. Разрабатываемые стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и технологии сопровождения позволяют выстраивать отношения со всеми участниками образовательного процесса. При реализации задач развития образования важнейшим условием этого развития является сильная и развитая система психолого-педагогического сопровождения ребенка на протяжении всего его нахождения в образовательном учреждении, которая может быть эффективно осуществлена только при наличии команды специалистов сопровождения, объединенных в консилиум – ПМПК. Данная комиссия отслеживает особенности развития и социальной адаптации того или иного особенного ребенка или сложившуюся образовательную ситуацию, в которой он находится, разрабатывает тактику и реализует стратегию сопровождения ребенка.

Таким образом, роль ПМПК в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями заключается в создании системы психолого-медико-педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия для детей с проблемами в развитии, с трудностями в обучении и воспитании в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения. [6].


Заключение


На основе всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

  1. Психолого-медико-педагогическая комиссия – это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами (психологом, дефектологом, логопедом, неврологом и др.) на выявление отклонений в развитии, определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательном учреждении и переводе в коррекционное образовательное учреждение.

  2. Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии на современном этапе определяются Законом ПМР «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденном Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской республики.

  3. Целью деятельности ПМПК является обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

  4. Условия для работы ПМПК позволяют эффективно организовать деятельность специалистов по выявлению нарушений в развитии каждого обследуемого ребенка, установление психолого-педагогического диагноза отклоняющегося развития, основанного на выявленных особенностях и нарушениях умственного и речевого развития.

  5. Основными направлениями деятельности ПМПК являются выявление недостатков в развитии детей и создание вариативных условий для реализации права на образование всех категорий детей с учетом их психофизических особенностей.

  6. Роль ПМПК в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями заключается в создании системы психолого-медико-педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия для детей с проблемами в развитии, с трудностями в обучении и воспитании в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения.











Литература


    1. Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение. Пер. с нем. М. 2006.

    2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта//Дефектология. - 2006, № 6.

    3. Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. – СПб.: КАРО, 2005

    4. О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2006.- №1.

    5. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Под общей ред. М.М.Семаго. — М.: АРКТИ, 2009.

    6. «Роль психолого-медико-педагогической комиссии в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования» Н.П. Артюшенко. «Вестник ТПГУ» 2009,выпуск 7.

    7. Постановление Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 6 июня 2013 года № 99 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (САЗ 13-22)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс