«Особенности организации образовательной деятельности на дому для лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Учитель индивидуального обучения Матевосян Н.Н.
( Слайд 1)
Состояние современного общества поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкое ухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей.
(Слайд 2-3)
Поэтому перед школой сегодня стоит серьёзная задача: получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, находящимися на домашнем обучении образования успешной социализации, социальной адаптации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. При организации обучения максимально учитывать наличие проблем со здоровьем и строить учебный процесс, исходя из различий в способностях и развитии детей и подростков.
Цель моего доклада - рассмотреть проблемы, связанные с организацией домашнего обучения детей с ОВЗ. (Слайд 4)
И реализовать такие задачи:
-проанализировать теоретическую базу инклюзии в домашнем обучении;
-изучить документы, необходимые для организации домашнего обучения;
-определить преимущества и недостатки обучения на дому;
-определить пути решения педагогических и социальных проблем детей на домашнем обучении.
Вариант 2 примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения, по которой я работаю. разработан для обучающихся, обнаруживающих интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести, т.е. имеются множественные тяжелые нарушения развития. Патология психического статуса у этих детей тесно связана с недоразвитием всей познавательной деятельности и особенно мышления. Нарушение восприятия и представлений отрицательно сказываются на формировании высших психических функций, которые составляют основу интеллектуальной деятельности. Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти.
Произвольное внимание у большинства из них отличается неустойчивостью – дети легко отвлекаются на любой раздражитель. Им трудно сосредоточить внимание на каком-то определённом предмете, что очень осложняет их обучение. Приступая к работе, такой ребёнок часто проявляет нерешительность, непонимание и неосознанность. Этим детям наиболее доступны задания по аналогии, при выполнении которых можно опереться на образец, на свой житейский опыт.
У таких детей, как правило, доминируют нейтральные или отрицательные мотивы к процессу обучения. Перед учителем в этом случае встаёт трудная задача нейтрализации отрицательных мотивов, воспитания положительных стереотипов.
Приступив к реализации поставленных задач, и проанализировав теоретическую базу инклюзии в домашнем обучении, я пришла к выводу, что в основу инклюзивного образования заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая отношение ко всем людям как к равным, но и при этом создает необходимые условия для детей, которые имеют особые образовательные потребности. Именно на это направлена национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", выдвинутая президентом Владимиром Владимировичем Путиным: "Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. (Слайд 5) Таким образом будет достигаться цель специального образования ( Слайд 6).–введение в культуру ребенка опыта, по разным причинам выпадающего из нее; применение специальных методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
( Слайд 7).
При этом следует соблюдать ряд рекомендаций ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ:
1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность учащихся в своих силах, обеспечить им субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям учащегося.
2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ОВЗ с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
3. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, с многократным повтором основных моментов
4. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
5. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Учащиеся должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
6. Учитель не должен забывать об особенностях развития школьников с ОВЗ, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).
Я работаю учителем индивидуального обучения первый год. Много, конечно трудностей, но всё приходит с опытом. Сейчас я четко понимаю, что во время занятий, если возникает необходимость (ребёнок возбуждён, расстроен, не доволен результатами) просто необходимо применять разные формы психологической разгрузки: рисование, лепка, складывание конфет, кубиков, игра в прятки, рассматривание иллюстраций, надувание шариков и т.д.
Конечно же приоритетным в работе с обучающимися всегда является игра. Потому что детям не нужна дополнительная мотивация, чтобы поиграть, это заложено внутри каждого ребёнка. Они делают это не под нажимом, а с удовольствием, а значит, моделирование проблемных, игровых ситуаций повышает интерес к учебным занятиям.
Дидактическая игра, являясь игровой формой обучения, соединяет познавательное и занимательное. Именно это сочетание обеспечивает переход от одной ведущей деятельности к другой и позволяет детям овладевать знаниями играя.
Развитие инклюзивного образования является важной составляющей государственной политики многих стран мира. У нас в государстве этому также отводится большое значение. ( Слайд 8)
Из всего изученного можно сделать вывод, что главным достоинством обучения на дому является возможность учителя адаптировать содержательную часть образования, способы подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика, корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, в оптимальное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил . В то время, как главным и перевешивающим недочетом надомного обучения является то,
что при обучении на дому ребенок недостаточно социализируется.
Из вышесказанного складывается следующая система реализации индивидуального обучения на дому: (слайд 9)
Индивидуализация и вариативность обучения в зависимости от типа учащегося.
Определение индивидуальной дозированной учебной нагрузки по результатам комплексного обследования.
Проведение своевременной психолого-педагогической коррекции на основании результатов обследования ребенка.
Адаптация ребенка и педагогов к особенностям индивидуального обучения.
Обеспечение корректного патронажа развития личности учащегося.
При этом необходимы следующие виды постоянного сопровождения учащихся:
(Слайд 10)
Диагностика и консультирование.
Экспертная оценка состояния развития.
Рекомендации специалистов.
Обеспечение успешного усвоения учеником учебных программ, создание гибкой системы адаптивной образовательной среды.
Адаптация среды обучения к особенностям ребенка.
Установление режима обучения.
Индивидуальная работа по преодолению недостатков развития интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер.
Коррекция нарушений в развитии ребенка.
Создание системы контроля за освоением учеником учебной программы, его развитием, состоянием здоровья.
Создание системы мероприятий по формированию здорового образа жизни, интеграция тем здоровья в программы учебных курсов.
Социально-психологическая реабилитация ребенка для последующей интеграции его в общество.
Создание в семье благоприятной психологической атмосферы.
Основными принципами организации индивидуального обучения на дому являются: ( Слайд 11)
принцип индивидуально-личностного гуманистического подхода
принцип природосообразности;
принцип разносторонности реабилитационных мероприятий;
принцип единства биологических, психосоциальных и педагогических методов;
принцип ступенчатости и целесообразности.