МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА
Центр современного непрерывного образования
Итоговая аттестационная работа
защита по докладу
На тему: «Особенности организации учебно-воспитательной работы в современной специальной (коррекционной) образовательной школе для детей с умственной отсталостью»
Выполнила
слушатель курса профессиональной
переподготовки по
дополнительной профессиональной
программе
«Олигофренопедагогика»
Лигостаева А.И.
| Научный руководитель: д.псих.н., профессор Симаева И. Н. |
г. Калининград
2020г.
Актуальность темы исследования.
Достижения научного и технического прогресса в XX веке имели одним из последствий увеличение численности детей-инвалидов во всем мире. По данным Европейского Агентства по особым потребностям и инклюзивному образованию в тридцати странах зарегистрировано от 1,11% до 17,47% детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Средний показатель по европейским странам составляет 4,53% [12]. Не является исключением и Россия: статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности—с инвалидностью, имеют более 651 тысяч детей (2,4%) [10; 11], часть из которых отстает в интеллектуальном развитии либо имеет множественные нарушения.
С 1 сентября 2016 года вступил в силу ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. На основе ФГОС для таких школьников разработана и включена в федеральный реестр примерных общеобразовательных программ (fgosreestr.ru) примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью. ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью может быть реализован при организации обучения обучающихся с УО совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (общеобразовательные организации, медицинские организации, санаторные организации, детские дома - интернаты системы социальной защиты), или вне их - в форме семейного образования, а также на дому. Что и обусловило актуальность исследования особенностей современной организации учебно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми.
Проблема
Демографические, социально-экономические и политические изменения последних десятилетий сопровождаются изменениями философии образования. С одной стороны, все большее влияние получают идеи и технологии экстернального интегрированного обучения (инклюзивного образования) детей с умственной отсталостью в общеобразовательных школах в надежде, что они смогут усвоить социально значимые навыки, нормы и стереотипы поведения, которые позволят им самостоятельно жить в обществе. С другой — у специального образования остается задача интернальной интеграции внутри системы специального образования, характерная для обучения и воспитания детей с множественными нарушениями в различных учреждениях специального образования. Разные формы интеграции предполагают соответствующую специфику организации образовательного процесса, обусловленную отличиями целей, задач, технологий, методов и, наконец, критериев результативности специального образования. Это требует от современных педагогов существенного расширения и углубления профессиональных компетенций для обеспечения разных форм интегрированного обучения детей с УО.
Особенностью интеграции таких школьников в общеобразовательных школах в условиях инклюзии является коррекционная направленность всего процесса обучения, которая нацелена на компенсацию недостатков их психического и физического развития, коррекцию или снижение влияния на обучение имеющихся у них проблем. Одновременно ставится цель - дать обучающимся с УО знания, навыки и умения в соответствии с содержанием обучения и воспитания данной категории школьников.
Соответственно, методики, применяемые при обучении детей с интеллектуальными нарушениями, отличаются тем, что стимулируют процессы развития детей данной категории и позволяют формировать у них новые положительные качества.
Задача преподавателя, работающего с такими учениками, заключается не столько в том, чтобы дать этим детям необходимые знания, умения и навыки чтения, письма и счета, а в том, чтобы развить у них адекватное поведение, способность адекватно действовать в определенных жизненных ситуациях, т.е. социализировать их.
Степень проработанности проблемы.
Методологическую основу нашего исследования составили психолого-педагогические положения о единстве подходов в воспитании и обучении нормотипичных детей и детей с аномальным развитием 4; о формировании высших психических функций 3; о роли специального образования для детей с психическими отклонениями 6; о возможностях обучения, реабилитации и социализации детей с умственной отсталостью 5.
Объектом исследования является процесс коррекции недостатков психического и физического развития школьников с нарушениями интеллекта.
Предметом исследования
Стал сравнительный анализ особенностей и результативности интегрированного обучения детей с УО.
Цель нашей работы – оценить результаты коррекции и потенциал учебных занятий в общеобразовательной школе в условиях инклюзии для младших школьников с умственной отсталостью.
Опыт и результаты эмпирического исследования.
В 2020-2021 уч.г. в МАОУ «СОШ №1 г.Немана» по рекомендациям ПМПк по программе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) обучаются три ученика: один в первом и два ученика во вторых классах. Наблюдение за данными детьми в условиях игры в сентябре 2020 года выявило следующее: слабо выраженный интерес к игрушкам, отсутствие целенаправленности игры, нарушения моторики и координации, замедленный темп работы, пассивность и заторможенность движений. Дальнейшее наблюдение на уроках показало нарушение всех структурных компонентов речи этих школьников (речь невнятная, малораспространённая, с аграмматизмами), неустойчивость внимания и нарушение восприятия (детям трудно вычленять главное и второстепенное).
Для этих интеграции этих обучающихся были разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе деятельностного подхода и принципов «нормативности» развития с учетом возрастных, психических и индивидуальных особенностей ребенка с умственной отсталостью легкой степени; системности и комплексности методов психолого-педагогического воздействия, активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в развивающей работе.
Методы и техники коррекционной работы в условиях специального учреждения
Арт – методы (изобразительная деятельность и музыка) для стимуляции выражения чувств; игровая терапия для поэтапной отработки норм поведения и адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях; психогимнастика - для преодоления барьеров в общении. А также освоение методов релаксации для регуляции психического напряжении.
Критерии оценки личностных и метапредметных результатов экстернального интегрированного обучения детей с УО в общеобразовательной школе (УУД).
Регулятивные - умение решать проблемы, возникающие в ходе общения; извлекать необходимую информацию из текста.
Познавательные – планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; наблюдение, сравнивание по признакам, сопоставление; целенаправленное выполнение действия по инструкции; оценивание правильности выполнения действий и корректировка их при необходимости;
Коммуникативные – умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Таблица 1
Динамика результатов в процессе экстернального интегрированного обучения
(в сравнении с нормотипичными обучающимися)
Цель занятий | Формы работы | Показатели при поступлении в школу | Показатели По итогам 1 учебного года | Показатели По итогам 3-х лет обучения |
Развитие мелкой моторики. | Графический диктант (по образцу, зрительный и на слух) | 30% | 35% | 50% |
Развитие мелкой моторики. | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. | 5% | 8% | 24% |
Развитие пространственно-временных представлений | 1. Определение временных интервалов по часам – час, полчаса, 15 минут, 5 минут. 2. Ориентация в последовательности «вчера-сегодня-завтра» 3.Календарь.Заучивание названий дней недели. Независимость числа и дня недели. Подсказки в названиях дней. 4. Заучивание названия месяцев (по сезонам года, начиная с осенних). Последовательность месяцев. | 3% 32% 18% 15% | 5% 46% 30% 20% | 9% 60% 58% 42% |
Формирование стереотипов нормативного поведения | Режим дня: утро – подъем, сборы, завтрак, уроки, день: обед, прогулка, занятия, игры, вечер: семейное общение, ужин, приготовления ко сну, ночь: сон. | 40% | 45% | 54% |
Активизация познавательной деятельности | 1.Понятие формы предметов. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции 2. Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Угадай, что это» 3. Узнавание предмета по его отдельным частям. «Составь картинку из геометрических фигур | 8% 11% 5% | 10% 15% 7% | 13% 22% 18% |
Развитие цветового восприятия | Понятие названий цветового спектра. Цвета холодные и теплые. Рисование красками. | 42% | 50% | 72% |
Заключение .
Как видно из таблицы 1, в ходе повторной диагностики по итогам 1 и 3 года обучения в конце ноября 2020 года удалось выявить некоторую положительную динамику в уровне общего развития обучающихся с умственной отсталостью в условиях экстернального интегрированного обучения в общеобразовательной школе, которая, тем не менее, по-прежнему характеризуется фрагментарными знаниями и представлениями об окружающем мире, элементарными представлениями о себе и ближайшем окружении и требует разработки и регулярного применения специальных педагогических приемов, методов обучения, способствующих коррекции дефектов у обучающихся рассматриваемой категории, связанных с пониманием сущности умственной отсталости и своеобразия их развития.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что основной особенностью коррекционно-развивающей направленности обучения и воспитания, целью учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзии является развитие у школьников с умственной отсталостью социальных значимых умений, навыков, которые необходимы им для социализации, ориентации в социальной среде, а также каждодневных жизненных ситуаций, максимально возможного навыка самостоятельности и совершенствование качества их жизни путем формирования у них навыков манипулятивно-предметной, предметно-практической, игровой и учебной деятельности, элементарных навыков жизнеобеспечения, включая средства коммуникации.
Литература
Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дефектология»/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1985.
Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости //Собрание сочинений: В 6–ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М.: Просвещение, 2011.
Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.
Лубовский В.И., Валявко С.М. Интеграция в системе общего образования и новые задачи психологов // Системная психология и социология. 2015. №3
Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2000.
Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. Н. Малофеев. — М. : Просвещение, 2009.
Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова –– М . : Академия, 2002.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-1788/07 "Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология"
. Уровень инвалидизации в Российской Федерации / ГИС Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс], URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/en/statistics/population/disabilities (дата обращения 13.11.2020).
Численность детей-инвалидов на 01.03.2018/ Федеральный реестр инвалидов [Электронный ресурс], URL: https://sfri.ru/stat/ (дата обращения 30.11.2020).
Inclusive education for learners with disabilities. Petitions. European Agency, 2017. Policy Department C: Citizens' Rights and Constitutional Affairs [Электронный ресурс], URL: http://www.europarl.europa.eu/supporting-analyses (дата обращения 12.11.2020) (на англ. яз.).