Особенности организации учебно-воспитательной работы в современной специальной (коррекционной) образовательной школе для детей с умственной отсталостью
Сведения об авторе: Лигостаева Анжела Игоревна, учитель начальных классов
Место работы: МАОУ «СОШ №1 г.Немана», Калининградская обл., г.Неман, ул.Черняховского, д.10
E-mail: [email protected]
Научный руководитель:
Аннотация: в статье описывается проблема обучения и воспитания школьников с умственной отсталостью, методы, формы и средства воздействия на личность ребенка в современной специальной (коррекционной) образовательной школе. Описаны результаты наблюдений за умственно-отсталыми обучающимися первого и вторых классов. Приведены основные направления воспитательно-коррекционной работы.
Ключевые слова: умственно отсталый ребенок, воспитательная работа, коррекционная работа, инклюзия, инклюзивное образование.
Умственная отсталость по-разному сказывается на разных сторонах психической деятельности ребенка: одни психические процессы оказываются у ребенка измененными более резко, а другие остаются относительно сохранными. Этим в определенной мере обусловлены существующие между детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личностной сфере, а также в неодинаковой возможности продвижения. 8
Для умственно отсталых детей также характерно недоразвитие познавательных интересов, у них отмечается замедленный темп и меньшая дифференцированность восприятия. Эти особенности при обучении умственно отсталых детей проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что обучающиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, слова и предметы. Мыслительные операции у умственно отсталых детей очень слабо сформированы, затруднен анализ и синтез предметов. Не умеют такие ученики определять главное и второстепенное в предметах и явлениях, сравнение предметов и явлений проводят по несущественным признакам. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является невозможность заметить свои ошибки, сниженная активность мыслительных процессов, слабая регулирующая роль мышления.
Основные процессы памяти у таких детей также имеют свои определённые особенности: лучше запоминаются внешние, зрительно воспринимаемые признаки, распознаются и запоминаются внутренние логические связи, а позже формируется произвольное запоминание. Для таких детей характерно большое количество ошибок при воспроизведении словесного материала, характерна эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости.
Воображение умственно отсталых детей отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью.
Для умственно отсталых детей свойственны малая устойчивость, трудности распределения внимания и замедленная переключаемость. Слабость произвольного внимания у таких детей проявляется в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объекта внимания, невозможность изолироваться на каком-то одном объекте или на одном виде деятельности.
Переживания таких детей неглубокие, поверхностные. У детей этой категории имеют место быть частые смены настроения, внезапные эмоциональные перепады: от повышенной эмоциональной возбудимости, до выраженного эмоционального спада. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – вот отличительные качества волевых процессов детей с нарушением интеллекта. Умственно отсталые дети предпочитают использовать в своей работе легкий путь, не требующий применения никаких волевых усилий. Умственно отсталые дети часто приступают к работе без предварительной ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе своей работы такие ребята часто уходят от правильно начатого действия и выполняют эти действия в другом, изменённом, виде, не учитывая того, что теперь они имеют дело уже с другим заданием.
Также подмечено, что серьезными нарушениями страдает память этих детей. Исследователи подчеркивают ее малый объем. Благодаря различным коррекционным мероприятиям, удается немного увеличить и немного приблизить к уровню память детей с умственной отсталостью. У детей с умственной отсталостью нарушено произвольное запоминание, страдает и логическая, и механическая память. Но, тем не менее, опираясь на последнюю, долговременную память, совершенствуется кратковременная память. С помощью специальных приёмов нашим специалистам (дефектологу и логопеду) удается понемногу формировать основные навыки, необходимые для чтения, письма и элементарного счета.
Внимание школьников с умственной отсталостью отличается неустойчивостью, слабой активностью, его очень трудно привлечь.
Таким образом, важна не столько передача таким школьникам некоторой суммы знаний, сколько их всестороннее развитие, выработка адекватного поведения, бытовая ситуационная приспособленность таких детей.
Дети с умственной отсталостью часто становятся инвалидами, часто не способны к самостоятельной жизни, часто нуждаются в опеке. Вместе с тем, специально организованное обучение, с учетом особенностей развития детей с интеллектуальными нарушениями, позволяет сформировать у них элементарные способы общения с другими людьми, специфические для людей виды элементарной бытовой и предметно-практической формы поведения человека.
Таким образом, рассматривая психолого-педагогическую характеристику обучающихся с умственной отсталостью, можно сделать вывод, что у этих детей есть особые образовательные потребности, и эти дети нуждаются в создании специальных образовательных условий. При правильно организованном коррекционно-педагогическом воздействии отмечается положительная динамика в развитии детей данной категории.
В 2020-2021 уч.г. в МАОУ «СОШ №1 г.Немана» по рекомендациям ПМПк по программе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) обучаются три ученика: один в первом и два ученика во вторых классах. В процессе наблюдения за данными детьми в условиях игры в сентябре 2020 года было выявлено, что эти дети проявляют слабо выраженный интерес к игрушкам, нецеленаправленность игры, эти дети затрудняются назвать, чем заняты в настоящий момент. Было также выявлено нарушение моторики, движения плохо координированы и неловки, отмечен замедленный темп работы, пассивность и заторможенность движений. Дальнейшее наблюдение за данными детьми на уроках показало нарушение всех структурных компонентов речи этих школьников, речь невнятная, малораспространённая, с аграмматизмами. Внимание этих школьников неустойчивое. Детям трудно вычленять главное и второстепенное.
Для этих детей были составлены индивидуальные образовательные маршруты
В основе этих образовательных маршрутов лежат следующие принципы психолого – педагогического воздействия:
Принцип «нормативности» развития, на основе учета возрастных, психических и индивидуальных особенностей ребенка с умственной отсталостью легкой степени.
Принцип системности развивающих, профилактических заданий.
Деятельностный принцип.
Принцип комплексности методов психологического воздействия.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в развивающей работе.
Методы и техники, используемые педагогами в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями:
Арт – методы (изобразительная деятельность и музыка). Эта работа снимает эмоциональное напряжение. Педагог с помощью этих методов вовлекает ученика в разные формы творческого самораскрытия с проявлением им инициативы и ответственности, стимулирует его к выражению чувств и мыслей.
Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, регулирует выполнение правил.
Психогимнастика - основная цель – преодоление барьеров в общении.
Релаксация способствует снятию психического напряжении.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса.
Данная программа позволяет формировать УУД:
Регулятивные - умение решать проблемы, возникающие в ходе общения; извлекать необходимую информацию из текста.
Познавательные – планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; наблюдение, сравнивание по признакам, сопоставление; целенаправленное выполнение действия по инструкции; оценивание правильности выполнения действий и корректировка их при необходимости;
Коммуникативные – умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и релаксационные методы.
В ходе повторной диагностики в конце ноября 2020 года удалось выявить положительную динамику в уровне общего развития обучающихся с умственной отсталостью, который характеризуется фрагментарными знаниями и представлениями об окружающем мире, элементарными представлениями о себе и ближайшем окружении.
С 1 сентября 2016 года вступил в силу ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. На основе ФГОС для таких школьников разработана и включена в федеральный реестр примерных общеобразовательных программ (fgosreestr.ru) примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью. ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью может быть реализован при организации обучения обучающихся с УО совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (общеобразовательные организации, медицинские организации, санаторные организации, детские дома - интернаты системы социальной защиты), или вне их - в форме семейного образования, а также на дому. 9
Сроки освоения адаптированной образовательной программы обучающихся с высокой степенью умственной отсталости составляют девять лет.
Коррекционная направленность обучения младших школьников с умственной отсталостью является специфической особенностью педагогического процесса в специальных образовательных организациях. Это связно с тем, что они решают более широкий круг задач, чем общеобразовательные: не только образовательные и воспитательные, но и коррекционно-развивающие. Любой момент в обучении школьников с отклонениями в развитии направлен на предупреждение и коррекцию различных нарушений, способствуют физическому, умственному и личностному развитию школьников, что предполагает построение образовательного процесса с учетом сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития. При этом улучшении физических и психических недостатков можно добиться максимально возможного развития детей с недостаточным уровнем развития.
Исходя из коррекционно-развивающей направленности обучения и воспитания, целью учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзии является развитие у школьников с умственной отсталостью социальных значимых умений, навыков, которые необходимы им для социализации, ориентации в социальной среде, а также каждодневных жизненных ситуаций, максимально возможного навыка самостоятельности и совершенствование качества их жизни. Поэтому содержание обучения детей с умственной отсталостью направлено на формирование у них навыков манипулятивно-предметной, предметно-практической, игровой и учебной деятельности, элементарных навыков жизнеобеспечения, включая средства коммуникации.
С данной категорией детей рекомендуется такая форма работы, как уроки-занятия, на которых следует использовать следующие методы обучения: игровые, практические, наглядные, с частичным использованием словесного.
B хoдe наблюдения в своей школе мы отметили, что школьники с умственной отсталостью учатся без интереса, подчиняясь требованиям учителя, по нескольку раз, в течение эксперимента отказываются продолжать свою рабoту. На мой взгляд, это связано с их сниженной познавательной активностью.
Наблюдение за испытуемыми в ходе проведения экспериментов показало, что у всех испытуемых имеется существенное недоразвитие общей и мелкой моторики, статической и динамической системы, зрительного и тактильного восприятия, трудности в программировании и контроле произвольных дeйствий, недостаточной сформированности зрительной памяти и внимания. Таким детям сложно правильно взять карандаш и удержать его. У этих детей высокая степень истощаемость. Все это приводит к тому, что движения школьников с умственной отсталостью в процессе рисования становятся медленными, неловкими, неточными.
Основываясь на данных исследования, а также сведений, представленных в литературе, мною были выделены следующие основные направления работы с детьми с умственной отсталостью:
1. Сенсомоторное развитие.
2. Формирование пространственных и временных представлений.
3. Развитие мнемических процессов.
4. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности.
5. Развитие общей и мелкой моторики.
Таким образом, становится очевидным, что:
1. Существует определенная специфика реализации методов обучения детей с умственной отсталостью.
2. При обучении детей с умственной отсталостью необходимо особое сочетание методов обучения для решения образовательных и коррекционных задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дефектология»/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1985.
Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости //Собрание сочинений: В 6–ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М.: Просвещение, 2011.
Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.
Лубовский В.И., Валявко С.М. Интеграция в системе общего образования и новые задачи психологов // Системная психология и социология. 2015. №3
Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2000.
Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. Н. Малофеев. — М. : Просвещение, 2009.
Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей: монография / Н.Г. Морозова. М.: Просвещение, 1969.
Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова –– М . : Академия, 2002.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-1788/07 "Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология"
Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы / Г.Е. Сухарева. М.: Медицина, 1985