СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности организации урока трудового обучения обучающихся с умственной отсталостью умеренной степени».

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация урока трудового обучения обучающихся с умственной отсталостью умеренной степени

Просмотр содержимого документа
««Особенности организации урока трудового обучения обучающихся с умственной отсталостью умеренной степени».»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН» ___________________________________________________________________________________

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02





Выступление на тему:

«Особенности организации урока трудового обучения обучающихся с умственной отсталостью умеренной степени».

Учитель трудового обучения Климова Е.Б.

















29.03.2017









«Особенности организации урока трудового обучения обучающихся с умственной отсталостью умеренной степени».

Главной задачей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы является социальная адаптация умственно отсталого школьника, подготовка его к самостоятельному труду.

Главную роль в жизни ребенка с умеренной умственной отсталостью занимает организация профильного трудового обучения.

Целью трудового обучения является подготовка людей с умеренной умственной отсталостью и с тяжелыми и множественными нарушениями развития к доступной трудовой деятельности.

Основные задачи:


  • Формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений.

  • Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах.

  • Формирование трудовой выносливости.

  • Воспитание потребности в труде, интереса к трудовой деятельности.

В нашей школе для детей с умеренной отсталостью по трудового обучения выбран профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала». Программа по трудовому обучению составлена на основе авторской программы С.Л. Мирского «Подготовка младшего обслуживающего персонала» для специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой

Данная программа в наибольшей степени учитывает интересы обучающихся, в соответствии с их психофизическими возможностями, с учетом местных условий, возможностей трудоустройства выпускников.

Программа предусматривает подготовку учащихся к выполне­нию обязанностей уборщиков служебных и производственных по­мещений.

В 5 - 7 классах школьники приобретают навыки и умения, которые служат основой для обучения уборщиков разных помещений.

В 8,9 классах школьники специализируются на определенных работах по профессии уборщик производственных помещений.

Основной формой учебной работы является урок. Деятельность на уроке носит предметно-практическую направленность, а именно она для данной категории детей наиболее доступна и понятна.

Эта деятельность, всегда имеет видимые детям цель и результат;

ребята всегда на эту деятельность мотивированы (кто не захочет сделать своими руками игрушки, подарки близким, предметы для личного пользования).

Основная часть урока (за исключением урока-экскурсии) - практическая работа. Проведение уроков теоретического типа (основная часть времени которых отводится на формирование у учащихся знаний) не планируется.

Основная задача этапа организации учащихся — быстро настроить их на урок. Для этого обычно применяется стандартная процедура: приветствие учителя и учащихся, проверка их готовности к уроку. В этот этап может быть включено также сообщение дежурного.

Этап сообщения темы урока проводится для того, чтобы заинтересовать детей в предстоящей работе. Это достигается обращением их внимания на привлекательность предлагаемого изделия, кратким объяснением назначения и демонстрацией конкретной (бытовой, игровой) ситуации его применения.

Основное содержание ориентировки в задании при выполнении работ из области ручного труда — анализ образца изделия. Как правило, он проводится по вопросам учителя и с его помощью в ответах па поставленные вопросы. Однако при изготовлении па нескольких уроках подряд сходных изделий помощь учителя должна постепенно сокращаться, а вопросы приобретать более общий характер. Например, при изготовлении изделий (закладок, открыток и других), украшенных геометрическим орнаментом, вопросы учителя сначала выделяют каждый его признак (форму фигур, их количество, величину, цвет, взаиморасположение) отдельно, а от учеников может требоваться лишь повторение ответа учителя.

На этапе ориентировки в задании определяются также необходимые для работы материалы и инструменты.

Подвижная пауза (физминутка) может проводиться в течение урока один или два раза, если последнее необходимо.

В практическую работу могут быть включены предварительные тренировочные упражнения. Например, обычно необходимо предварительно упражнять детей в выполнении рицевания — продавливании или надрезании линии сгиба на картоне или плотной бумаге.

Целесообразность введения в урок этапа предварительного планирования практической работы определяет сам учитель.

Объем практической работы следует дифференцировать, так как возможности отдельных учащихся класса в овладении приемами труда обычно резко отличаются. Например, при выполнении аппликативных изделий некоторым детям часть деталей аппликации может быть предложена в готовом виде. Следует учитывать также, что некоторые ученики к выполнению отдельных технологических операций могут быть не подготовлены. В частности, одни ученики в классе уже владеют вырезанием круга, а другим еще недоступно резание ножницами даже по прямой. По возможности подбирать практическую работу, которую можно выполнить в течение одного-двух уроков.

Все практические действия учащихся строго контролируются учителем. Помощь оказывается с учетом конкретных причин ошибочных или нерациональных действий по мере необходимости.

Особое место занимает соблюдение техники безопасности.

Анализ (оценка качества) выполненных работ имеет своей целью развитие у учащихся контрольных умений и критичности. Однако необходимо заметить, что предшествующая практическая работа должна быть организована так, чтобы учащиеся не допускали серьезных ошибок в работе. Основное содержание данного этапа составляет сравнение выполненной работы с ее образцом. Следует постепенно сокращать помощь, которая оказывается учащимся в выполнении этого сравнения.

Отчеты о выполненной работе также будут выполняться с разной степенью самостоятельности. Сначала их можно проводить по вопросам учителя с оказанием помощи учащимся в формулировке ответов, но постепенно следует переходить к рассказам о выполненной работе.



При подведении итогов урока, независимо от формы проведения данного этапа, рекомендуется уделять внимание оценке детьми своих успехов (пусть даже самых скромных) и, соответственно, формированию мотивации достижении.

В структуру урока могут быть также включены и другие этапы: изучение (сообщение, закрепление) познавательных сведений, организация рабочего места, предварительное планирование работы, игра (игровой момент) с использованием выполненных работ. Большинство учащихся относятся к урокам труда ответственно, стараются выполнить работу быстро и по возможности без ошибок. Учителю необходимо поощрять положительное отношение к работе, используя для этого разные средства. Подросткам необходима похвала при всей группе, участие в культурно-массовых мероприятиях, т.е. социальные виды стимуляции. Нельзя оставлять без внимания малейшие проявления положительного отношения учеников к заданию. Даже самые небольшие успехи учеников надо отмечать похвалой.

При завершении или начатия изучения темы можно использовать нестандартные уроки: урок-праздник, урок-викторина,  урок-сказка, урок-игра, урок-путешествие. Такие уроки помогают учителю повышать интерес учащихся к занятиям.

И в заключении я хочу сказать, что существует много подходов к коррекции и обучению детей с нарушениями развития. Ни одно направление в специальной педагогике не предлагает уникальных способов, позволяющих «сделать» ребёнка другим. И только чётко продуманная и спланированная работа всех заинтересованных лиц: и родителей, и педагогов, и психологов, основанная на совместном сотрудничестве может дать положительный результат, который пойдёт на пользу ребёнку.

Литература:

  1. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практ. пособие. - М.: АРКТИ, 2000. - 124 с.

  2. Гаврилушкина, Д.П. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста / Д.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. — М.: Просвещение, 1983. — 127 с.

  3. Шинкаренко В.А. урок трудового обучения в классе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – Дефектология, научно-методический журнал, №5, 2008 год.

  4. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014


  1. http://freeref.ru/wievjob.php?id=951132


















5