СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности открытокого урока в начальной школе с использованием средств икт

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются особенности открытого урока в начальной школе с применением средств ИКТ. Выявляются преимущества применения информационных технологий на уроке. Предлагается ряд рекомендаций при подготовке и проведения открытого урока.

Просмотр содержимого документа
«Особенности открытокого урока в начальной школе с использованием средств икт»

УДК 373.31

ОСОБЕННОСТИ ОТКРЫТОКОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ

Баронина Анастасия Андреевна


Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности открытого урока в начальной школе с применением средств ИКТ. Выявляются преимущества применения информационных технологий на уроке. Предлагается ряд рекомендаций при подготовке и проведения открытого урока.

Ключевые слова: открытый урок, начальная школа, младший школьник, информационные средства, информационно-коммуникативные технологии.


FEATURES AN OPEN LESSON WITH USING ICT IN THE PRIMARY SCHOOL

Baronina Anastasia Andreevna

Annotation:This article discusses the features of the open lesson in primary school with the use of ICT. The advantages of using information technologies in the classroom are revealed. A number of recommendations are proposed in the preparation and conduct of the open lesson.

Keyword:open lesson, primary school, Junior student, information tools, information and communication technologies.


В современном мире человек ежедневно получает большой поток новой информации из Интернета, телевидения и из других различных информационных источников. Поэтому необходимо уметь искать, фильтровать и преобразовывать информацию и научиться оценивать ее достоверность. Отсюда, одной из главных задач в обучении младших школьников – научить, не только читать и писать, но и сформировать умение поиска, анализа информации, обучить способам учебной деятельности. Таким образом, ФГОС начального общего образования определяет новые требования к подготовке младшего школьника, где главной задачей является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [1].

Данная задача реализуются благодаря системно-деятельностному подходу, который определяется развитием личности и формированием ее гражданской идентичности. При этом обучение должно вести за собой развитие. Обучение реализуется через урок, который является основной формой организации обучения [1].

Особое внимание со стороны педагога уделяется открытому уроку, который является одной из важных и специально подготовленных форм организации методической работы. Но в то же время на таких уроках протекает реальный учебный процесс. На открытом уроке учитель представляет коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения. То есть открытый урок – средство передачи инновационного опыта. Но любой современный урок не может обойтись без применения информационно-коммуникативных технологий, где компьютер служит правой рукой учителя, позволяет сэкономить время на уроке, что способствует возникновению новых методов обучения, которые повышают эффективность проведения урока.

Поскольку в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, то использование средств ИКТ позволяет сделать учебный процесс более наглядным, а значит более доступным для усвоения нового учебного материала обучающимся. О важности наглядного обучения говорил еще
К.Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету» [2].

Информационно-коммуникационные технологии – система методов, процессов и программно-технических средств, которые служат для сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. То есть под информационными технологиями понимаются разнообразные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники [3].

Применение ИКТ, как на открытом уроке, так и на обычном имеет свои возможности и дает следующие преимущества [3]:

  1. Помогает объяснить новый материал для обучающихся более доступно, так как повышается эффективность образовательного процесса за счёт одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;

  2. Экономит время на уроке, так как позволяет наглядно представить материал, что способствует более быстрому восприятию, как и обучающимся, так присутствующим коллегам на уроке;

  3. Позволяет представить уникальные материалы, например, такие как картины, рукописи, видеофрагменты, звукозаписи и многое другое;

  4. Повышает интерес обучающихся к учебному процессуза счёт привлекательности компьютера, которая возрастает при использовании мультимедийных уроков;

  5. Позволяет научить обучающихся использовать компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счёт практической обработки учебной информации на компьютере;

  6. Облегчается процесс контроля и оценки знаний у обучающихся, так как можно использовать различные программы для проверки знаний или тесты, составленные самостоятельно или найденные в интернете. Результат выводится сразу же после окончания работы, где дети сами могут просмотреть свои ошибки и проработать их;

  7. Легче организовать индивидуальную работу обучающихся, которая способствует развитию творчества и познавательной самостоятельности;

  8. Развиваются навыки учебной деятельности, таких как планирование, рефлексия, самоконтроль и взаимоконтроль;

  9. Способствует развитию наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков обучающихся;

  10. Позволяет гораздо быстрее сформировать навыки работы с информацией, то есть дети учатся искать и отбирать нужную информацию, перерабатывать и отображать ее, также происходит формирование информационной культуры школьника.

Чаще всего открытые уроки с применением информационной поддержки бывают нескольких типов. Среди которых комбинированный урок, урок контроля и коррекции знаний и урок совершенствования знаний и умений. ИКТ активно используются и во время изучения нового материала, но данный тип редко проводятся на открытом уроке. При этом, независимо от типа открытого урока, могут применяться самые различные формы обучения младших школьников с применением информационно-коммуникативных технологий: фронтальные, групповые или индивидуальные. Фронтальная форма работы чаще всего организована учителем, где обучающиеся просматривают определенные видеофрагменты, наблюдают за изменениями объектов, анализируют, вследствие чего происходит обсуждение увиденного. Самая эффективная работа с применением средств ИКТ – работа малыми группами или индивидуальная. Данная форма работы может быть организована, например, такими заданиями как: выполнение учебного проекта, постановка эксперимента, где информационные технологии помогают выполнять учебную работу, и делают ее более интересной для младших школьников [3].

Когда обучающиеся самостоятельно создают разнообразные обучающие и демонстрационные модели, игры, то всё это формирует у младших школьников положительное отношение к учению. При этом принято использовать такие методы и приемы как: метод анализа, метод сравнения, метод обобщения, метод классификации, формулировка понятий, внутренний план действий. Благодаря информационным технологиям каждый обучающийся в начальном звене способен проявить себя, выбрав при этом ту форму работы, которая интересна самому ученику. Например, одним обучающимся интересно создавать презентации, другим составлять кроссворды или готовить сообщения, доклады по интересующей их теме. Таким образом, главная цель применения ИКТ на уроках является развитие мышления и формирование приемов мыслительной деятельности [4].

Методисты предлагают ряд рекомендаций к подготовке и проведению открытого урока с применением средств ИКТ [5]:

  1. Открытое занятие должно содержать в себе новизну. Она может заключаться, как и в содержании учебного материала, так и в методике его изучения. Во время открытого урока необходимо показать или доказать преимущества новации. Для наглядности могут использоваться различные информационные технологии, такие как презентации, фрагменты видео или аудиозаписи, разнообразные обучающие программы и многое другое.

  2. При проведении открытого урока учитываются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие проходит в привычных для обучающихся условиях, с общепринятой продолжительностью;

  3. Открытый урок ни в коем случае не должно приносить ущерб системе знаний, умений и навыков младших школьников. Дети обязаны приобрести столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему на обычном уроке.Содержание открытого урока не должно противоречить учебной программе. Использующиеся средства ИКТ в первую очередь должны быть полезны и понятны обучающимся для усвоения нового материала, и только потом могут применяться для демонстрации новизны;

  4. Для гостей, посещающих открытый урок, готовятся отдельные места, которые размещаются за спиной обучающихся, чтобы дети не отвлекались на посторонних.

При подготовке и проведении открытого урока с использованием средств ИКТ следует обратить особое внимание на некоторые этапы [5]:

1. Тему учитель выбирает самостоятельно, с учетом анализа материала и последовательности программы обучения, где он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы обучения;

2. Необходимо правильно сформулировать методическую цель открытого урока, что в дальнейшем позволит оценить правильность подобранных методов, приемов и форм организации. Она может быть сформулирована следующим образом: методика использования персонального компьютера в решении практических задач; методика организации самостоятельной работы обучающихся; активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом;

3. Материально-техническое оснащение урока следует организовать заранее. Но не стоит загружать обучающихся наглядными средствами, так как это может привести к рассеванию внимания младших школьников.

Одной из главных особенностей использования средств ИКТ на уроке – применение ресурсов сети Интернет, которая позволяет использовать такие методические приемы как:

1. Учитель с помощью интернета может исследовать сайты по интересующей тематике, заниматься совместной деятельность с другими классами и учителями-предметниками, публиковать собственные материалы, выкладывать открытые уроки с интересными методами обучения, чтобы их могли применять и другие учителя, а не только те, кто посетили открытый урок;

2. Обучающиеся с помощью интернета могут осуществлять контроль знаний с помощью тестов с самопроверкой, участвовать в сетевых конкурсах, олимпиадах, викторинах;

3. Использование виртуальных библиотек, музеев, баз данных. Обучающиеся могут обмениваться опытом в процессе живого общения с реальными учениками из других школ.

При этом, учителю стоит помнить о том, что длительность применения информационных технологий не должна превышать 20 минут, так как дети младшего школьного возраста устают, перестают понимать и не могут осмыслить новую информацию. Время непрерывной работы на компьютере в течение урока составляет для обучающихся начальной школы 10-15 минут. Поэтому, чтобы исключить переутомляемость, необходимо проводить во время урока различные упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером или мультимедиапроектором. Но самое главное, что не должен забыть учитель - компьютер не основной источник получения информации для младших школьников, он лишь должен дополнять его. А применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет повысить уровень знаний обучающихся, а не заменить учителя.

Таким образом, особенностью открытого урока с применением средств ИКТ является:

  1. Возможность свободно оперировать огромным объемом фактического материала, который равнодоступен и ученику и наблюдающему за процессом учебной деятельности;

  2. Возможность организовывать разностороннюю деятельность, используя различные варианты представления материалов;

  3. Активизация познавательной деятельность обучающихся на уроке, которая способствует повышению их мотивации к обучению и развитию творческого и интеллектуального потенциала детей;

  4. Возможность реального общения и проведения открытых уроков через сеть online или публикации собственных учебных новаций, с помощью видеофайлов или текстового документа;

  5. Информационные технологии позволяет наглядно представить материал и показать эффективность новации, что способствует более быстрому восприятию, как и обучающимся, так присутствующим коллегам на открытом уроке;

  6. Информационные технологии могут использоваться на всех этапах урока, как и при объяснении нового материала, так и при закреплении пройденного материала или проверки знаний, а также при проведении физкультминуток.


Список литературы


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с.

  2. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для детей // Собрание сочинений. Том 6. – М., 1948. – 267–268 с.

  3. Кульневич С.В. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей, преподавателей и руководителей школ / С.В. Кульневич,
    Т.П. Лакоценина. – М.: Изд. «Учитель», 2006. – 175 с.

  4. Кутугина Е.С. Информационные технологии: Учебное пособие / Е.С. Кутугина, Д.К. Тутубалина. – Томск, 2005.

  5. Иванова Л.А. Методика подготовки и проведения открытого занятия (урока) в СПб ГБПОУ: Методические рекомендации для преподавателей и мастеров / Л.А. Иванова, А.Г. Симакова. – Санкт-Петербург, 2015. – 40 с.