СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности оценки уровня хореографических навыков у студентов специальности «Педагогика дополнительного образования» в учебной и внеурочной деятельности.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт оценивания студентов хореографической специальности с учётом их участия во внеурочной деятельности колледжа

Просмотр содержимого документа
«Особенности оценки уровня хореографических навыков у студентов специальности «Педагогика дополнительного образования» в учебной и внеурочной деятельности.»

Особенности оценки уровня хореографических навыков у студентов специальности «Педагогика дополнительного образования» в учебной и внеурочной деятельности.


Хореографическое искусство в силу своей специфики порождает особые формы отношений: солидарность, коллективную и личную ответственность, уважение, взаимопомощь, корректность поведения. Современный педагог-хореограф – это человек, обладающий высокой общей культурой. Чтобы вести за собой студентов, нужно пользоваться их расположением, жить их мыслями, увлечениями.

Педагог-хореограф должен уметь управлять студентами не только на учебных занятиях, но и на концертных выступлениях: проводить установку на выступление и разбирать ее после окончания; руководить студентами в перерыве; обязательно индивидуально беседовать с каждым студентом до и после выступления. При любых обстоятельствах педагог-хореограф должен быть всегда информирован о своем студенте, его физических возможностях, устремлениях, интересах.

Структура и содержание хореографических дисциплин (модуля) в СПО на современном этапе, образовательные технологии, включая планирование и оценку качества подготовки специалистов, нацелены, прежде всего, на формирование и достижение заявленного результата обучения.

Контрольно-оценочная составляющая в образовательном процессе Старооскольского педагогического колледжа позволяет систематически отслеживать, диагностировать, корректировать процесс обучения в области

хореографического искусства.

Преподаватели хореографии используют следующие виды и формы педагогического оценивания и контроля:

  1. Методы – текущий, промежуточный, итоговый.

  2. Формы – устный опрос (индивидуальный, фронтальный, собеседование), контрольные письменные работы, тестирование, практическая работа, наблюдение (на учебной, педагогической, преддипломной практике), защита творческих работ (реферат, статья, проект, КР, ВКР), участие в творческих конкурсах, фестивалях.

Проверка проводится в форме фронтального устного опроса на практических, занятиях, индивидуальных или групповых консультациях, которая дает возможность студентам осознавать социальную, культурную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

В рамках текущего контроля обязательных дисциплин профессионального модуля, таких как «Основы классического танца», «Народно-сценический танец», «Бальный танец» и другие, проводится предварительная проверка в форме практических занятий на способность обучающихся к работе в хореографических коллективах с учётом возрастных и психологических особенностей ребёнка, потребностей, интересов, творческих способностей, уровня исполнительской подготовки.

Практическое занятие является основным видом в профессиональной подготовке педагога-хореографа. Здесь большое внимание уделяется методике исполнения хореографических движений, их закреплению и отработке, а также формированию и развитию навыков самостоятельного сочинения комбинаций у станка, на середине зала, сочинению других различных танцевальных форм на уроке и дома. Практическая работа студента имеет творческий характер, так как в ее процессе реализуется собственный замысел студента, в результате чего ставятся и решаются задачи, выделяются новые, нестандартные методы их решения. Практическая работа студента выделяется по следующим видам:

  1. Практическая отработка навыков и умений по методике исполнения хореографической лексики.

  2. Практическая отработка танцевальных комбинаций.

  3. Практическая работа студента над манерой исполнения народных и фольклорных танцев.

  4. Сочинение танцевальных комбинаций у станка.

  5. Сочинение танцевальной комбинации на середине зала.

  6. Практическая работа студента с видео - материалами.

  7. Сочинение и постановка танцевального этюда.

  8. Разбор и отработка комбинации с однокурсниками.

  9. Постановка и отработка танцевального этюда с однокурсниками.

Контроль практической работы студентов осуществляется посредством текущих, рубежных и контрольных просмотров. Подводя итоги предварительного контроля студентов по хореографическим дисциплинам, преподаватели определяют достигнутые ими успехи в качестве усвоения учебного материала, степени соответствия полученных умений и навыков целям и задачам учебной дисциплины:

  • точность исполнения движений в соответствии с методикой исполнения,

  • характер и манера исполнения,

  • музыкальность,

  • артистичность и выразительность исполнения комбинаций,

  • композиция этюда или комбинации,

  • работа с однокурсниками при постановке,

  • репетиционные и организаторские навыки.

Другим видом контроля является семестровый контроль (зачет, экзамен), который проходит в форме комплексного экзамена или дифференцированного зачёта. Он состоит из нескольких дисциплин и включает в себя практические показы, тестирования, опросы с методическим показом движений, теоретические вопросы по методике преподавания. Здесь проверка знаний направлена на определение уровня усвоения студентами определенных разделов нескольких взаимосвязанных дисциплин, оцениваются разные виды их действий:

  1. Отработка и демонстрация изучаемых движений и комбинаций.

  2. Сочинение и демонстрация танцевальной комбинации у станка и на середине зала.

  3. Сочинение и демонстрация танцевального этюда.

  4. Сочинение и демонстрация целого хореографического произведения.

  5. Хореографическая работа с однокурсниками.

  6. Подготовка, осуществление и реализация творческого проекта – группового или индивидуального.

Одной из основных задач проверки обучающихся является выявление трудностей в теоретическом и практическом усвоении студентами учебной информации в области методики построения и исполнения танцевальных этюдов, хореографических композиций, наследия репертуара русского, народно-сценического, классического и современного танца. А также методики построения экзерсиса у станка и на середине зала, постановка хореографических композиций на определенную тематику, с целью выявления типичных ошибок, их коррекции и устранения. Преподаватели в процессе учебно-педагогической работы определяют наиболее эффективные организационные формы, методы и средства обучения студентов с целью усвоения ими методического и практического материала. Они контролируют и оценивают их выполнение в течение семестра в форме индивидуальных и групповых занятий, после чего, студент допускается к сдаче зачета или экзамена, при условии выполнения им всех видов работ.

Одной из основных компетенций будущего специалиста является сочинение законченного хореографического произведения с выраженными идеей, темой, образами героев, построенного по законам драматургии.

Так, прежде чем студент приступит к практическому выполнению хореографической постановки, ему необходимо освоить основные законы драматургии танца, основные выразительные свойства танца, актерское мастерство хореографа, которые изучаются в комплексе с другими хореографическими дисциплинами. Переход от одного раздела к другому возможен тогда, когда он усвоен полностью и безошибочно. В данном случае, преподаватель проводит промежуточный контроль и оценивание с анализом в форме контрольного показа, где студент демонстрируют определённую часть своего хореографического произведения. В данном случае применяется индивидуальный подход к оценке учебных успехов студента, предусматривающий выявление уровня знаний, умений и навыков в сочинении танца.

В рамках Итоговой Государственной аттестации студенты осуществляют и реализуют групповой творческий проект. Профессиональная деятельность хореографа по своей сути имеет проектный характер, так как создание хореографического произведения включает в себя такие компоненты как: авторская интерпретация и выдвижение хореографических идей, их экспериментальная проверка и получение конкретного практического творческого продукта – готовой композиции танца. Метод проекта ориентирован на профессионально-познавательную индивидуальную или групповую практическую работу.

Творческий проект – это самостоятельная творческая завершённая работа студента, выполненная под руководством преподавателя. Состоит из двух частей: теоретической и практической. Практическая часть – это конкретный продукт, в данном случае композиция танца. Особый акцент в процессе подготовки творческих проектов делается на формирование таких профессиональных компетенций как: развитие системно-образного мышления, способности к импровизации, выработки способов исследовательской деятельности, сбора информации, решения профессиональных дидактических проблем.

Студенты объединяются по интересам и идеям, и под руководством преподавателя создают хореографический спектакль. Работа осуществляется в несколько этапов:

Этап 1. Предпроект. Формируется творческая группа, формулируется тема, идея, определяется лидер, распределяются обязанности.

Этап 2. Планирование. Определяются временные рамки осуществления творческого проекта, основные направления работы, конечный результат и форма представления и защиты творческого проекта. Составляется предварительный план проекта.

Этап 3. Аналитический. Осуществляется поиск, сбор и анализ теоретической информации. Рассматриваются все факторы, которые могут оказать влияние на характер его исполнения.

Этап 4. Работа над композицией танца. Анализ музыки и хореографической лексики. Сочинение хореографической лексики и разнообразных танцевальных комбинаций, рисунка танца, создание хореографических образов. Постановка и отработка композиции танца.

Этап 5. Представление и защита творческого проекта. Демонстрация хореографического спектакля перед комиссией и зрителем с последующим анализом.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется группе студентов, если работа над проектом выполнена на высоком профессиональном уровне, представленный материал интересен и оригинален. Стиль изложения соответствует задачам проекта. Презентация составлена грамотно, без ошибок. Композиция танца представлена ярко в соответствии с особенностями манеры и стиля данного вида танца, исполнители продемонстрировали полное владение особенностями хореографической лексики и техникой исполнения движений танца. Студенты проявили инициативу, творческий подход, способность к выполнению сложных заданий, навыки работы в коллективы, организационные способности. Работа представлена полностью, в точно установленный срок.

- оценка «хорошо» выставляется группе студентов, если работа над проектом выполнена на достаточно высоком профессиональном уровне. Стиль изложения соответствует задачам проекта, но допущены негрубые ошибки и неточности. Презентация составлена грамотно, без ошибок. Композиция танца представлена в соответствии с особенностями манеры и стиля данного вида танца, исполнители продемонстрировали полное владение особенностями хореографической лексики и техникой исполнения движений танца. Студенты достаточно полно, но без инициативы и творческих находок выполнили возложенные на них задачи. Работа представлена достаточно полно и в срок, но с некоторыми недоработками.

- оценка «удовлетворительно» выставляется группе студентов, если уровень выполнения цели и задач проекта недостаточно высок. Студенты смогли ответить, лишь на некоторые вопросы, заданные по проекту. Работа представлена несоответствующим стилем, недостаточно полно изложен материал в презентации, допущены различные речевые, стилистические и логические ошибки. Композиция танца представлена не достаточно ярко, не вполне логична или плохо отработана, допускаются ошибки в исполнении хореографической лексики. Студенты выполнили большую часть возложенной на них работы. Работа закончена со значительным опозданием (больше недели).

- оценка «неудовлетворительно» выставляется группе студентов, если работа над проектом выполнена на низком уровне. Допущены грубые ошибки в стиле изложения материала, отсутствует презентация. Ответы на вопросы по проекту обнаруживают непонимание предмета и отсутствие ориентации в материале проекта. Допущены грубые стилистические и логические ошибки. Композиция танца не завершена, в ее построении отсутствует или серьезно нарушена логичность, не соблюдается стиль и манера исполнения танца. Студенты практически не работали самостоятельно, не выполнили свои задачи или выполнил только некоторые поручения. Работа не сдана.

Одной из форм внеурочной деятельности для студентов специальности «Педагогика дополнительного образования в области хореографии» является организованная и целенаправленная деятельность творческих объединений (хореографических ансамблей разной жанровой направленности), целью работы которых является расширение и углубление профессиональных знаний, умений, навыков студентов в области хореографического искусства. Работа хореографических ансамблей позволяет педагогам в полной мере выявить и реализовать потенциальные творческие возможности одаренных студентов.

Концертная деятельность является как формой подготовки, так и формой контроля в процессе профессионального образования (например, подготовка и демонстрация концертной программы при итоговой государственной аттестации). Необходимость концертной деятельности студентов подчеркивается в характеристике ряда специальностей, когда говорится о квалификации выпускников. Концертная деятельность является необходимым компонентом их учебной и вне учебной работы.

Организационная система работы педагога включает концертную деятельность студентов двух видов – учебную и внеучебную. В процессе учебной работы студенты готовят под руководством педагога практические показы этюдов, класс – концерты, практические показы танцев в форме концерта. Во внеучебной работе педагог сам готовит концертную программу, которую исполняют студенты на различных концертах колледжного, городского и регионального уровня. Или студенческие творческие коллективы колледжа, такие как Театр танца и пластики, Ансамбль классического танца, Ансамбль народного танца «Ритмы планеты» принимают участие в хореографических конкурсах и фестивалях различного уровня.

Являясь важным видом подготовки студентов к профессиональной деятельности, концертная деятельность стеснена рамками учебной работы. Поэтому для студентов Старооскольского педагогического колледжа были созданы условия для реализации концертной деятельности во внеучебное время. Публичные выступления вызывают у студентов особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью, радостью, переживанием, гордостью, пробуждая интерес, вызывая положительное отношение к занятиям хореографии, позволяют увидеть значимость своих занятий танцевальным искусством, укрепляют и расширяют кругозор. Укрепляется желание работать ещё плодотворнее, настойчиво овладевать техническим мастерством, расти творчески.

Концертная деятельность, построенная как определенная система творческой деятельности студентов колледжа, открывает более широкие возможности для самореализации каждого из студентов и как будущего исполнителя, и как будущего руководителя творческого коллектива. Практическая концертная практика студента насыщена комплексом знаний и умений, которые применяются им на сценической площадке. И если студент успешно осваивает хореографические навыки и умения в учебной работе, активно реализует свой творческий потенциал на сценических площадках, то он зарабатывает дополнительные бонусы в процессе контроля и оценки его обучения.