СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности педагогических технологий в профессиональном образовании

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий методического семинара с элементами тренинга для педагогов колледжа, цель которого - совершенствование профессиональных компетенций преподавателей и мастеров производственного обучения по эффективному использованию мультимедийных презентаций в процессе реализации требований ФГОС СПО и ФГОС СОО

Просмотр содержимого документа
«Особенности педагогических технологий в профессиональном образовании»

Семинар-тренинг

Особенности педагогических технологий

в профессиональном образовании


Составитель: Кравченко О.Н.,

методист ГБПОУ РК «ЯЭТК»


Дизайн в своей основе относится к поиску решений.

Наша цель заключается в создании таких слайдов,

которые будут подтверждать идею

наиболее легким для понимания образом

и делать послание настолько ясным,

насколько это возможно.

Гарр Рейнольдс «Презентация в стиле дзен»


(Всемирно известный специалист по коммуникациям,

создатель самого популярного в сети ресурса,

посвященного дизайну презентаций.

Писатель, дизайнер, автор книги

«Искусство презентаций» («Презентация в стиле дзен»)



Цель:

Совершенствование профессиональных компетенций педагогов по эффективному использованию педагогических технологий в процессе реализации требований ФГОС СПО и ФГОС СОО.


Задачи:

- рассмотреть разные классификации педагогических технологий как системы совместной деятельности педагога и студента;

- выявить факторы, способствующие эффективному внедрению современных образовательных технологий и факторы, влияющие на выбор конкретной технологии для учебного занятия;

- обсудить особенности, цели, направления, принципы использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании;

- определить преимущества и недостатки использования мультимедийных технологий в образовательном процессе;

- рассмотреть различные классификации презентаций, основные структурные элементы (модули) учебных презентаций, требования к ним;

- освоить оптимальный алгоритм создания качественной учебной презентации.


Аудитория:

преподаватели и мастера производственного обучения ГБПОУ РК «ЯЭТК».


ПЛАН СЕМИНАРА-ТРЕНИНГА



  1. Определение, классификация и перечень современных педагогических технологий (по Селевко Г.) (теоретический блок).

  2. Обсуждение основных факторов, влияющих на эффективность внедрения современных образовательных технологий и наиболее часто используемых педагогами колледжа технологий.

  3. Практическое задание 1. Составить список факторов, которые необходимо учитывать педагогу при выборе оптимальной технологии для использовать на конкретном учебном занятии

  4. Особенности, цели, направления, принципы использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании (теоретический блок).

  5. Рассмотрение различных классификаций презентаций.

  6. Практическое задание 2. Заполнить таблицу, вписав плюсы и минусы использования презентаций на уроках (Таблица 2. Какие риски и преимущества ожидают педагога, желающего использовать мультимедийные презентации на учебных занятиях).

  7. Изучение основных структурных элементов (модулей) учебных презентаций, требований к ним.

  8. Обсуждение оптимального алгоритма создания качественной учебной презентации.

  9. Подведение итогов. Характеристика приложений для «Методической копилки» педагогов.



Сценарий семинара-тренинга

Современная педагогическая технология представляет собой синтез педагогических достижений, сочетание традиционных, совершенных форм и методов с современными эффективными образовательными инновациями.

Педагогическая технология основывается на достижениях психологической, педагогической и общественных наук, передовом педагогическом опыте и др.

Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Педагогические технологии как основа подготовки специалистов с целью формирования компетентностей и качеств предусматривают разработку и внедрение современных методов научной организации педагогического процесса, контроль его качества и диагностику уровня образовательно-профессиональной подготовки.

Понимает, что подготовка специалистов должна носить опережающий характер, а именно: знания, умения и навыки студентов формируются, исходя не из требований настоящего, а с перспективой на будущее, поскольку, даже совершенные рекомендации и предложения по практической деятельности значительно теряют свою значимость не только на время адаптации молодого специалиста к условиям практической деятельности, но и к моменту его выпуска из учебного заведения.

Любая педагогическая технология направлена на формирование компетентного специалиста на основе удачного сочетания форм, методов и средств обучения с профессиональной компетентностью и педагогическим мастерством преподавателей и мастеров производственного обучения.

Перечень современных педагогических технологий (по Селевко Г.)

 Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса

4.1. Педагогика сотрудничества
4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин)

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

5.1. Игровые технологии
      Игровые технологии в дошкольном периоде
      Игровые технологии в младшем школьном возрасте
      Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
5.2. Проблемное обучение
5.3. Технология современного проектного обучения
5.4. Интерактивные технологии
      Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) 
      Технология проведения дискуссий
      Технология «Дебаты» 
      Тренинговые технологии
5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) 
5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)


Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

6.1. Технология программированного обучения
6.2. Технологии уровневой дифференциации
      Дифференциация по уровню развития способностей
      Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик) 
      Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов) 
      Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стратовая» дифференциация) 
6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова) 
6.4. Технология индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) 
      Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования
      Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении
6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) 
6.6. Технологии групповой деятельности
      Модель: групповая работа в классе
      Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ) 
      Модели коллективного творческого решения проблем
6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении


Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов) 
7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) 
7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев) 
7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович) 
7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов) 
7.6. Технологии интеграции в образовании
      Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева
      Технология воспитания экологической культуры
      Концепция глобального образования
      Концепция холистической педагогики
      Концепция гражданского образования
7.7. Модели интеграции содержания учебных дисциплин
      Модель «Интеграция естественнонаучных дисциплин» 
      Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем
      Модель «Интегрированные занятия (уроки)» 
      Модель «Интегрированные дни» 
      Модель межпредметных связей
7.8. Технологии концентрированного обучения
      Модель суггестивного погружения
      Модель временнoго погружения М.П. Щетинина
      Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур
      Особенности идеографических моделей


Частнопредметные педагогические технологии

8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев) 
8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) 
8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) 
8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) 
8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев) 
8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского
8.7. Авторские педагогические технологии «Учителей года России» 
      Авторская технология формирования музыкального мышления «Педагога года России – 92» А.В. Зарубы
      Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Педагога года России - 93» О.Г. Парамонова
      Авторская технология преподавания литературы «Педагога года России - 94» М.А. Нянковского
      Авторская технология развития речи младших школьников «Педагога года России - 95» З.В. Климентовской
      Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка «Педагога года России ? 96» Е.А. Филипповой
      Авторская технология трудового обучения и воспитания «Педагога года России ? 97» А.Е. Глозмана
      Авторская технология преподавания математики «Педагога года-98» В.Л. Ильина
      Авторская технология музыкального воспитания «Педагога года России - 99» В.В. Шилова
      Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Педагога года России-2000» В.А. Морара
      Авторская технология преподавания «Технологии» «Педагога года России – 2001» А.В. Крылова
      Авторская технология преподавания иностранного языка «Педагога года России – 2002» И.Б. Смирнова
8.8. Технологии учебников и учебно-методических комплексов
      Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100»


Альтернативные технологии

9.1. Технология обучения детей с признаками одаренности
9.2. Технология продуктивного образования (Productive Learning) 
9.3. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок) 
      Особенности усвоения языковой культуры
      Технология «Другая математика» 
9.4. Технология мастерских
9.5. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской) 
      Предтечи, разновидности, последователи

Природосообразные технологии

10.1. Природосообразные технологии обучения языку (А.М. Кушнир) 
      Природосообразная технология обучения чтению А.М. Кушнира
      Природосообразная технология обучения письму А.М. Кушнира
      Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира
10.2. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл) 
10.3. Педагогика свободы Л.Н. Толстого
10.4. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер) 
10.5. Технология саморазвития (М. Монтессори) 
10.6. Технология Дальтон-план
10.7. Технология свободного труда (С. Френе) 
10.8. Школа-парк (М. А. Балабан) 
10.9. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко

Технологии развивающего образования

      Общие основы технологий развивающего образования
11.1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова
11.2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
11.3. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков) 
11.4. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов) 
11.5. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская) 
11.6. Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко
11.7. Школа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан) 
11.8. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон

Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств

12.1. Технологии освоения информационной культуры
      Модель «Информатизация (компьютеризация) ОУ»
12.2. Компьютер как объект и предмет изучения
12.3. Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении
12.4. Технологии компьютерного урока
12.5. Технология освоения и разработки средств компьютерной поддержки процесса обучения
12.6. Технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе
      Модель ТОГИС (В.В. Гузеев, г. Москва) 
      Технологии телекоммуникаций
12.7. Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации
12.8. Технология медиаобразования
      Модель «Медиаобразование» как учебный курс
      Модель «Медиаобразование, интегрированное с базовым» 
      Модель «Школьный Центр СМК» 
12.9. Использование средств ИКТ в управлении школой

Социально-воспитательные технологии

13.1. Технология семейного воспитания
13.2. Технологии дошкольного воспитания
13.3. Технология «Школа – центр воспитания в социальной среде» (С.Т. Шацкий) 
13.4. Технологии социально-педагогических комплексов
      Модель «Школа – координатор воспитательной деятельности социальных институтов» 
      Модель «Содружество школы и производства» 
      Модель «Комплекс социально-педагогической поддержки ребенка» 
      Модель «СПК как специально спроектированная среда» 
13.5. Технологии дополнительного образования
13.6. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья
13.7. Технологии трудового и профессионального воспитания и образования
      Технология трудового воспитания и обучения в современной массовой школе
      Технология контекстного профессионально-ориентированного обучения
13.8. Технология воспитания духовной культуры молодого поколения
13.9. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания
13.10. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами
      Модель дифференциации и индивидуализации обучения
      Технологии компенсирующего обучения
      Технология работы с проблемными детьми в массовой школе
      Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР
13.11. Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов) 
      Технология работы с умственно отсталыми детьми
      Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями
13.12. Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений
      Модель «КДН – координационный центр социально-воспитательной работы в районе» 
      Модель «Центр социальной реабилитации несовершеннолетних» 
      Модель «Социальный приют» 
      Технология антиалкогольного и антинаркотического воспитания детей и подростков
      Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение» 
13.13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека
13.14. Технология установления связей с общественностью (PR?технологии)

Воспитательные технологии

14.1. Технология коммунистического воспитания советского периода
14.2. Технология «жесткого» коллективного воспитания А.С. Макаренко
14.3. Технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова
14.4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского
14.5. Технология воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова) 
14.6. Технологии воспитания в современной массовой школе
14.7. Технологии индивидуализированного воспитания
      Обобщенная классификационная характеристика технологий индивидуализированного воспитания
      Модель (технология) педагогической поддержки (О.С. Газман) 
      Технология тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ (Т.М. Ковалева) 
      Технология нейролингвистического программирования
14.8. Воспитание в процессе обучения
14.9. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову, Л.И. Рувинскому

Педагогические технологии авторских школ

15.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) 
15.2. Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров) 
15.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский) 
15.4. Агрошкола А.А. Католикова
15.5. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард) 
15.6. Центр дистанционного образования «Эйдос» (Хуторской А.В., Андрианова Г.А.) 
     

Другие разновидности авторских школ

Технологии внутришкольного управления

16.1. Базовая технология управления общеобразовательной школой
      Технология управления школой в режиме развития
      Технология управления школой по результатам (по П.И. Третьякову) 
16.2 Технология управления методической работой (Г.К. Селевко) 
      Педагогические советы
16.3. Технология оптимизации управления образовательным учреждением (Ю.К. Бабанский) 
16.4. Технология педагогического эксперимента
16.5. Технология внутришкольного мониторинга
16.6. Технологии проектирования и освоения технологий



Внедрение современных образовательных технологий вызывает существенные динамические изменения в преподавательской деятельности, увеличивается роль педагогической культуры преподавателя как субъекта управления в учебном процессе.

Основными факторами для эффективного внедрения современных образовательных технологий являются:

–      готовность студентов к восприятию современных образовательных технологий;

–      положительная мотивация учебной деятельности;

–      готовность преподавателей и студентов к творческой, инновационной деятельности;

–      оптимальный психологический микроклимат образовательного процесса;

–      педагогическое мастерство преподавателей;

–      учет особенностей управления образовательной организацией.


Основные используемые нашими педагогами технологии (по результатам проведенного анкетирования):

1.  Информационно – коммуникационная технология

2. Технология развития критического мышления

3. Проектная технология

4. Технология развивающего обучения

5. Здоровьесберегающие технологии 

6. Технология проблемного обучения

7. Игровые технологии

10. Кейс – технология

12. Педагогика сотрудничества.

13. Технологии уровневой дифференциации

14. Групповые технологии.

 

Задание 1.

Составим список факторов, которые нам необходимо учитывать при выборе – какую технологию использовать на конкретном учебном занятии

При выборе педагогической технологии важно учесть (самые общие):

- способности студентов,

- особенности конкретных видов профессиональной деятельности будущих специалистов.

Продолжите список, исходя из собственного опыта!



Использование информационных технологий (информационно-коммуникационных) технологий в учебном процессе существенно меняет роль и место преподавателя и студента в системе «преподаватель – информационная технология обучения – студент». Информационная технология обучения – не только промежуточное звено передачи информации. Изменение средств и методов обучения способствует изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, способствует реализации индивидуального подхода в обучении.

Особенность информационных технологий заключается в том, что мультимедийные и интернет-технологии позволяют использовать их как средство

  • обучения, воспитания,

  • интеграции обучающегося в мировое сообщество, воздействуя на его личность, ее профессиональное самоопределение и становление.



Информационные технологии повышают мотивацию обучения и стимулируют познавательный интерес, растет эффективность самостоятельной работы.

Использование ИКТ на учебных занятиях

Сегодня информационно-коммуникативные технологии навсегда вошли во все сферы нашей жизни, в том числе и в образовательный процесс.

Компьютерные технологии широко используются на уроках, ни одно внеурочное , внеклассное мероприятие не обходится без мультимедийных презентаций, а урок — без использования инновационных образовательных ресурсов.

Зачем нужны ИКТ-технологии в учебном процессе?

Часто педагоги задаются вопросом: так ли это необходимо для преподавателя, для мастера производственного обучения, в совершенстве владеть компьютерной техникой и совершенствовать навыки использования информационных технологий?

Цели использования информационных технологий в образовательном процессе достаточно разнообразны, однако главные из них — всесторонне облегчить работу педагога и при этом повысить помочь ему выйти на новый уровень качества преподавания, которого требует современность.

  • Укрепить мотивацию обучающихся к обучению, пробудить в них интерес к познавательной деятельности, помочь им сконцентрировать внимание на учебном процессе;

  • Добиться более эффективной и современной методики преподавания, обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся без временных и иных затрат;

  • Сделать образовательный процесс более разнообразным и увлекательным;

  • Сэкономить время на подготовку к учебным занятиям и отслеживание результатов обучения

  • Внести вклад в формирование информационной грамотности студентов;

  • Выйти на новый уровень в планировании и систематизации своей работы.


Кроме того, важно помнить, что одна из актуальных задач сегодняшнего педагога - развить у обучающихся информационную грамотность, научить их владению информационными технологиями, помочь обрести стиль мышления, актуальный для информационного общества.


В каких учебных ситуациях актуально использование ИКТ?

Практически в любых. Информационные технологии применимы на учебных занятиях любых типов и в любой момент урока:

При объяснении нового материала. С помощью ИКТ можно эффектно представить новую тему, обозначить проблему; яркая мультимедийная презентация может сопровождать речь педагога, иллюстрируя ее видео- и аудиоматериалами, картинками, схемами.

При организации самостоятельной работы студентов. Информационные технологии позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу. На уроке студенты могут заниматься поиском и отбором информации, готовить творческие задания и создавать мультимедиа-продукты.

При оценке и контроле успеваемости. ИКТ дают возможность проводить контрольные и самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.

Наиболее частые направления использования ИКТ в учебном процессе

Создание мультимедийных презентаций. Это один из самых простых и доступных способов ярко и наглядно представить учебный материал. В качестве авторов презентаций выступают как педагоги, так и студенты: в первом случае презентация готовится к уроку как средство эффективной подачи нового материала, во втором — как форма творческой самостоятельной работы. И это самый частый способ использования ИКТ в образовательном процессе.

Использование интернет-ресурсов. Включает в себя не только поиск актуальной информации, но и оперативный обмен данными. Интернет предоставляет студентам и педагогам удобные площадки для групповой работы вне урока.

Работа с дидактическими играми и обучающими программами. Способствует геймификации образовательного процесса, стимулирует мотивацию обучающихся, позволяет осуществлять контроль и систематизацию полученных знаний в более интересно и увлекательной форме.

Основной принцип применения ИКТ в повседневной практике педагога

Чтобы применение ИКТ на уроках было действительно полезным, для педагога крайне важно:

А) Постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями. Мы живем во времена, когда техника и технология стремительно эволюционируют. Педагог должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приемам подачи информации.

Б) Не увлекаться ИКТ сверх меры. Применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью. Достичь эффективности в обучении можно только в том случае, если использование компьютерных технологий в данном случае уместно и оправдано.

В) Показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Если педагог использует достижения ИКТ в своей повседневной практике, то и для студентов не составит труда овладеть основными приемами.

Главное — понимать, что за каждой ситуацией использования ИКТ стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая стратегия.

Что дает использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

педагогу:

✓ возможность быстро контролировать и оценивать знания обучающихся;

✓ повышать познавательную активность обучащихся;

✓ наглядно представлять новый материал.

Что дает ЭОР студенту:

✓ делает учебное занятие более интересным;

✓ дает возможность получить подсказку или помощь;

✓ наглядно представлять новый материал.


Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании

Одной из наиболее распространённых форм донесения учебного материала можно назвать мультимедийные презентации. Учебные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ (например, Microsoft PowerPoint, Apple Keynote) и веб-сервисов (Prezi, Google Презентации и др.)

Мультимедийная презентация- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагментов и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определённым образом изменяться и реагировать на действия пользователя. 

Преимущества мультимедийной презентации:

  • она позволяет уменьшить непроизводительные затраты живого труда педагога, который в этом случае превращается в технолога современного учебного процесса, в котором ведущая роль отводится не столько и не только обучающей деятельности педагога, сколько учению самих студентов;

  • дает обучающимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе профессионального образования, отсюда, изменяется его роль - вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны;

  • предполагает дифференциальный подход к обучащимся, основан­ный на признании того факта, что у разных студентов предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны; каждый студент приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим соб­ственным интеллектуальным багажом, который и определяет сте­пень понимания им нового материала и его интерпретацию;

  • повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения

  • гарантирует непрерывную связь в отношениях «педагог-студент»

  • способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциации темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.)

  • повышает мотивацию учения

  • способствует развитию у обучающихся продуктивных, творческих функций мышления, росту интеллектуальных способностей, фор­мированию операционного стиля мышления. Презентация позволяет повысить успешность занятий с использованием демонстрационных средств и повысить вероятность убеждения вашей аудитории на 43%.


Для педагога:

  • изображение с экрана позволяет дать визуальный ряд и не терять времени, отвлекаясь на разборчивое написание текста на доске;

  • по мере появления новых материалов корректировать не весь курс, а конкретные слайды по определенным темам;

  • для создания видеоматериалов с помощью Microsoft PowerPoint не обязательно быть художником, поставляемые с программой шаблоны дизайна обеспечивают высокое качество результата, а использование всех возможностей Microsoft PowerPoint позволяет создавать эффектные проекты.



Приложение 2. Заполнить таблицу, вписав плюсы и минусы использования презентаций на уроках

Какие риски и преимущества ожидают педагога, желающего использовать мультимедийные презентации на учебных занятиях


Всё зависит от учителя –

хороший урок презентация украсит,

плохому же уроку – все равно не поможет.


Положительные моменты использования презентаций на учебных занятиях

(плюсы использования)

Отрицательные, негативные моменты при использовании презентаций на учебных занятиях (минусы использования)



Однако педагоги не всегда демонстрируют качественные презентации на своих уроках. К сожалению, во многих из этих презентаций

- нет слайдов с вопросами, заданиями,

- почему-то педагоги часто забывают о промежуточных и итоговых выводах,

- редко встречаются сравнения различных точек зрения.

- учебная презентация представляет собой сплошной текст.

Такая презентация не способствует достижению целей урока.


Это странно, потому что вся классическая «допрезентационная» педагогическая литература содержит рекомендации по проведению уроков, а смена деятельности обучающихся на занятиях априори считается необходимой.

Как разработать и использовать на уроках презентацию, которая заинтересует студентов

Опыт показывает, что большинство презентаций, используемых педагогами на учебных занятиях, направлены на иллюстрацию слов педагога при объяснении нового материала.

Важно помнить, что основной целью презентации является представление информации в удобной для восприятия форме. Для достижения этой цели используются следующие элементы презентации: текст, изображение, звук, видео, анимация, интерактивность.

Использование мультимедийных презентаций в процессе обучения меняет характер традиционного учебного занятия, делает его более живым и интересным. Применение мультимедиа на занятиях способствует расширению общего кругозора обучаемых, обогащает их знания.

Однако, неправильно подготовленная презентация может негативно сказаться на достижении целей учебного занятия.

Отметим, что существует несколько подходов к классификации презентаций.

Презентации можно классифицировать по назначению.

  • Учебные презентации. Применяются преимущественно в сфере образования: во время изложения нового материала, для контроля знаний учащихся, при самостоятельном освоении учебного материала обучающимися и в других учебных ситуациях.

  • Научно-исследовательские. Часто такие презентации можно увидеть во время выступлений исследователей. Цель таких презентаций – заявить о своих научных достижениях.

  • Портфолио. Обычно это авторские презентации, содержащие перечень достижений автора. На слайдах таких презентаций обычно представлены различные грамоты, свидетельства о публикации и проч.

Исходя из способа изложения учебного материала выделяют 2 вида презентаций:

1. Линейные презентации. Это самый распространённый вид презентаций – они сопровождают лектора, педагога, исследователя. Технически такие презентации выглядят очень просто – слайды последовательно сменяют друг друга: от титульного до последнего. Удобство таких презентаций очевидно – легко выстроить логику повествования и донести материал до слушателей.

  • Слайды презентации сменяют друг друга последовательно.

  • Пользователь пассивен, его участие в управлении презентацией незначительно.

  • Внимание пользователя акцентируется на просматриваемом слайде, содержание просмотренных слайдов быстро забывается.

  • Требования пользователя к качеству потребляемой информации невысоки.

  • Основным недостатком таких презентаций является заданность, невозможность изменить последовательность подачи материала.

2Нелинейные или интерактивные презентации. Материал таких презентаций предназначен для самостоятельного освоения студентом. Интерактивная подача делает такое изучение наглядным и интересным.

Как правило, нелинейная презентация готовится для изучения конкретной темы и технически выглядит так: после титульного слайда идёт оглавление, элементы которого являются гиперссылками на определённые подразделы темы; в такой презентации обычно присутствуют задания для самостоятельного выполнения (обычно используются тесты), а правильные или неправильные ответы сопровождаются обратной связью.

  • В таких презентациях реализована возможность выбирать, как способ изучения учебного материала, так и степень подробности изложения материала, позволяют адаптировать информацию и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому.

  • С помощью интерактивных презентаций удобно реализовать индивидуальные "экскурсии'' по учебному материалу, которые позволяют пользователю самостоятельно ознакомиться с информацией о предмете.

  • Слайды презентации демонстрируются в зависимости от действий пользователя.

  • Пользователь активен и в значительной степени управляет ходом презентации.

  • Пользователь держит в памяти значительную часть презентации, рассматривая каждый слайд как продолжение предыдущих.

  • Требования пользователя к качеству потребляемой информации высоки – он ожидает адекватной реакции на производимый выбор.

Преимущества интерактивных презентаций

Это реализованная в удобной и занимательной форме возможность осуществлять поиск нужной информации, углубляясь в нее настолько, насколько это было предусмотрено создателем презентации. Например, студент может приступить к изучению темы урока с того, что прочтет на экране компьютера общие сведения о нем; затем по щелчку на гипертекстовой связи (подчеркнутое или выделенное цветом слово или фраза), на кнопке или на пиктограмме ему представляется более подробная информация о конкретных вопросах по данной теме.

Интерактивные средства мультимедиа позволяют значительно расширить аудиторию получателей информации и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому.

С помощью интерактивных презентаций удобно реализовать индивидуальные "экскурсии'' по уроку, которые позволяют пользователю самостоятельно ознакомиться с информацией о структуре, теме и информации об уроке.

Рассмотрим ещё одну классификацию – по типу формата, в котором сохраняется и демонстрируется презентация.

  • Презентации, выполненные и сохранённые в формате программы Microsoft PowerPoint. Такие презентации могут содержать все элементы мультимедийной презентации. 

  • Презентации, сохранённые в формате PDF. Могут быть сохранены из программы PowerPoint для демонстрации на компьютере без установленного офисного пакета. В этом формате эффекты анимации не воспроизводятся. Часто этот формат используется для защиты информации презентации от копирования.

  • Презентации, выполненные в формате Flash. Создание таких презентаций является наиболее сложным процессом, но зато результат – красочная презентация, которая может быть выполнена с использованием сложных анимационных эффектов. Может быть как линейной, так и нелинейной.

Существуют и другие, более дробные, классификации презентаций.

Важно помнить, что выбранный вид презентации должен помогать достижению поставленной цели учебного занятия.

Далее вашему вниманию практические советы по созданию презентаций к учебным занятиям, которые учитывают особенности восприятия информации обучающимися и позволят сделать презентацию быстро и качественно.

Памятки, которые помогут педагогу подготовить качественную презентацию и использовать ее на занятиях.

Качественная презентация – хороший мультимедийный инструмент, который удобно использовать на уроке, она позволит донести информацию в наглядной форме, повысить заинтересованность студентов темой урока, поможет сэкономить время урока, если собрать в ней материал по теме занятия

Приложение 3. Смотрите 4 способа, как использовать презентацию на занятиях.

Приложение 4. Алгоритм создания учебной презентации

Используйте алгоритм, чтобы создать учебную презентацию.

Работа по алгоритму позволит педагогу избежать ненужных действий, помочь с подготовкой учебной презентации и с ее применением на уроках.

Продумать структуру презентации

Выбрать вид презентации

Перенести структуру на слайды

Продумать дизайн слайдов

Проверить готовую презентацию

+ Чек-лист – содержание каждого этапа

Приложение 5.Памятки для педагога

6 советов, как провести учебное занятие с помощью презентации и не потерять внимание своих студентов



Приложение 6.


Рекомендации по устранению наиболее частых недостатков учебной презентации



Интерактивные формы обучения сегодня предполагают наличие современных средств организации процесса, которые позволяют преподавателям сохранять и дорабатывать учебный материал, побуждая к новым инновационным методам преподавания.

Применение ИКТ обладает неоспоримыми преимуществами. 

Предоставление знаний в форме презентации облегчает изучение темы, студенты чувствуют себя более раскрепощённо. Презентации во время урока представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.

Но если учебное занятие превращается в «лекцию со слайдами», переписывание обучающими текста со слайдов - это не только утомляет, но и раздражает. Раздражает переизбыток анимации и яркие пятна на экране. Для студентов это как кинотеатр, их переполняют эмоции не от самой мыслительной деятельности, а от просмотра ярких слайдов. Рабочая обстановка сводится к нулю.

Хороший урок должен быть похож на театральное действие. Студенты - не пассивные слушатели, а активные участники обсуждения увиденного и услышанного на каждом слайде.

Слайды презентации – инструмент, который помогает по-новому осветить тему.  К сожалению, проблемы возникают и при использовании хороших презентаций.

20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!