СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности пейзажа в «охотничьем» рассказе Ю.Нагибина «Погоня»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пейзаж в рассказах Нагибина наделен философским и лирическим смыслом, он напрямую связан с идеей его произведений. О Юрии Нагибине говорят, что  он пишет о человеке и для человека. Личность и творчество Юрия Марковича Нагибина на протяжении многих лет вызывают живой интерес и привлекают внимание литературоведов, лингвистов, критиков. Писателем пройден насыщенный творческий путь.

Просмотр содержимого документа
«Особенности пейзажа в «охотничьем» рассказе Ю.Нагибина «Погоня»»

ОСОБЕННОСТИ ПЕЙЗАЖА В «ОХОТНИЧЬЕМ» РАССКАЗЕ Ю.М. НАГИБИНА «ПОГОНЯ»

Личность и творчество Юрия Марковича Нагибина на протяжении многих лет вызывают живой интерес и привлекают внимание литературоведов, лингвистов, критиков. Писателем пройден насыщенный творческий путь. Его плодотворная и многосторонняя литературная деятельность (рассказы и повести, очерки, киносценарии, публицистические статьи и выступления, дневники) связана с обращением к важным жизненным проблемам и с постоянными поисками в области художественных средств. Цикл «охотничьих» рассказов Ю. Нагибин создает с 1954 по 1964 годы. Он включает в себя более двадцати произведений. И зарубежные, и отечественные критики назвали этот цикл «Записки охотника» двадцатого века», тем самым говоря о тургеневских традициях, к которым восходят эти рассказы. И определенное сходство произведений этих двух писателей, разумеется, существует. Это и человек с ружьем, который во время охоты встречается с разными людьми и присматривается к ним. И у Тургенева, и у Нагибина в лирическом герое можно увидеть автора. Из рассказа в рассказ переходят одни и те же герои, в одном занимая центральное место, в другом – оставаясь второстепенным персонажем. Но не только внешние связи роднят «охотничьи» рассказы Ю. Нагибина с «Записками охотника». У Нагибина, как и у Тургенева, природа наделена философским и лирическим смыслом, она напрямую связана с идеей рассказа.

В рассказе «Погоня», преследуя браконьера, егерь Анатолий Иванович оказывается в лесу, ставшем не просто местом действия. Лес здесь – сообщник преступника. «Лес был загадочным и коварным», «гибельная трясина», «озерки «проглядывали недобрым, темным глазом», «страшная западня, замаскированная под прогалину», «тяжело дышалось в этом лесу». Природа, так любимая Анатолием Ивановичем, сейчас всячески помогает браконьеру Сашке. Даже «осина перекинула через канаву толстый кривой сук, с его помощью браконьер и перебрался на ту сторону…» Природа то помогает герою, то начинает работать против него. К тому же здесь пейзаж, неизменность которого длительное время наблюдает герой, показывает и физическую слабость старого человека. «Чехов советовал: «Если вы хотите, чтобы живопись дала какой-то пейзаж, то вы должны себя представить в этом пейзаже». Именно так поступает Нагибин. Он видит себя, то есть человека, своего героя, в непрерывном и сложном соприкосновении с природой».

Таким образом, в рассказе «Погоня»пейзаж оживает, потому что даже появляющиеся на лужах пузырьки – «это лягушки продышивали воду». Ю. Нагибин в огромном количестве использует олицетворения, помогающие такому «оживлению» природы. Благодаря пейзажу ему за внешним планом нам удается разглядеть план внутренний. Но наиболее важным является то, что пейзаж несет философский и лирический смысл и связан с идеей рассказа.