ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА СОВЕТСКОЙ ДОВОЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Культурная революция – это составляющая строительства социализма в СССР в 1920-30-е годы, в корне изменившая духовную жизнь общества и приведшая к созданию новой культуры. Термин введен Лениным в работе «О кооперации».
Важнейшую задачу культурной революции руководство страны видело в ликвидации идеалов и духовных ценностей, существовавших в условиях монархии, и в устранении культурной отсталости. На передний план была выдвинута задача создания «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества.
ПРОЛЕТКУЛЬТ
«Пролетарская культура» (Пролеткульт) – это культурно-просветительная и литературнохудожественная организация, возникшая осенью 1917 года.
Октябрьская революция оказала значительное воздействие на творческую деятельность. Появились новые тенденции. Появившиеся ранее группы футуристов и имажинистов объявили, что представляют собой революционное искусство. В газете «Искусство коммуны» имажинисты призывали к ликвидации литературного «старья», к установлению диктатуры «левого искусства». В городах распространялось пролеткультовское движение.
Руководители Пролеткульта главную цель деятельности видели в создании пролетарской культуры, противопоставлявшей себя предшествовавшей художественной культуре. Студии и кружки Пролеткульта приобщали широкие массы к литературе, изобразительному и театральному искусству, выявляли потенциальных поэтов, художников, актеров. Пролеткультовцами издавались журналы «Пролетарская культура», «Гудки» и др. В 1920 году в движении участвовали 400 тысяч человек
Создавались и быстро распадались прочие литературные группировки. В 1917–1918 годах действовала группа «Скифы», в которой состояли Н.А. Клюев, М.М. Пришвин, С.А. Есенин. Осмыслить события в творчестве пытались А.А. Блок («Двенадцать») и В.В. Маяковский («Мистерия-буфф»), К.С. Петров-Водкин («1918 год в Петрограде») и К.Ф. Юон («Новая планета»).
ЛИКБЕЗ
К началу 1930-х в Советском Союзе была выстроена единая система образования , которая включала в себя 3 уровня: начальный, средний и высший. Более того, именно в предвоенное десятилетие для решения кадровой проблемы на местах советская образовательная машина применила совершенно феноменальный способ: практически в каждом регионе страны в обязательном порядке было создано как минимум 4 ключевых высших учебных заведения: медицинское, педагогическое, сельскохозяйственное и инженерно-техническое.
Одновременно с ростом числа абитуриентов происходило упорядочение организации вузов: вводились единые учебные планы и программы, была восстановлена система учёных степеней и званий, появилась аспирантура. В организации учебного процесса во многом вернулись к традиционным методам и формам обучения: были возвращены лекции, практические занятия в лабораториях и производственная практика, обязательные вступительные экзамены, вводились зимние и весенние сессии, контроль за качеством учебы, дипломные работы на последнем курсе, отменяются ограничения для поступающих, связанные с их социальным происхождением. Студентам и аспирантам стали выплачивать стипендии. С 1933 г. было введено обязательное распределение выпускников вузов на производстве, запрещалось использовать молодых специалистов не по специальности, по которой они закончили учебное заведение.
Также были переработаны учебные программы, вводилось обязательное обучение одному иностранному языку. По всем предметам были внедрены стандартные учебники, содержание и объём которых был определён в постановлении ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе». Была установлена оплата труда учителей по единым ставкам, учреждены почетные звания для выдающихся педагогов. Таким образом, деятельность школы полностью регламентировалась, а содержание образования унифицировалось.
В середине 1920-х Российская академия наук торжественно отметила своё 200-летие. Юбилей повлёк за собой ряд преобразований. Во-первых, переименование. В 1925-м Российская академия наук стала именоваться Академией наук СССР. Первым руководителем АН СССР стал известный геолог и палеонтолог Александр Петрович Карпинский.Согласно новому постановлению, Академия наук СССР переходила в подчинение Центрального исполнительного комитета, то есть высшего государственного органа страны.
НАУКА
Продолжала развиваться отраслевая наука. Становление советской авиационной промышленности связано с появлением таких научных центров, как Центральный институт авиационного моторостроения имени (ЦИАМ), который работал над созданием мощных поршневых двигателей, и Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ), который разработал высококачественную сталь «хромансиль», что позволило отказаться от поставок материалов из-за рубежа, а также создал авиационную броню.
Активно развивалось ракетостроение. В 1933 г. под руководством С. П. Королёва по проекту Ф. А. Цандера научно-исследовательской организацией «Группа изучения реактивного движения» (ГИРД) была создана и запущена первая советская жидкостная ракета. В этом же году ГИРД вошла в состав вновь созданного Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ). В РНИИ под руководством С. П. Королёва разрабатывается первая советская управляемая крылатая ракета, успешно прошедшая испытания в 1939 г. Также в РНИИ в 1938–1941 гг. велись успешные разработки многозарядной пусковой установки на базе грузового автомобиля — знаменитой «Катюши».
В 1930-е гг. активно началось освоение Арктики. В 1932 г. состоялось плавание ледокольного парохода «Сибиряков» под руководством ученого-энциклопедиста Отто Юльевич Шмидта (1891–1956), возглавлявшего Всесоюзный арктический институт. Впервые судно прошло Северный морской путь за одну навигацию. В этом же году было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть) при СНК СССР во главе со Шмидтом.
Физик Пётр Леонидович Капица (1894–1984) сделал фундаментальное открытие явления сверхтекучести жидкого гелия.
1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (ВАСХНИЛ), президентом которой стал биолог и генетик Н. И. Вавилов.
НОБЕЛЕВСКИЕ ПРЕМИИ
1933
Самая первая, и единственная довоенная, премия была вручена Ивану Бунину. Правда он отмечен, как российский писатель, а не советский, да, и жил он тогда уже во Франции. Получив награду в 1933 году, "за строгое мастерство в представлении русского характера", Иван Андреевич быстро её потратил на помощь русским эмигрантам, которые стали обращаться к нему с такими просьбами.
СОЦРЕАЛИЗМ
Соцреализм, или социалистический реализм — стиль в искусстве, для которого характерно хвалебное изображение в произведениях коммунистических ценностей. Соцреализм — это также единственный официально признанный властью художественный метод отображения жизни людей в СССР в период с конца 1920-х до начала 1990-х годов.
Соцреализм всегда был важной частью официальной идеологии и пропаганды Советской власти. Поэтому руководство Коммунистической партии предъявляло жесткие требования к творчеству художников в соответствии с учением марксизма-ленинизма.
Доступность для широких масс. Произведения соцреализма должны быть предельно простыми в понимании для любого человека, независимо от уровня его образования или возраста.
Идейную направленность. Творчество должно воспевать героизм подвига советских людей в борьбе за строительство коммунизма.
Прямолинейность художественных образов. Использование сложных метафор, абстракций и символов не допускается.
Монументализм и гиперболизация индустриальных пейзажей, подчеркнутое изобилие в натюрмортах, материальный напор в портретах – все эти приметы «тяжелой артиллерии» наглядно проявляются в произведениях художников соцреализма.
Податливые, но талантливые деятели культуры умели находить компромисс между официальными требованиями власти и своими творческими предпочтениями. Они использовали скрытые метафоры или подобно Дейнеке умудрялись изображать полуобнаженную натуру в духе требований времени. Устремленность в коммунистическое будущее придавало картинам соцреализма некоторый футуристический вектор, что сглаживало однозначность и прямолинейность сюжета.
Среди признанных советских мастеров соцреализма можно выделить Александра Герасимова, Исаака Бродского, Александра Дейнеку. Культовая скульптура XX века, 24-метровый памятник «Рабочий и колхозница» (скульптор Вера Мухина) стала эталоном соцреализма и была растиражирована и установлена во многих городах СССР.
Александр Дейнека. «На просторах подмосковных строек».
После революции 1917 года в России наступил период кардинальной ломки традиционных устоев общества во всех сферах, в том числе и в искусстве. Академические каноны создания произведений живописи, скульптуры, графики и литературы были объявлены устаревшими, наступило благодатное время для развития всевозможных течений авангардного искусства: футуризма; конструктивизма; супрематизма; функционализма; экспрессионизма; унизма.
СУПРЕМАТИЗМ
Смысл супрематизма заключался в том, чтобы запечатлеть истинное искусство и не использовать при этом конкретные образы. Супрематизм также был частью кубизма, точнее его продолжением или же высшей степенью развития. В этом течении исчезают понятия "верх" и "низ". Нет никаких физических закономерностей. Супрематическая картина - это самостоятельный мир.
Самым главным теперь становится цвет. Он передает эмоции автора. По философии Малевича, супрематизм помогал передать авторскую энергетику зрителям, уйти от рационального мира и проникнуться ощущениями.
“ Супрематическая композиция“ Малевич
КОНСТРУКТИВИЗМ
Главной отличительной чертой конструктивизма от остальных течений в архитектуре и искусстве является тот факт, что в основе художественного образа лежит конструкция и функциональное назначение.
Конструктивизм принёс нашей стране огромное количество талантливейших архитекторов и художников. Большое влияние на проектирование общественных зданий оказали братья – архитекторы Леонид, Виктор и Александр Веснины, впервые заявившие о себе на конкурсе проектов здания Дворца труда в Москве.В расцвет конструктивизма архитекторы используют функциональный метод, когда форма здания полноценно соответствует функции.
СТАЛИНСКИЙ АМПИР
Предвоенный период отметился бурным градостроительством. Первоочередной задачей советских архитекторов, в частности Алексея Щусева, Константина Мельникова, братьев Весниных, стало строительство городов с просторными улицами, функциональными зданиями и удобными интерьерами. Кроме сооружения домов и жилых кварталов, зодчие стремились запечатлеть красоту промышленного мира. Новые заводы, дома культуры, парки и кинотеатры были призваны показать, что СССР идёт в светлое будущее.
В середине 1930-х в монументальном и декоративном советском искусстве лидирующее положение занял сталинский ампир. Сменив конструктивизм, он отметился мощными декорированными постройками, барельефами и мозаиками, изображавшими главных героев того времени — рабочих, колхозников и военных.
В эти годы были разработаны грандиозные по масштабу проекты. Так, для проведения съездов Советов СССР, собраний трудящихся, массовых демонстраций было решено воздвигнуть в центре столицы «эмблему могущества коммунизма» — Дворец Советов . В 1931-м на месте предполагаемого строительства был взорван Храм Христа Спасителя , к 1939-му уже залит фундамент. Но, как это часто бывает, планы изменились: началась война. В итоге проект был заморожен и оставлен в прошлом
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Иванова Дарья
3 курс Живопись