Просмотр содержимого документа
«Особенности планирования внеурочной деятельности по физике»
Особенности планирования внеурочной деятельности по физике в 7-м классе
Учитель физики Наро-Фоминской СОШ № 4
Булгакова Нина Ивановна
Что такое внеурочная деятельность?
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС:
«…образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной , и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ (прежде всего личностных и метапредметных)».
Цель внеурочной деятельности:
- создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций
- Задачи:
- способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- способствовать возникновению у ребёнка потребностей в саморазвитии, самоопределении;
- формировать у ребёнка готовность и привычку к творческой деятельности;
- повышать самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей;
- расширять его представление об окружающем мире.
Внеурочная деятельность – прежде всего развивающая деятельность!!!
Внеурочная деятельность направлена на:
- Планируемые результаты
- Личностное развитие (ценности, ценностные отношения, ценностное поведение)
- УУД
- Внеурочная деятельность определена как один из механизмов реализации основной образовательной программы.
- Внеурочная деятельность организуется участниками образовательного процесса на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана .
- Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ.
- Формы внеурочной деятельности отличны от классно-урочных.
Материалы по организации внеурочной деятельности. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников. Авторы: Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.
Формы внеурочной работы по физике в основной школе
- индивидуальная;
- групповая;
- массовая .
Основными требованиями к организации внеурочной работы со школьниками являются:
- вовлечение учащихся с учетом их интересов и способностей;
- единство учебной и внеучебной деятельности;
- увлекательность внеурочных занятий.
Одним из ведущих принципов
- организации внеурочной работы по физике является тесная связь с обязательными занятиями по физике. Эта связь имеет две стороны:
- опора во всей внеурочной работе по физике на знания и умения учащихся, приобретенные на уроках
- направленность всех форм внеурочной работа на развитие интереса учащихся к физике, на постепенное расширение круга учащихся, интересующихся физикой и ее практическими приложениями.
Особенности внеурочной деятельности по физике
- внеурочная работа по физике имеет ряд особенностей в решении этой задачи:
- во-первых, на внеурочных занятиях по физике имеется возможность большей индивидуализации работы с учащимися ;
- - во-вторых, предоставление каждому школьнику возможность выбора занятий по его интересам и темп работы, соответствующий его желаниям и возможностям.
- Большое значение имеет и тот факт, что эта деятельность не регламентируется условиями обязательного достижения каких-то заданных результатов.
Особенности организации групповых мероприятий
- Одной из самых сложных и самых распространенных групповых форм организации внеурочной работы есть физические кружки .
- Организации кружка должна предшествовать большая подготовительная работа. Суть ее заключается в том, что учеников информируют о будущем кружке, основных направлениях его работы. Для этого используются не только школьные средства информации, но и индивидуальные и групповые беседы с учениками. Большой эффект дает проблемная организация учебной работы из физики, когда на уроке учитель анализирует ту или другую проблему и предлагает найти ее решение на занятиях кружка.
- Физические кружки могут иметь разные направления в зависимости от подготовки и собственных вкусов учителя, который будет вести этот кружок, а также от начальных интересов и пожеланий учеников.
В зависимости от тематики работы кружки могут быть:
- Теоретические (история физики, рассмотрение определенных теоретических вопросов физики, развязывания задач).
- Физико-технические (моделирования, радиотехнические, авиамодели и т.п.).
- Экспериментальные (конструирования физических приборов, проведения физических опытов и исследований).
- Комплексные (общефизические).
- Практика показывает, что оптимальным количеством членов кружка будут 10-15 человек. Если же запишется большее количество, то это не может служить причиной для перебора учеников.
- На первом занятии выясняется распорядок работы кружка, ученики выбирают предложенные учителем задания для индивидуальной работы. Если кружок объединяет учеников разных возрастных групп и с разным стажем кружка, то целесообразно создать небольшие бригады по 2-3 человек во главе со старшим и более опытным учеником. Этим достигается взаимообучение и обмен опытом.
Особенности организации массовых внеурочных мероприятий
- Наиболее распространенными среди массовых мероприятий во внеурочной работе являются вечера физики . Это форма, которая соединяет все наиболее интересные формы работы и имеет большое активизирующее действие на учеников.
- Вечера физики разделяются на тематические и занимательной физики.
- Тематические вечера посвящаются определенной теме школьной программы, или какой-либо проблеме науки физики. Например, "Механика в космосе", "Сверхпроводимость в технике", "Проблемы электроники" и т.п.
- Вечера занимательной физики переносят акцент на заинтересованность учеников физикой и чаще организуются для учеников 7-8 классов.
- Вечер занимательной физики готовится предварительно. Прежде всего, составляется его план. Один из таких планов имеет такой вид:
- Вступление и открытие вечера.
- Выбор жюри.
- Интересное сообщение.
- Занимательные опыты.
- Викторина.
- Подведение итогов и награждения победителей.
- Как правило, ведущими вечера выступают ученики, предварительно подготовленные учителем.
- В состав жюри избирают лучших учеников, но обязательно вводят учителя, который исполняет роль консультанта и арбитра.
На современном этапе внеклассная работа по физике эффективно осуществляется посредством
- системы дистанционного обучения;
- системы дополнительного образования (в рамках деятельности кружков, секций, клубов, научных обществ, творческих объединений различной направленности по интересам);
- работы с информационно-коммуникационными ресурсами в сети Интернет, через внутришкольные и межшкольные серверы поддержки и индивидуального сопровождения.
- перед учителем не стоит задача привлечения к внеурочной работе по физике всех учащихся, независимо от их успеваемости по предмету, но каждого учащегося, проявляющего интерес к физике, учитель должен заметить и найти соответствующую его индивидуальным особенностям форму удовлетворения и развития интереса.
Внеурочная работа
- способствует развитию исследовательской деятельности, развивает интерес и любовь к физике, обогащает ученика новыми знаниями, расширяет кругозор. Только учитель, умело стимулирующий и направляющий интересы учащегося в нужное русло, сможет пробудить интерес к такой непростой науке как физика и сформировать социально-значимые компетенции учащегося.
- Таким образом, цель учителя - сделать внеурочную деятельность детей более содержательной, привлекательной, разносторонней и современной, используя современные технологии обучения при организации внеурочной работы по физике в основной школе.
Спасибо за внимание