Особенности подготовки к изучению букв шрифта Брайля со слепыми детьми старшего дошкольного возраста.
Якимченкова Татьяна Петровна
воспитатель дошкольного отделения,
ГБОУ РК «Симферопольская специальная школа-интернат №1»
Глубокое нарушение зрения (слепота) у детей дошкольного возраста существенно сказывается на формировании их представлений об окружающем мире. Ограниченность в зрительной перцепции отражается на общем развитии ребенка и является причиной отставания в освоении различных видов практических действий с предметами.
Слепой ребенок владеет меньшим и более бедным запасом образных представлений, отличается недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира.
Также следует отметить, что, темп развития слепого ребенка неравномерен в различные периоды его жизни. Эти периоды не совпадают с периодами развития зрячих детей. А связано это с тем, что слепому ребенку приходится вырабатывать свои способы познания предметного мира. До того времени, пока у слепого ребенка не выработаются способы компенсации слепоты, способы познания окружающего, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.
Развитие слепого ребенка старшего дошкольного возраста очень тесно связано с обучением, а так как слепой ребенок не может самостоятельно овладеть всеми необходимыми ему знаниями и умениями, то особая роль тут отводится взрослому, который сопровождая ребенка, дает ему опору и доступные способы взаимодействия с новым материалом и предметами. Отмечено, что в ходе обучения слепой ребенок сталкивается с большим количеством трудностей. На занятиях он быстро устает, имеет проблемы с концентрацией внимания и мотивацией.
Дошкольное детство –это очень важный период в жизни любого ребенка. Именно в этом возрасте каждый ребенок как маленький любознательный исследователь, с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир, и чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее будет разностороннее развитие ребенка, тем яснее раскроются его потенциальные возможности, дети с глубоким нарушением зрения тут не исключение.
В данной статье представлен опыт работы по подготовке к ознакомлению с буквами детей дошкольного отделения Симферопольской специальной школы-интерната№1. Воспитанники нашего дошкольного отделения очень любознательные, а главное, для нас, не пропустить тот момент, когда ребенок проявит интерес к познанию и захочет сотрудничать в этом направлении с взрослым.
Дошкольное детство детей в нашем дошкольном отделении продлено до 8 лет и для педагога очень важной задачей является не упустить тот сензитивный период, когда ребенок готов изучать буквы и цифры, осваивать грамоту.
Знакомству с буквами и цифрами предшествует длительный подготовительный период, который включает три аспекта:
1. Развитие мелкой моторики (чтение и письмо по системе Брайля требует сильных рук и чувствительных пальцев).
2.Ориентировка в пространстве, на плоскости (буква представлена из комбинации точек)
3.Психологическая готовность к освоению шрифта Брайля (у ребенка необходимо сформировать интерес и учебную мотивацию).
Рассмотрим каждый аспект по отдельности.
1. Развитие мелкой моторики
Отсутствие зрения как мощного анализатора у слепых детей частично восполняется взаимной деятельностью сохранных органов чувств, часто решающую роль в познании окружающих предметов слепыми детьми играет осязание. Сеченов назвал осязание «чувством параллельным зрению». Являясь контактным анализатором, осязание позволяет ребенку непосредственно воспринимать окружающие его предметы, вследствие чего и происходит формирование предметно-пространственных представлений.
Слепые дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Именно этот фактор влияет на то, что мышцы рук у многих тотально слепых детей оказываются либо вялыми, либо слишком напряженными, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на игровой и учебно-познавательной деятельности. Неумелость толкает ребенка отказаться от деятельности, портит настроение. Следовательно, развитие мелкой моторики в разных видах детской деятельности является важным занятием и способствует общей успешности ребенка. Следует отметить, что все упражнения и игровые задания сопровождает взрослый, по мере необходимости проговаривает этапы выполнения. Важно подбадривать ребенка фразами: «у тебя хорошо получается», «ты справился», «помоги мне» и т.д.
К таким видам относятся обследование знакомых и незнакомых предметов, сравнивание предметов по размеру, фактуре, другому признаку, изготовление объёмных аппликаций, лепка из разного материала, с использованием бусин, мозаики, пуговиц, разнообразные дидактические игры, изучение и чтение рельефных рисунков и т.д.
Игровой материал
Эффективным средством формирования моторики и осязания являются различные упражнения на классификацию различных предметов по заданному признаку (геометрические фигуры, игрушки) сортировка бусин в сортеры по размеру или форме, камушков и т. д., работа по инструкции с мозаикой и конструктором.
В начале каждого задания проводится несколько упражнений, способствующих снятию моторной напряженности мышц рук и развивающих гибкость и подвижность пальцев. Используются пальчиковые гимнастики со звуковым сопровождением (важно убедиться, что все слова в тексте пальчиковой гимнастики знакомы и понятны ребенку). Также необходимо обучать детей самомассажу.
Объёмные картинки
Материал для самомассажа
Следующим важным навыком является обучение слепых дошкольников тифлографике, так как она способствует развитию сохранных анализаторов, прежде всего осязательно-двигательного. При чтении рельефных рисунков учат детей находить на рисунке части, соответствующие частям предмета, выделять форму предмета и их контур.
Обкалывание геометрических фигур грифелем
2.Ориентировка в пространстве, на плоскости
Ориентировки на индивидуальном фланелеграфе
Для освоения букв очень важно научить ребенка ориентироваться в микропространстве (право, лево, верх, низ, середина). На первом этапе ребенка учат ориентироваться на собственном теле, затем на листе плотной бумаги, ориентируясь на выпуклые изображения.
При формировании представлений о собственном теле ребенка важно научить находить и показывать части тела и лица, определять парные органы.
Развивать умение ориентироваться по сторонам собственного тела «на себя» и «от себя», правильно употреблять слова «справа», «слева», различать пространственное направление и уметь показывать: впереди-вперед, сзади-назад, налево-слева, направо-справа, вверху-внизу, напротив, а также правильно употреблять в речи предлоги «за», «перед» и др.
Важно обучать элементарным навыкам ориентировки за столом во время еды и учебно-игровой деятельности, ориентировке на поверхности индивидуального фланелеграфа, в книге при рассматривании иллюстраций.
Когда ребенок освоит эти важные виды деятельности можно переходить к колодке - шеститочию, познакомить ребенка с нумерацией точек при чтении букв, изучить расположение углов колодки, ее центра (на первом этапе можно использовать колодку на одну букву, затем на 10 букв) .
Колодка, кубик- шеститочие
3.Психологическая готовность к освоению шрифта Брайля
3.Психологическая готовность к освоению шрифта Брайля один из важнейших аспектов подготовительного этапа. Именно вовлеченность ребенка в процесс дает хорошие результаты.
У ребенка должно быть достаточно знаний, которые ему помогут четко представить образ букв (интеллектуальная готовность). Также ребенок должен сам захотеть выучить буквы, осознавая перспективы своего учения (позиция ученика), уметь взаимодействовать с обучающим его взрослым (тифлопедагог, воспитатель, логопед) и сверстниками, которые в значительной степени стимулируют друг друга в ходе самопроверок, анализа работы и ситуаций, личного успеха.
Знакомство с колодкой и комбинациями точек (буквы) было разделено на два года, старшая и подготовительная группы дошкольного отделения.
В старшей группе дети прошли подготовительный этап, который описан выше, особое внимание уделялось мелкой моторике и ориентировке. Дети хорошо освоили колодку и выполняли на ней различные дидактические задания. Например, закрой гвоздиком только первую точку, только шестую, первую и шестую и т.д. Затем дети в игровой форме познакомились с первыми буквами: А,Б,Ц,Д,Е, в последовательности согласно ключа шрифта Брайля. Дети увлеченно выкладывали свои первые буквы, внимательно проверяли друг у друга выполненные задания, сами их придумывали. Важное значение, на этом этапе, отводилось работе с родителями, которые выполняли все рекомендации, принимали активное участие в жизни группы.
В подготовительной к школе группе на занятиях логопеда и по подготовке к обучению грамоте дети выучили все буквы, научились читать слоги и выкладывать короткие слова. Параллельно с колодкой детям предлагались буквы напечатанные прибором на бумаге, которые дети осваивали тактильно.
Для лучшего запоминания на каждую букву были придуманы небольшие стишки, которые озвучивали локализацию точек в каждой букве, так формировался образ буквы. Например:
Буква А. |
Букву А легко запомнить и ее легко читать: Если точка тут одна- это будет буква А, Слева, в верхнем уголке, в самом первом домике. |
Буквы выкладывали из пластилина, бусин, ковролина, липучек и других материалов, составляли пары из букв, слогов и слов. Помогли дидактические игры, такие, например как «Узнай букву по описанию», «Зеркальные буквы» и т.д. Таким же образом, на занятиях по ФЭМП в течение года были выучены цифры.
Подводя итог двухлетней работе можно сказать, что слаженная работа всех специалистов нашего отделения имеет хорошие результаты.
Дети выучили буквы и цифры, освоили навык работы грифелем, что позволит снизить учебную нагрузку в первом классе и обучение станет более комфортным и успешным, у детей сформирован учебный интерес, уверенность в своих силах, развиты коммуникативные навыки, что является важными параметрами готовности к школе.
Данная статья может стать полезной специалистам, которые работают с незрячими дошкольниками, родителям.
Список литературы:
1.Воспитание и обучение слепого дошкольника. Под редакцией Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной
2.А. И. Скребицкий. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе. Спб., 1903, стр. 106.
3. Слепой ребенок в семье: (Кн. для родителей) / Науч.--исслед. ин-т дефектологии АПН СССР; Под ред. Л.И. Солнцевой.- М., 1989.- 57 с.
4. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции. Под научной редакцией Л И Солнцевой. Москва 1990. Учебно-методическое пособие.
5. Фомина Л.А. Подготовка незрячих дошкольников к обучению письму и чтению по системе Брайля.