Просмотр содержимого документа
«Особенности подготовки обучающихся к ОГЭ по обществознанию.»
Особенности подготовки обучающихся к огэ по обществознанию.
- Популярность выбора обществознания в рамках ОГЭ объясняется разными причинами:
- - «потому что что-то надо сдавать»;
- - «он самый легкий»;
- - «в прошлом году все сдали, и я сдам»;
- - «планирую сдавать ЕГЭ по этому предмету».
- Этапы формирования знаний по обществознанию:
- первый этап (5-6 классы): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю). На этом этапе учащиеся получают первичные знания в области социологии, психологии, этики, права, начинаем работы с тестами, проблемными и творческими заданиями, фрагментами текстов.
2. Система формирования у учащихся знаний обществознанию
- второй этап (7-8 класс) : уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), индивидуальные занятия, подготовка к олимпиадам.
- третий этап (9 класс): уроки в рамках школьной программы, факультативы, индивидуальныезанятия, консультационные часы, подготовка к олимпиадам. На этом этапе происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения.
- 4 направления подготовки к ОГЭ:
- ознакомительное
- диагностическое
- функциональное
- контрольно-оценочночное
3. Методика подготовки девятиклассников к сдаче ГИА по обществознанию
- I направление – ознакомительное
- В рамках этого направления происходит знакомство выпускников со спецификой заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена, т. е. с кодификатором, спецификацией и демоверсией.
- II направление – диагностическое .
- Проводится входная диагностика сначала по первой, затем по второй части экзамена. На этом уровне выявляются пробелы и уровень подготовленности обучающихся, выстраивается линия подготовки к экзамену.
- Рекомендуемое время проведения входной диагностики первой части – октябрь месяц, второй части – ноябрь месяц.
- Первый уровень – урочная подготовка.
- На уроках обществознания предлагаются такие формы деятельности:
- конспектирование,
- тематические сообщения,
- составление планов и отзывов.
III направление – функциональное. Функциональное направление многоуровневое.
- Второй уровень – консультации.
- На данном этапе на консультациях проводятся лекции-визуализации по всем блокам («Общество и человек», «Культура», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика», «Право».). При определении тематики лекций приоритетными являются те темы, где были выявлены пробелы у учеников.
- Второй тип консультаций – лекция-диалог, по форме «вопрос – ответ».
- Третий тип – практикумы по работе с диаграммами.
- Четвертый тип – практикумы по работе с текстом.
- Практикуется ведение тетради по подготовке к экзамену, где записывают схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный материал. Систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.
- Третий уровень – дистанционная подготовка. Используются возможности сети Internet.
- IV направление – контрольно-оценочночное.
- В рамках этого направления проводятся различные формы контроля:
- Мини-тестирования по разделам в рамках урока;
- Очень большая роль в подготовке к экзамену отводится онлайн - тестированию. Интернет – ресурсы позволяют решать тесты в режиме он-лайн и сразу оценить результаты: сайты «Решу ОГЭ: обществознание. Обучающая система Д. Гущина (soc-oge.sdamgia.ru); ФИПИ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge).
- Группа «риска» - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающие освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования.
4. Зоны риска в подготовке школьников к сдаче ГИА и пути их преодоления
- Группа «слабоуспевающих» – учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования.
- Группа «сильных» – учащиеся претенденты на получение высоких баллов.
- Учитывая степень обученности и мотивацию к учению каждой группы учащихся, происходит организация разноуровневого обучения и обобщающего повторения.
- 5. Рекомендации учителям обществознания.
1.Выявлять учащихся, планирующих сдавать ГИА в начале 8-го – начале 9-го класса. Для этого проводить большую разъяснительную работу среди учащихся.
2. Использовать урок при подготовке к ОГЭ 9 (знакомство с вопросами кодификатора при изучении темы)
3.У каждого сдающего экзамен ребенка должен быть кодификатор, где он будет отмечать темы, которые он выучил и какие ему необходимо еще познать.
4.Учащиеся должны иметь дидактические материалы для систематизации учебной информации и эффективного усвоения объектов проверки ОГЭ по предмету (тестов, планов, таблиц и др.).
5.Систематически работать с текстами, содержащими научную информацию, постоянно обращаться к материалам СМИ, их анализу.
6.Обучать учащихся правилам оформления выполненного задания, технологиям выбора верного ответа.
7.Использовать алгоритмы, памятки для выполнения тех или иных типов заданий.
8.Проводить текущий поурочный и итоговый контроль по отдельным компонентам содержания кодификатора.
9.В тестах для учащихся использовать материалы тех авторов, которые участвуют в составлении КИМов .
- Лучший сборник ОГЭ по обществознанию 2021 — это практическое пособие О.А. Котовой и Т.Е. Лисковой. Экзаменационные варианты, включенные в него, подготовят к формату экзамена.
Рекомендуемые пособия для подготовки к ОГЭ по обществознанию.
- ОГЭ-2023. Обществознание. 30 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. Котова, Лискова
- ОГЭ-2023. Обществознание 10 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. Котова
- ОГЭ-2023. Обществознание. Отличный результат. Котова
Сборники заданий
- ОГЭ . Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
- Баранов Петр Анатольевич
- АСТ: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
Учебная литература
- Все термины по обществознанию - http://ucheba.pro/viewtopic.php?f=49&t=12279
- ГИА-2016. Обществознание. Задачи. Ответы. Решения. - http://soc.sdamgia.ru/
- Гражданское общество – детям России - http://www.detirossii.ru
- Давыдова Ю. А. Обществознание ГИА: учебный курс - http://free.megacampus.ru/xbook M0025/index.html?go=part-059* page.htm
- Законодательство России - http://www.labex.ru .
- Законы и кодексы РФ. Полные тексты документов в последней редакции - garant.ru
- Консультант Плюс, законодательные акты - my.consultant.ru
- Мир и Россия http://wnr.economicus.ru
- Мир психологии http://psychology.net.ru
- Молодежные движения и субкультуры - http://subculture.narod.ru
- Научно-аналитический журнал «Информационное общество» - http://www.infosoc.iis.ru
- Научно-образовательная социальная сеть - http://socionet.ru
- Научно-образовательный портал «Наука и образование» - http://originweb.info
III. Интернет-ресурсы
- ОГЭ (ГИА) по обществознанию: основная информация - http://www.examen.ru/add/gia/ gia-po-obshhestvoznanij#podgotovka
- Открытый банк заданий ОГЭ - http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
- Права и дети в Интернете - http://school-sector.relarn.ru/prava/index.html
- Рекомендации по написанию эссе - http://www.11klassniki.ru/view_post_ege.php?id=172
- Социология - http://socio.rin.ru
- Стратегия подготовки к ЕГЭ - http://www.ege.edu.ru/ru/main/consult/
- Тесты ГИА по обществознанию онлайн - http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/SocialStudies-GIA-55/Default.aspx
- Толерантность: декларация принципов - http://www.tolerance.ru/
- Федеральный институт педагогических измерений. Все об ОГЭ - http://www.fipi.ru/
- Успехов в подготовке к ОГЭ по обществознанию!