3.1. Экономика. Её роль в жизни общества. 3.2.Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
ОГЭ – 2022
МОУ «Лицей № 12»
О.К.Заслонко
Что такое экономика
- Экономика (греч.) – законы домашнего хозяйства.
Экономика
Наука
Хозяйство
Что изучает наука экономика ?
Потребности
неограниченны
?
Ресурсы ограниченны
ЭКОНОМИКА – это:
- Наука о том, как в условиях ограниченности ресурсов удовлетворить как можно больше потребностей людей.
- Хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём создания и использования необходимых жизненных благ
Макроэкономика
Безработица
Денежная система и инфляция
Микроэкономика
Экономический рост
Экономика
фирмы
Экономика
семьи
Экономика
регионов
Экономика
рынков
Внешняя торговля
Потребности
это нужда человека
в чём-либо
Пирамида потребностей МАСЛОУ
П. В САМО-
РЕАЛИЗАЦИИ
П. В УВАЖЕНИИ
И САМОУВАЖЕНИИ
СОЦИАЛЬНЫЕ
ПОТРЕБНОСТИ
ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ
« Потребность в пище отдельного человека
ограничена всегда тесными пределами человеческого желудка, но стремление к комфорту и украшениям, желание иметь хорошую квартиру, наряды, экипажи и обстановку, кажется, вовсе не имеют границ, или, по крайней мере, определённых границ»
АДАМ СМИТ
Экономист классической школы
Адам Смит (1723 — 1790) , британский философ и экономист, автор “Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776) — первого труда по основам экономической науки.
БЛАГА
это товары или услуги, которые удовлетворяют потребности людей.
Что такое богатство?
Мидас, превративший дочь в золото
Богатство
это всё то, что способно удовлетворять потребности людей.
В современном мире принято сравнивать богатство стран не по запасам золота в хранилищах правительств и национальных банков, а по общей ценности товаров и услуг, изготовленных жителями каждой страны за год.
Чем больше у страны возможностей для производства товаров и услуг, чем лучше организована в ней экономическая деятельность, тем она богаче и тем лучше живут её граждане.
Участники экономической жизни
Граждане
Рынок факторов производства
Рынок товаров
и услуг
Государство
Фирмы
Блага
Свободные, даровые – те
жизненные блага,
которые доступны людям
в большем объёме,
чем величина потребности в них
Экономические – средства
удовлетворения человеческих
потребностей,доступные людям
в объёме меньшем,
чем объём этих потребностей
Менеджмент
Ресурсы
Технология
Производство
благ
Товары потребления,
конечные товары
Средства производства,
промежуточные товары
Производственные ресурсы
- это всё, что может быть использовано человеком для создания благ.
Производственные ресурсы
Природные
Капитальные
Трудовые
Время
Финансовые
Факторы производства
- это ресурсы, которые уже используются в производстве благ.
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
предприни-
мательство
информация
ЗЕМЛЯ
КАПИТАЛ
ТРУД
Природные ресурсы
Капитальные ресурсы
Трудовые ресурсы
Капитал
- это всё, что создано людьми
для производства благ (инструменты, машины, оборудование, трубопроводы, сырьё, здания, компьютеры)
Земля
- это природные ресурсы, которые человек использует в процессе производства.
Труд
- это трудовые услуги людей.
Основные экономические процессы:
- Производство
- Распределение
- Обмен
- Потребление
Основные вопросы экономики:
- Что производить?
- Как производить?
- Как распределять?
В основе хозяйственной деятельности современного человечества лежат:
1. Специализация
2. Торговля
- Сознательное разделение труда между людьми
- Обучение людей новым профессиям и навыкам
- Возможность кооперации ради достижения общей цели
Регулярный обмен товарами и услугами, благами в форме купли-продажи за деньги
Рост производительности труда
Специализация
Производительность труда – количество изделий, изготовленное работником за единицу времени
Задача
В хлебопекарне работают 10 работников. Каждый из них отрабатывает в течение дня 8 часов рабочего времени. За день выпекается 800 буханок хлеба. Чему равна производительность труда одного работника в день и час?
1. Понятие «факторы производства» используют для обозначения:
- Особенностей потребительского спроса.
- Ресурсов, используемых в процессе создания экономических благ.
- Показателей качества продукции.
- Неограниченных производственных ресурсов.
2. Слово «экономика» употребляется в разных значениях. Какой из примеров иллюстрирует экономику как хозяйство?
- Производство новой модели автомобиля.
- Выявление закономерностей развития рынка труда.
- Прогнозирование спроса на товары.
- Изучение причин изменения предложения недвижимости.
3. Дети подросткового возраста особенно нуждаются в общении со сверстниками. В этом проявляются потребности:
- Материальные
- Эстетические
- Биологические
- Социальные
4. Какие из перечисленных понятий используются для обозначений факторов производства?
- Спрос
- Специализация
- Земля
- Рента
- Предпринимательские способности
5. К факторам (ресурсам) производства относится:
- Спрос
- Земля
- Предложение
- Прибыль
6. Верны ли следующие суждения о факторах производства?
А. Капитал как фактор производства утратил свое значение в современной экономике.
Б. Труд перестает быть фактором производства в связи с компьютеризацией и роботизацией производственных процессов.
- Верно только А.
- Верно только Б.
- Верны оба суждения.
- Оба суждения не верны.
7. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?
А. Ограниченность ресурсов – недостаточность ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности общества.
Б. Ограниченность ресурсов заставляет общество решать проблему экономического выбора.
- Верно только А.
- Верно только Б.
- Верны оба суждения.
- Оба суждения не верны.
8. Одно предприятие производит двигатели для автомобилей, другое выпускает покрышки, третье – оборудование для салона. Какое экономическое явление отразилось в данном факте?
- Спрос
- Конкуренция
- Инфляция
- Специализация
9. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?
А. Проблема экономического выбора существует только для потребителей.
Б. Экономические блага в условиях рынка потребители получают бесплатно.
- Верно только А.
- Верно только Б.
- Верны оба суждения.
- Оба суждения не верны.
10. Верны ли следующие суждения об экономической науке?
А. Экономическая наука разрабатывает способы рационального использования ограниченных ресурсов.
Б. Экономическая наука способна полностью ликвидировать дефицит факторов производства.
- Верно только А.
- Верно только Б.
- Верны оба суждения.
- Оба суждения не верны.
11. Верны ли следующие суждения об ограниченности экономических ресурсов?
А. Проблема ограниченности ресурсов возникает из-за того, что имеющихся ресурсов не хватает, чтобы удовлетворить потребности каждого.
Б. Проблема ограниченности ресурсов полностью решена в современном обществе благодаря достижениям научно-технического прогресса.
- Верно только А.
- Верно только Б.
- Верны оба суждения.
- Оба суждения не верны.
12. Верны ли следующие суждения об ограниченности экономических ресурсов?
А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена с применением достижений современной науки.
Б. Ограниченность экономических ресурсов связана с их недостаточностью для удовлетворения растущих потребностей человека и общества.
- Верно только А.
- Верно только Б.
- Верны оба суждения.
- Оба суждения не верны.
13. Предприятие выпекает торты. Что из приведенного ниже отражает производительность труда на предприятии?
- 15 работников выпекают за сутки 1500 тортов.
- Предприятие выпускает 35 наименований тортов.
- Торты ежедневно поставляются в 40 магазинов.
- На предприятии работают 10 кондитеров высшей квалификации.
14. В салоне красоты работают 5 сотрудников, выполняющих стрижки и различные косметические процедуры. Этот салон – один из самых известных в городе. Какой показатель работы каждого мастера отражает производительность труда в салоне?
- Использование профессиональных косметических средств.
- Периодическая переподготовка.
- Обслуживание сотрудником за смену не менее пяти клиентов.
- Применение в работе современного оборудования.