Особенности подготовки учащихся с ЗПР к ГИА-9 по русскому языку в формате ГВЭ
Особенности обучающихся с ЗПР
Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы.
Ведущей остается игровая мотивация, с трудом формируются учебные интересы.
Слабо развитая произвольная сфера: умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу.
Для детей типичны дезадаптивные формы поведения возбудимого или заторможенного характера.
Трудности, которые возникают при написании изложений и сочинений, у учащихся с ЗПР.
Учащиеся испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом, имеют нарушения фонематического слуха и графомоторных навыков. Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия (воспринимают, осознают, фиксируют, редко-пересказывают), основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися.
Обучающиеся с ЗПР учатся по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, которая формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития и особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Для обучающихся с ЗПР необходим дифференцированный подход к отбору содержания программ учебных предметов с учетом особых образовательных потребностей и возможностей ребенка. Объем знаний и умений по учебным предметам несущественно сокращается за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. (Учебники в этом помогают мало. Поэтому беру тексты с сайта "Решу ОГЭ", распечатываю каждому и работаем по ним, используя шаблоны) . Надежды, что дома дети что-то сделают самостоятельно - нет, отрабатываем всё во время электива и внеурочной деятельности.
Для обучающихся с ЗПР ГВЭ представляет собой сжатое изложение по прослушанному и прочитанному тексту с творческим заданием (400-е номера вариантов). Эти экзаменационные материалы имеют ряд особенностей: допускаются тексты сюжетные и адаптированные с учётом категории экзаменуемых. Адаптация подразумевает упрощение конструкций по грамматическому и семантическому оформлению, упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления её на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания и т. д.
Работа с текстом начинается с 5 класса и на уроках русского языка, и на уроках литературы.
Определение темы текста (задайте себе вопрос:"О чем этот текст?"). Тема определяется по заглавию, по началу текста, по ключевым эпизодам, по повторам и т.д.
Определение основной мысли (суть, идею) текста (Задайте себе вопрос: "Чему учит текст? Что автор хотел доказать нам, написав этот текст?"). Идея либо прямо сформулирована в тексте, либо вытекает из отношения автора к описываемому в тексте, из настроения, которым проникнут текст.
Без понимания темы и основной мысли текста невозможно написать изложение. (Внимательно перечитайте текст несколько раз, если это необходимо. Подумайте, какие впечатления вызвал у вас текст, какое настроение доминирует в нем?) Так будет проще определить тему и идею.
Определению типа и стиля речи, особенностям построения текста (много ли прямой речи, цитат, терминов, риторических вопросов, описаний, рассуждений и т.д.) также уделяется много времени на уроках развития речи с 5 класса. Это необходимо для понимания того, какие приемы сжатия целесообразнее применить.
Приемы сжатия текста изучаются в 7 классе, но отрабатываем их , начиная с 5 класса, на разных предметах (в том числе прошу учителей, работающих в классе, давать задания на конспектирование параграфа учебника)
Рабочие листы (приложение 1)
Памятка "Как написать сжатое изложение" (приложение 2) работает постоянно на уроках и в 7, и в 8, и, особенно, в 9 кл.
Провожу консультирование родителей по видам ГВЭ в 9 классе по русскому языку. Предлагаю обучающимся и родителям (выхожу на родительские собрания) шаблоны для подготовки как к устному собеседованию, так и к письменному экзамену. Предлагаю их заучить. (приложение 3).
Очень полезно давать обучающимся задания в форме письменных ответов на проблемные вопросы. Аргументированные ответы на проблемные вопросы мы пишем достаточно часто в форме небольших сочинений-рассуждений в том числе и по литературе при изучении произведений в течение всего обучения в 5-9 классах.
Приложение 1.
Приложение 2.
Памятка «Как написать сжатое изложение»
1. Подготовьтесь к прослушиванию текста. Приготовьте черновик, на котором будете письменно фиксировать услышанный текст. Обязательно делайте записи! Это поможет вам лучше запомнить текст, т.к. зрительная информация лучше усваивается.
2. Делая записи, не бойтесь оставлять пробелы, если вы что-то не успели записать. При прочтении текста во второй раз вы спокойно сможете зафиксировать то, что пропустили.
3. Сокращайте слова. Потом, во время паузы между прочтениями вы сможете дописать их.
4. Прочитайте то, что записали, соединитезаписанные предложения в связный текст. Это важно для его последующего сокращения.
5. Определите тему текста (задайте себе вопрос:"О чем этот текст?"). Тема определяется по заглавию, по началу текста, по ключевым эпизодам, по повторам и т.д.
6. Определите основную мысль (суть, идею) текста (Задайте себе вопрос: "Чему учит текст? Что автор хотел доказать нам, написав этот текст?"). Идея либо прямо сформулирована в тексте, либо вытекает из отношения автора к описываемому в тексте, из настроения, которым проникнут текст.
!!! Без понимания темы и основной мысли текста невозможно написать изложение. Внимательно перечитайте текст несколько раз, если это необходимо. Подумайте, какие впечатления вызвал у вас текст, какое настроение доминирует в нем. Так будет проще определить тему и идею.
7. Определите тип и стиль речи, особенности построения текста (много ли прямой речи, цитат, терминов, риторических вопросов, описаний, рассуждений и т.д.). Это необходимо для понимания того, какие приемы сжатия целесообразнее применить.
8. Составьте план текста. Краткий, развернутый - на ваше усмотрение. Главная функция плана - помочь вам логически выстроить свое высказывание. В плане обязательно обозначьте микротемы.
9. В плане отметьте существенные детали (которые важны для повествования, раскрытия идеи текста) и несущественные, которые можно опустить, сократить и т.п.
10. Выберите способ сокращения текста. Будьте внимательны: в зависимости от стиля, типа, идеи текста приемы сжатия могут варьироваться, смешиваться. Возможно, вы сочтете нужным использовать только один способ сжатия текста, либо обратитесь к нескольким. План поможет вам вычленить главное и сформировать его в связный текст.
11. При написании изложения используйте способы и средства связи предложений в тексте:
- лексические (однокоренные слова, синонимы, повторы);
- лексико-грамматические (местоимения, союзы, вводные слова).
Будьте внимательны! Необходимо передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Разделяйте свой текст на абзацы, 1 абзац - 1 микротема.
Приложение 3.
Шаблон сочинения-рассуждения с аргументом из жизни
Сегодня я прочитал(а) текст (кого?) _________________ (имя и фамилию автора возьми в конце текста). Он рассказывает о том, как ___________________________ (закончи это предложение и добавь ещё 2 своих предложения). Это произведение (кого?)______________ (имя и фамилию автора возьми в конце текста) заставило меня задуматься над вопросом: «___________________________________?» (перепиши вопрос точь-в-точь, как он звучит в задании).
По моему мнению, ___________________________ . (ответь на вопрос задания, как считаешь нужным). Я так считаю, потому что_______________ (закончи предложение).
Свой ответ я могу подтвердить примером из жизни. Однажды я видел(а) такой случай. _______________________________________________________________
__________________________________________________________________ (расскажи о похожем случае, напиши 5-6 предложений)
Получается, что я прав(а). _______________________________________________
(перепиши 1-ое предложение 2-го абзаца своего сочинения без слов «по моему мнению»)