СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности поколений: как найти общий язык

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности  поколений Х, Y и Z. Как найти общий язык

Просмотр содержимого документа
«Особенности поколений: как найти общий язык»

Особенности поколений Х, Y и Z. Как найти общий язык


Я утратил всякие надежды относительно

будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь

завтра возьмет в свои руки бразды правления.

Ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

Гесиод, 720 год до нашей эры

В настоящее время наиболее важными стратегическими вопросами общества являются вопросы нового определения понятий «что такое хорошо и что такое плохо», «хорошее образование», «ликбез по новым наукам, технологиям и укладу жизни», а также сопровождающие их вопросы – «как взаимодействовать с разными людьми», «как общаться детям и взрослым». Система образования не всегда соответствует запросам современных школьников. Меняются времена – меняются люди. А для осуществления эффективного педагогического процесса необходимы взаимопонимание и общая цель у учителя и ученика. Как же достичь взаимопонимания, если учитель и ученик представители разных поколений? Может ли теория поколений помочь в этом? Попытаемся разобраться в этих вопросах.

Теория Поколений изучает два больших вопроса:

  • ценности;

  • цикличность в событиях и явлениях,   влияющих на формирование ценностей.

В основу данной теории лег тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. По мнению сторонников «теории поколений», поколение – это группа людей, рожденных в определенный период времени, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания с похожими ценностями. Мы не замечаем все эти факторы, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты, какие ставим цели, и что нас мотивирует.

Сейчас в России живут представители следующих поколений (в скобках указаны годы рождений):

1. Поколение Победителей (1900–1922 гг.).

2. Поколение Молчаливых (1923–1942 гг.).

3. Поколение Беби-Бумеров (1943–1962 гг.).

4. Поколение X (1963–1982 гг.).

5. Поколение Миллениалов, или поколение Y (1983–2002 гг.).

6. Отдельно некоторые эксперты выделяют поколение Z (с 2003 г.).

В современной школе учится поколение Z, которое представляют в школе ученики 1-11 классов. Учителя - в основном представители поколения X. Студенты вузов – поколение Y. Собственно, именно эти три поколения нас и интересуют больше всего как объекты и субъекты системы образования. Остановимся на каждом поподробнее.

Поколение X - это люди, воспитанные на героизме предыдущего поколения, росшие в период бума науки и покорения космоса, заставшие холодную войну, застой и начало войны в Афганистане. В этот период в страну хлынули наркотики, и интеллектуальный потенциал стал резко снижаться, что отразилось уже на следующем поколении.

В связи с высокой занятостью родителей-трудоголиков Иксы выросли достаточно самостоятельными и автономными, недаром их называют «поколением с ключом на шее». Их родители работали от звонка до звонка, они рано приучались к самостоятельности: сами делали уроки, сами разогревали обед, оставленный старшими на плите. Отсюда и особенности менталитета: готовность к переменам, расчет только на собственные силы и собственный опыт. У поколения Х есть потребность в постоянной реализации. Это поколение нуждается в освоении новых территорий и областей знаний, причем не предписанных какими-либо правилами. Благодаря этим качествам Иксов появилось огромное количество проектов в совершенно новых сферах и отраслях. Иксы умеют открывать и исследовать неизведанные темы; быстро реагировать на непредвиденные ситуации и находить из них выход; мыслить нестандартно, отыскивать необычные решения, в том числе для обычных, непримечательных ситуаций.

Сейчас это поколение находится в стадии зрелости и занимает основные руководящие должности.

Поколение Y (миллениалы).

Особенностью миллениалов является тот факт, что их рождение, детство и первые этапы социализации, профессионализации и инкультурации приходились на крайне нестабильные в культурном, экономическом и ценностном отношении 1990-е годы жизни нашей страны. На время их детства и взросления пришлись распад СССР, теракты, военные конфликты, бурное развитие коммуникаций, цифровых технологий, интернета, мобильных телефонов. Скорости развития стали очень высокими.

Почти все представители поколения Y не приучены к самостоятельности, которая была присуща их родителям — «иксам» и дедушкам — «бумерам». Родители баловали их и всячески оберегали, отучали от той самой самостоятельности, которой сами располагали практически неограниченно. Они выросли уверенными в собственной ценности.

В связи с тем, что внешняя среда вокруг «игреков» менялась очень быстро в период их взросления, им стали присущи такие черты, как желание получать немедленное вознаграждение за проделанную работу, абсолютное неверие в отдаленную перспективу. Крайняя нестабильность 1990-х годов сформировала у детей и подростков нежелание строить долговременные планы и крайне слабо выраженную заботу о будущем, заменив ее ориентациями на быстродостижимые цели. «Игреки» живут сегодняшним днем и не строят планы надолго. Им нужно все и желательно сразу: мир меняется слишком быстро.

Нельзя не отметить выраженный интерес к цифровым технологиям, в частности, компьютерным играм, влияние которых на когнитивные, эмоциональные и психологические качества личности весьма амбивалентно и определенно не сводится к простым развлечениям и «прожиганию времени». Важно отметить, что компьютерные игры учат геймеров определять краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели, фиксировать свое внимание на их реализации в игровом процессе. При этом достижение цели дает быстрое и видимое поощрение, которое сразу же становится видным остальным участникам игрового процесса, повышая уровень социального признания в геймерском сообществе.

Поколение «игрек» не представляет себе жизни вне социальных сетей и интернета. В частности, традиционным способам коммуникации – телефонному разговору, «живому» общению миллениалы однозначно предпочитают скайп, SMS, переписку в социальных сетях. Кроме того, представители поколения «игрек» убеждены, что доступ к информации значительно важнее владения этой информацией. Отсюда отмечается мнимая «поверхностность» интересов подростка в сети, которая на практике оборачивается многозадачностью – пользователь может одновременно вести переписку с друзьями, заниматься выполнением домашних заданий, слушать музыку, делать и редактировать фотографии. Такая многозадачность на практике не только не снижает результативность выполнения основного задания – например, выполнения уроков, но и значительно повышает эффективность работы основной задачи.

Еще один важный аспект для «игреков» — это мода, бренды. Даже спортом они занимаются не для того, чтобы победить, быть здоровым или лучше себя чувствовать, а потому, что это модно и приносит удовольствие. Их девиз «Жить в удовольствие, все успеть!», оттягивает переход во взрослую жизнь, долго живут с родителями. Это поколение, у которого нет героев, но есть кумиры. Для них крайне важным является самовыражение.

Из всего вышесказанного возникает вопрос: Каким же должно быть образование, чтобы максимально развить задатки и способности «игреков»? Во-первых, это создание высокопрофессиональной среды образовательного учреждения, в которой творческий, креативный момент работы с игреками будет выражен наиболее полно, способствуя саморазвитию, самораскрытию и самоактуализации личности. «Игрекам» необходимо «проживать» транслируемые ценности таким образом, чтобы они стали «его» ценностями.

Во-вторых, это существенное увеличение дисциплин гуманитарного характера, которые формируют навыки межличностной и межкультурной коммуникации, особенно востребованные миллениалами.

В-третьих, создание индивидуальных «дорожных карт» и «маршрутов» для ученика, что потребует замены традиционных ролевых моделей учителя, лектора, преподавателя другими – коуч, тьютор, фасилитатор, которые смогут провести учащегося к его собственным целям, способствуя их осознанию.

В-четвертых, более активное введение и инсталлирование в существующую образовательную среду системы прикладного бакалавриата. Эта система позволит выпускникам наряду с теоретическими и практическими академическими знаниями, получать тот набор личностных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешную и эффективную работу по специальности.

На смену «игрекам» идет поколение Z, которое отличается еще большим усилением некоторых из тенденций, затрагиваемых выше.

Поколение Z или Хоумлендеры

Поколение Z – основных участников современного образовательного пространства – детей и подростков, родившихся после 2000 года, чье взросление и становление полностью пришлось и оказалось всецело детерминированным цифровой эпохой развития общества и системы социальных и межличностных коммуникаций. Этих людей называют «интернет-поколением». Они живут в интернете и социальных сетях практически с рождения, что накладывает колоссальный отпечаток на всю систему ценностей этого поколения, формируя новое ценностно-мировоззренческое ядро молодежи.

Особенности детей поколения Z и как найти с ними общий язык?

1. Поколение Z - это дети мультимедийных технологий, цифровой среды, поэтому почти всю информацию они получают из Сети, умеют с ней отлично работать, предпочитают общение в виртуальном пространстве личному общению. Дети и подростки лучше разбираются в технике, чем в человеческих эмоциях и в человеческом поведении. Как правило, и родители школьников и сами школьники создают для совместного общения группы, чаты и беседы ВКонтакте, WhatsApp и др. Хорошо, когда администратором подобной группы или хотя бы ее участником является классный руководитель, с той целью, что бы как минимум – быть в курсе событий, как максимум – вовремя распознать конфликтную ситуацию и разрешить ее.

2. Поколение Z характеризуется тем, что они сосредоточены, в основном, на краткосрочных целях.

3. Они ориентированы на потребление и индивидуалистичны.

4. Ценят честность и откровенность.

5. Быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете.

6. Для них характерен загадочный и ошеломляющий феномен детской многозадачности. Ребёнок, сидя за компьютером, одновременно общается в чате, занимается поиском в сети, скачивает музыку, периодически разговаривает по скайпу, слушает музыку из плейера, пытается делать домашнее задание и при этом пьёт сок и жуёт бутерброд. И пусть это не раздражает — такова жизнь: другой образ жизни предполагает другой темп (надо успеть многое увидеть, сделать, на многое среагировать).

7. Иначе учатся: мотивированно занимаются только тем, что им интересно, и игнорируют при этом то, чем они не заинтересованы.

8. У детей поколения Z по-другому функционирует память: в первую очередь, запоминается не содержание какого-нибудь источника информации в сети, а место, где эта информация находится, а ещё точнее — «путь», способ, как до неё добраться. Память становится не только «неглубокой», но и «короткой».

9. Средняя продолжительность концентрации внимания по сравнению с тем, что было 10−15 лет назад, уменьшилась в десятки раз. Если прежде на уроке ученик мог удерживать внимание в течение 40 минут, и это считалось нормой, то сейчас в классе на такую сосредоточенность способны буквально единицы. 10-15 мин максимально способен удержать внимание типичный «зет».

10. У «цифровых аборигенов», как назвал современных подростков

американский педагог Марк Пренски, формируется «клиповое мышление», предполагающее переработку информации малыми порциями. Эти люди не будут читать «Войну и мир», они будут читать комиксы и короткие тексты в интернете, которые помещаются на один экран. И переваривать информацию они будут точно таким же образом: быстрее, но короткими порциями.

11. Они гиперактивны. Этим детям трудно долго оставаться сосредоточенными на чём-то одном, они очень непоседливы и потому

расторможены. Поэтому у них часто возникают проблемы с успеваемостью

из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть

одарёнными в каких-то отдельных сферах деятельности. И хотя со временем

эти черты детского поведения частично сглаживаются, но все-таки в будущем нас ждёт общество бывших гиперактивных детей — гиперактивный

социум, в котором люди будут отличаться большей потребностью в новизне,

поиске ощущений, меньшей терпеливостью и терпимостью, склонностью к

повышенной конфликтности.

12. . Поколение «Зет» склонно к аутизации — погружению в себя. Речь идёт об аутизме не в виде расстройства (хотя детей-аутистов становится все больше), а об аутизации как способе взаимодействия с миром, выступающим как защита от проблем современного образа жизни.

Говоря о сложностях понимания и воспитания поколения Z, нельзя не отметить их безусловную особенность, которую можно рассматривать не только как недостаток, но и как преимущество – лёгкость. Она во всем – в мироощущении, в принятии решений и смене интересов. «Зеты» живут «здесь и сейчас», виртуальная жизнь позволяет им быть известным в любой точке мира, они не заводят прочных социальных связей и не привязываются к конкретным местам на карте. Они не боятся остаться без денег и покупать билеты в «один конец».

«Зетам» не нужны (во всяком случае, они сами в этом уверены) 11 лет уроков и четыре года лекций для того, чтобы развиваться, зарабатывать и чувствовать себя счастливыми. Они смотрят вебинары, находясь за тысячи километров от спикеров, читают книги из лучших электронных библиотек всего мира и диплом является для них лишь формальностью, корочкой, которую нужно показать в отделе кадров. С теми же, кто выбрал академическое образование, работа предполагает необходимый учет определенных особенностей этого поколения. Например, «зеты» привыкли «гуглить», формируя поисковый запрос в Интернете, и на четкий запрос по-

лучать четкий ответ, так что чтение огромных текстов – не для них. Они привыкли выделять важное из главного и значительно фильтровать количество получаемой информации, что является ключевой компетенцией, необходимой как в информационном обществе, так и обществе, основанном на знаниях. Еще одной особенностью является и то, что конспекты и записи для них не имеют никакого значения, ведь зачем тратить время на пустое переписывание, если одному человеку можно сфотографировать информацию с доски и отправить в общий чат посредством социальных сетей и мессенджеров. Еще одна безусловная особенность «зетов» – коллективное общение в общих чатах. У поколения Z есть привычка к опре-

деленной подаче информации – выраженная «харизма» и личностные особенности интересующих спикеров. Так, если зеты смотрят познавательные видео, то у ярких и эмоциональных «блогеров», из новостей

в ленте в «избранное» добавляют только красочные картинки и воспринимают только ролики из «Инстаграма» длительностью в минуту.

Соответственно, выстраивая педагогическую систему для «зетов», нужно делать упор на особенности восприятия «зетами» информации – она должна быть представлена просто, ярко, максимально информативно, иметь четкую структуру.

Все эти процессы приводят к изменениям на уровне субъективности человека, формируя новый тип личности. Из чего следует вывод, о необходимости пересмотра образовательной парадигмы, которая была бы направлена на формирование у молодежи следующих умений и навыков: - создание принципиально нового;

- скорость усвоения и внедрения в собственную жизненную и профессиональную практику новых моделей;

- формирование компетенции инновационного потенциала.

Так как же достичь взаимопонимания между взрослыми и подростками, зная ключевые характеристики каждого поколения?

Разговаривать. Разговаривать о чувствах, эмоциях, о счастье и боли, о заботе и равнодушии, об обиде и как ее убрать, о честности и справедливости. Называть эти чувства, ситуации.

Проговаривать сценарии действий, последствия действий и эмоции для всех сторон, которые участвуют в коммуникации. Говорить о том, что не делай другому того, чего сам по отношению к себе хочешь.

Обсуждать взаимодействие в самых разных форматах – в школе, дома, в кружках. И обязательно в обществе – нужен общественный диалог про хорошее взаимодействие, про «что такое хорошо и что такое плохо».

Родителям подростков Хоумлендеров (Z) , многие из которых Иксы, важно дать своим детям возможность ошибаться в общении и потом исправлять свои ошибки, в том числе в отношениях с другими людьми. Выросшие на улице Иксы, отлично понимают, как разруливать ситуации, а вот детям этого не хватает.

Пришло время нового большого общественного разговора об уважении друг друга: в жизни, в литературе, в кино. Честного разговора, когда появятся смыслы «что такое хорошо и что такое плохо», как беречь и уважать друг друга.

Список источников:

  1. Теория поколений. Необыкновенный Икс / Е. Никонов — «Синергия», 2016.

  2. Кукина Е. 2012. Теория поколений в hR не действует в России. http://deloru.ru/article/3726/

  3. https://rugenerations.su/

  4. Лазло А. Рассуждения о будущем образования.

  5. http://futureruss.ru/young-generation/education/future_of_education.html.

  6. Джанджугазова Е.А. Роль популяризации науки в развитии российского образования. Журнал «Российские регионы: взгляд в будущее», 2014,№ 1, стр. 53-69.

  7. Шамис Е. В каких условиях растет поколение Милениум и Z и что станет их ценностями. http://rugenerations.su/2009/05/21/в-каких-условиях-растет-поколение-мил/.

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!