Особенности психического состояния, поведения детей и подростков,
переживших психологическую травму
Педагог – психолог
ГКУ СО «Чапаевский СРЦН» отделение Осинки
Жаркова Елена Витальевна
Психологическая травма (психическая травма или психотравма) - это вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий других людей на его психику.
Виды психологических травм:
1. События, связанные с военными действиями, стихийные бедствия, катастрофы. Основными травмирующими факторами в этом случае являются: непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка и его близких, смерть близких, физические травмы ребенка.
2. Террористические акты. По наблюдениям исследователей, на психическое состояние людей наиболее тяжелое воздействие оказывают катастрофы, вызванные умышленными действиями людей.
3. Тяжелое соматическое заболевание. Тяжелое соматическое заболевание погружает ребенка в новую психологическую реальность, которая является сложной и для ребенка, и для его близких. Болезнь влияет не только на физическое состояние ребенка, но и на его эмоциональное состояние. И наоборот, эмоциональное состояние влияет на течение болезни, поэтому необходимо уделять внимание не только адекватности и качеству медицинского вмешательства, но и психологическому состоянию ребенка.
4. Смерть близкого человека или существа. Когда любой человек, а особенно ребенок, сталкивается со смертью близкого, она предстает перед ним с двух сторон: во-первых, человек становится свидетелем смерти близкого человека или существа, во-вторых, осознает, что он сам смертен.
5. Насилие над детьми.
- Отдельно остановимся на ситуациях, когда ребенок является свидетелем причинения вреда родственнику или близкому ребенку человеку (насилие, убийство, самоубийство).
- Выделяют 4 основных типа психологических травм детей:
- 1. Пренебрежение нуждами ребенка.
- 2. Психологическое (эмоциональное) насилие.
- 3. Физическое насилие.
- 4. Сексуальное насилие.
Многие авторы при изучении этой проблемы выделяют насилие над детьми
как самую опасную психологическую травму. Из этого следует, что любое
насилие над ребенком является психологическим травмированием.
Пренебрежение основными потребностями ребенка является сложно диагностируемой формой жестокого обращения. Не сопровождаясь грубым насилием, оно не имеет столь ярко выраженных последствий, как физическое или сексуальное насилие. Однако оно также может приводить к крайне тяжелым последствиям, вплоть до гибели ребенка, особенно если речь идет о маленьких детях.
Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания общения с взрослыми, превращается в безрадостное существование, когда ребенок страдает от недоедания, холода, безразличного отношения взрослых и постоянно болеет.
В раннем возрасте характерными последствиями пренебрежения основными потребностями ребенка являются замедленное психическое и физическое развитие, отсутствие гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Иногда отставание в психическом развитии по степени выраженности достигает сходства с умственной отсталостью.
Разница заключается в том, что при помещении в благоприятную семейную обстановку такие дети быстро достигают возрастных нормативов психического и физического развития. Одним из наиболее ведущих признаков выявления пренебрежения основными потребностями детей считается задержка речевого развития при условии отсутствия органической патологии головного мозга.
В дошкольном возрасте признаками пренебрежения основными потребностями ребенка являются отставания в психофизическом развитии в сочетании с эмоциональными нарушениями и расстройствами поведения. Наиболее характерными нарушениями в данном случае являются речевое недоразвитие, гиперактивность, агрессивность, эмоциональная незрелость.
Подобные признаки проявляются даже в тех случаях, когда ребенок имеет возможность полноценно удовлетворять свои материальные потребности, но в эмоциональном плане сталкивается с равнодушием и холодностью.
В школьном возрасте отсутствие или недостаток внимания со стороны родителей приводит к низкой успеваемости, пропускам занятий без уважительных причин, нарушениям взаимоотношений с одноклассниками и учителями, агрессивности и правонарушающему поведению. Педагоги определяют причину такого поведения ребенка как социально-педагогическую запущенность. Такие дети имеют трудности в усвоении учебного материала вследствие ограниченных представлений об окружающем мире, несформированности учебных навыков, отсутствия помощи со стороны родителей. Неопрятный внешний вид и другие признаки гигиенической запущенности приводят низкой популярности среди одноклассников, насмешкам и оскорбительным высказываниям с их стороны.
К подростковому возрасту многие дети, родители которых пренебрегают их основными потребностями , попадают в асоциальную среду, приобщаются к употреблению алкоголя и наркотиков, участвуют в противоправных действиях.
Различные формы психического насилия вызывают различные ближайшие и отдаленные последствия, которые также зависят от возраста, когда ребенок пострадал от данного вида жесткого обращения.
Для детей дошкольного возраста , пострадавших от психического насилия, наиболее характерны страхи, задержка физического, умственного и эмоционально-волевого развития, беспокойная привязанность, чувство вины, стыда, неврологическая симптоматика (сосание пальца, вырывание волос и т.д.). К младшему школьному возрасту такие дети подходят с эмоциональной незрелостью, которая проявляется в агрессивности, неустойчивости привязанностей. Дети, страдающие от эмоционального насилия, не успешны в учебной деятельности, что еще приводит к усугублению неуверенности в себе и низкой самооценке.
К подростковому возрасту комплекс проблем увеличивается: могут появиться фобии, депрессии, нарушения самосознания и идентичности. Внешне подобное психическое состояние подростка проявляется в неконтролируемом аффективном поведении, дисгармоничностью в отношениях, школьной неуспеваемостью. Нередко эти дети, вырастая, оказываются плохими родителями, не могут установить эмоционально теплые отношения с собственными детьми
Физическое насилие над ребенком ведет к самым разнообразным последствиям, наносит непоправимый ущерб здоровью ребенка. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1–2 заканчиваются смертью жертвы насилия.
Последствия физического насилия во многом определяются возрастом ребенка, в котором он пережил жестокое обращение.
Для детей дошкольного возраста в данном случае будут характерны различные страхи, беспокойство, чувство беспомощности, отсутствие сопротивления. Возможно наличие аутоэротических действий и нервно-психической симптоматики. Часто встречаются задержка психического развития и задержка речевого развития.
Нарушение в эмоциональной сфере имеют место и у детей младшего школьного возраста, подвергающихся физическому насилию. Прежде всего, это страхи, инфантильность, эмоциональная неустойчивость, амбивалентность чувств к взрослым, девиации поведения, агрессия. В учебной деятельности ярко выражены нарушения в познавательной сфере, плохая успеваемость. Ученики младшей школы, подвергающиеся систематическим побоям со стороны родителей, как правило, предпочитают одиночество, проявляют стремление скрыть причину повреждений и травм и ярко выраженную боязнь идти домой после школы.
Характерными последствиями физического насилия по отношению к подросткам являются депрессии, академическая неуспеваемость, нарушение межличностных отношений, низкая самооценка, аутоагрессивное поведение, девиантное поведение
Психологические последствия сексуального насилия разделяют на ближайшие и отдаленные.
Ближайшие психологические последствия сексуального злоупотребления проявляются: – эмоциональными расстройствами (сниженное настроение, тревога); – когнитивными расстройствами (навязчивые воспоминания о случившемся); – поведенческими (нанесение самоповреждений) и вегетативными расстройствами (нарушение сна и аппетита).
Среди ближайших психологических последствий наиболее распространенными являются эмоциональные нарушения: переживания гнева и злости, страхи, фобии, нарушение базового доверия, замкнутость, депрессии.
Поведенческие нарушения у детей в значительной мере зависят от возраста ребенка.
Так, у детей 3–5 лет они проявляются капризностью и плаксивостью , у детей 6–9 лет – недоверием к взрослым . У детей старше 10 лет – нарушением взаимоотношений со сверстниками, отсутствием друзей, поскольку в этом возрасте подростки понимают сексуальный характер совершенных с ними действий и считают себя испорченными, вследствие чего не могут установить дружеские отношения со сверстниками.
Ребенок, особенно маленький, не всегда осознает эти чувства, однако они отчетливо проявляются в следующих нарушениях поведения:
– немотивированные конфликты со сверстниками;
– агрессивное антиобщественное поведение, вандализм;
– «аутоагрессия»
– нанесение самоповреждений, употребление психоактивных веществ, суицидальные действия;
– обвинение родителя-ненасильника в предательстве, отвержение родителя.
Таким образом, последствия жестокого обращения с детьми определяются различными факторами: возрастом ребенка, видом жестокого обращения, его частотой. Последствия насилия над ребенком могут проявляться как в ближайшее время после совершению травмирующего действия, так и носить отдаленный характер. Следует подчеркнуть, что любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.
Отдаленные психологические последствия сексуального злоупотребления развиваются через несколько лет и могут сохраняться как в подростковом, так и в зрелом возрасте, на протяжении всей жизни. Среди них наиболее распространенными являются нарушения сексуального поведения, трудности при воспитании детей, психические расстройства и асоциальное поведение.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!