СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности познания слепым ребенком окружающего мира

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение общеобразовательным предметам в школах для слепых и слабовидящих состоит в том, что наряду с изучением материала предусматривается решение таких коррекционных задач, как развитие осязания и зрения, формирование целостных образов предметного мира, пространственная ориентировка.

Просмотр содержимого документа
«Особенности познания слепым ребенком окружающего мира»

Особенности познания слепым ребенком окружающего мира

Каждый ребенок индивидуален в своем развитии, в своем облике, в своем поведении. Но есть закономерности психического и физического развития, которые являются общими для всех детей, - это в первую очередь возрастные изменения. Именно по уровню развития, достигаемого ребенком в том или ином возрасте судят о том, как идет его развитие, нет ли у него отставания.

Для слепого ребенка, подчиняющегося тем же основным закономерностям возрастных изменений, что и нормально видящий, эталоном, по которому его оценивают, является развитие нормально видящего ребенка. Это очень правильно, поскольку по многим направлениям развития слепой ребенок может и должен достигать того же уровня, а порой и превышать уровень, возрастного развития зрячего. Это в первую очередь сфера интеллектуального развития слепого, его высших познавательных процессов: памяти, внимания, речи, мышления. Эти процессы являются важной основой компенсации слепоты и глубоких нарушений зрения.

Однако существуют сферы психического и физического развития, на которые слепота оказывает значительное отрицательное, тормозящее влияние, которое сказывается на всем общем развитии ребенка.

Сферами, испытывающими такое сильное отрицательное влияние, является — движение, ориентирование в пространстве, представление об окружающем, развитие деятельности сохранившихся органов чувств.

Человеческий организм является сложной системой связи, или, как говорил Л. С. Выготский, сложной психологической системой связей функций между собой, на каждой ступени образуются очень индивидуальные системы, включающие компоненты разного уровня развития, из-за возрастных изменений, а также из-за влияния на них слепоты или глубокого нарушения зрения.

Самым главным и самым важным методом, способом, обеспечивающим развитие слепого ребенка и ребенка с глубокими нарушениями зрения, является ознакомление с окружающим.

Чем бы мы не занимались с ребенком, какую бы цель мы не ставили, везде и всюду и в раннем, и в дошкольном, и школьном возрасте знание предметного мира, свойств объектов, умение их анализировать и использовать в игровой, учебной, бытовой, трудовой деятельности является необходимой предпосылкой и основой успеха ребенка.

Так, при ознакомлении с природой и природными явлениями основной задачей является создание правильных, конкретных образов природы. И здесь акцент ставится на рассматривании природных объектов, создании целостной картины мира.

Обучение общеобразовательным предметам в школах для слепых и слабовидящих состоит в том, что наряду с изучением материала предусматривается решение таких коррекционных задач, как развитие осязания и зрения, формирование целостных образов предметного мира, пространственная ориентировка.

Много внимания уделяется тренировке сохранных анализаторов. Нередко можно слышать разговоры о том, что слух, осязание и обоняние у слепых лучше, острее, чем у физически здоровых людей.

Многочисленные исследования не подтверждают этого. Только ежедневная тренировка органов чувств позволяет добиться таких результатов.

Кожные ощущения несут незрячим много полезной информации о свойствах предметов окружающего мира. С помощью тактильных ощущений они определяют характер поверхности (гладкая, шероховатая), направление и силу давления на кожу и тело. С помощью температурных ощущений незрячие определяют направление источника тепла и холода, материалы: дерево, пластмассу, металл, стекло и другие, так как они имеют различную теплоотдачу и теплопроводность.

На коже имеются также рецепторы болевых ощущений. Болевые ощущения могут возникнуть в результате механических, температурных и других воздействий. Болевые ощущения способствуют самосохранению организма.

В результате систематических тренировок слепые могут научиться узнавать предметы и материалы при легком прикосновении к ним, без длительного ощупывания.

Одна только тактильная чувствительность не обеспечивает полного восприятия форм и размеров предмета. Для получения полной информации в процесс восприятия необходимо включить двигательный анализатор. Кожный и двигательный анализаторы действуют одновременно и взаимно дополняют друг друга.

Двигательные ощущения несут слепым большую информацию о пространственных и физических свойствах предметов окружающего мира. Эти ощущения часто называют суставно-мышечными, так как рецепторы двигательных ощущений наиболее плотно расположены в мышцах и сухожилиях.

Двигательные восприятия позволяют воспринимать целостный образ любого предмета, если даже он не помещается в зоне осязательного обследования.

С помощью двигательного анализатора человек определяет агрегатные состояния веществ, твердость, вес, упругость (на сжатие, растяжение и сгибание), пластичность, ковкость, ломкость, колебания и вибрации и т. д. Это позволяет слепым по физическим свойствам узнавать вещества, материалы и предметы.

Для компенсации слепоты необходимо, чтобы ребенок обладал достаточно развитыми процессами предметного восприятия на основе сохранных анализаторов, развитыми движениями, имел четкие дифференцированные и обобщенные образы представлений об окружающем мире, обладая способностью мысленно отрываться от конкретных вещей и удерживать их образы в памяти, а также активно ими оперировать. Он должен научиться устанавливать связи и отношения между предметами, выделяя их отдельные признаки и качества, т. е. должен овладеть сложными мыслительными процессами.

Литература:

  1. Слепой ребенок в семье./Книга для родителей Под ред. Л. И. Солнцевой. М.: Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1989 г.

  2. В.З. Денискина. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся старших классов школ для слепых и слабовидящих детей: Методические рекомендации. Башкирский институт повышения квалификации работников образования. – Уфа, 1996


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!