Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Чановская детская школа искусств»
Методическое сообщение на тему
"Особенности преподавания классического танца в младшем школьном возрасте в детской школе искусств"
Разработчик: преподаватель высшей
квалификационной категории
Кайро Ольга Ивановна
р.п. Чаны, 2022 г.
Одной из форм хореографического образования является обучение в хореографической школе по дополнительным предпрофессиональным программам «Хореографическое творчество». Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования подрастающего поколения, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я».
Воспитание средствами хореографического искусства – сложный процесс, выдвигающий ряд проблем, обусловленных спецификой учебного заведения. Становление и совершенствование учебно-воспитательного процесса связано не только с разработкой и внедрением новых методов и форм работы с учащимися, но также и с поиском наиболее рациональных и действенных методов и приемов при изучении предмета «Классический танец» в детской школе искусств.
Классический танец – самый сложный и прекрасный вид хореографического искусства. Овладение его основами требует кропотливого труда, больших физических и эмоциональных затрат, редких природных данных.
Изучение основ классического танца – процесс сложный, требующий от учащихся постоянного труда, внимания, памяти, воли. Поэтому, в зависимости от того, насколько точно преподаватель сможет объяснить (показать) принцип того или иного движения, зависит точность исполнения.
Книга профессора хореографии Агриппины Яковлевны Вагановой «Основы классического танца» знаменует высокую степень в развитии методики преподавания классического танца. В ней обобщен многогранный опыт и создана стройная система приемов обучения на научной основе.
Педагогический метод А.Я. Вагановой стал ведущим и основополагающим методом всей русской хореографической школы.
Хореографическое обучение лучше всего начинать в раннем возрасте, когда любой ребенок может вовсю раскрыть свои способности и наиболее полно впитать в себя эстетику и ценность окружающего мира. У младших школьников претерпевают существенное изменение и переходят на качественно новый этап развития многие психофизиологические процессы и явления.
Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций. Занятия классическим танцем способствуют серьезному развитию кинетической памяти у детей младшего школьного возраста. По сравнению с другими возрастными группами эстетический вкус младших школьников является наиболее педагогически управляемым личностным образованием. На его формирование оказывает влияние эмоциональная оценка воспринимаемых явлений, приобретаемые эстетические представления и понятия.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей позволил выделить два основных направления деятельности по хореографическому обучению младших школьников: созерцательно-оценочное – восприятие прекрасного, наслаждение им, умение отделить подлинно прекрасное от уродливого, безобразного, пошлого, низкого в общественной жизни, природе, труде, быту ; деятельно-активно-творческое – способности, умения и навыки вносить красоту в жизнь и быт, в природу, труд, создавать и приумножать прекрасное в окружающей нас среде, стремление преобразовывать ее в интересах человека.
Хореографическое обучение младших школьников средствами классического танца предполагает формирование начальных хореографических знаний, умений и навыков.
Занятия «классикой» сопряжены с очень большой физической и умственной нагрузкой. Семилетний ребёнок просто психологически не способен долго стоять у станка и проделывать в медленном темпе движения классического экзерсиса. В первом классе детской школы искусств самое пристальное внимание следует уделять ритмике, партерной гимнастике и изучению простых танцевальных движений. Можно попробовать изучить самые первые движения классического тренажа (предварительно познакомившись с 1-й, 2-й и 3-й позициями ног) – demi-plié, battements tendus в сторону, rélévé на полупальцы. Уже в первом классе следует уделять большое внимание изучению позиций рук и подготовительному положению. Это очень важно, так как ставить технически сложные номера на учащихся ДШИ вряд ли целесообразно, зато есть возможность привлечь внимание зрителей красивой пластикой рук, чувством позы, стиля, культурой исполнения. Поэтому я начинаю заниматься руками учеников буквально с первых уроков. Работа эта очень кропотливая, и лишь единицы усваивают позиции рук с одного показа, поэтому приходится буквально каждый пальчик «ставить на место», на что требуется много времени, которого в старших классах будет уже категорически не хватать.
Классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы. Этот комплекс наиболее правильно и гармонично формирует тело, активно исправляет физические недостатки, создавая прекрасную манеру танца и осанку. Современную школу классического танца отличает строгая простота линий, отточенность поз, стремительность прыжков и вращений, богатство пластических оттенков, поэтическая одухотворенность. Классический танец является непревзойденной системой для развития детского организма, признанной во всем мире. Он формирует идеальную осанку, формирует гибкость, пластичность, танцевальность и дает такое развитие координации, при котором в дальнейшем ребёнку, изучившему классический танец, подвластно любое танцевальное направление. Это основа любых видов танцев, основная система выразительных средств хореографического искусства. Занятия классическим танцем оказывают влияние на внутреннее состояние и мировоззрение. Благодаря правильной нагрузке фигура становится стройнее, а в движениях появляется легкость и благородство. На занятиях развивается гибкость и пластика, координация, музыкальная и эмоциональная выразительность. На уроках внимание в первую очередь уделяется постановке корпуса, развитию гибкости, укреплению и растяжке мышц, эластичности связок, выносливости и координации движений. Благодаря правильной нагрузке, фигура становится стройнее, а в движениях появляется легкость и благородство.
На хореографическом отделении нашей детской школы искусств мы занимаемся по предпрофессиональной программе, рассчитанной на шесть лет – пять основных лет, и дополнительный шестой год и девять лет - восемь основных лет и дополнительный девятый год. За это время мы ставим задачей пройти программу первых трёх-четырёх классов хореографического училища, а также изучаем движения более старших классов, если этого требует репертуар, и при наличии одарённых учащихся. Любой педагог «классики» в детской школе искусств сталкивается с проблемой далеко не идеального исполнения ряда элементов, что связано с неидеальными физическими данными детей, а также с дефицитом времени, особенно в периоды, когда ученики плотно заняты в концертном репертуаре. Если у детей недостаточные данные, то, конечно, мы идём на какие-то компромиссы. Если, например, нет возможности стоять идеально выворотно, при открывании ноги в сторону, следует проследить за тем, чтобы обе ноги были развёрнуты равномерно, чтобы ученик не разворачивал работающую ногу за счёт невыворотной опорной или наоборот – в этом случае обеспечивается апломб и легче избежать «подсаживания» на опорную ногу. Главное, чтобы учащиеся делали движение с хорошей спиной (тут никакие компромиссы не допустимы), верно по сути и характеру исполнения, понимали, чем, например, glissade отличается от assemblé и т.д. Многие классические pas, пусть и видоизменёнными, но встречаются в народных и современных постановках, поэтому, даже если ребёнок по своей природе не предрасположен танцевать классику, он не должен воспринимать занятия классикой как нечто абстрактное и далёкое от его интересов. Пусть ученик сделает движение не идеально выворотно, но в assemble ноги должны обязательно собраться в воздухе, а в glissade на мгновение показать 2-ю или 4-ю позицию, а затем, по меткому выражению Е.П. Гердт, «захлопнуть мышеловку». Некоторые сложные движения можно пройти с отдельными учащимися на индивидуальных занятиях и репетициях. Экзерсис на полупальцах и занятия на пуантах я ввожу только на третьем году обучения, когда ноги и спина уже окрепли. Далеко не все дети имеют от природы подходящие для танца на пальцах стопы, поэтому в концертных номерах классического репертуара у нас на пальцах танцуют преимущественно солистки. С одной стороны, три «классики» в неделю – это не так много, с другой стороны, вполне достаточно для учащихся, которые себя более комфортно чувствуют в других жанрах хореографии. Многие технические элементы, поддержки можно успеть выучить с солистами непосредственно во время репетиций танцевальных номеров. Кроме того, очень большую помощь в развитии координации, чувства позы и стиля оказывают занятия историко-бытовым танцем, на который у нас в школе отводится один академический час в неделю. Я знаю, что некоторые педагоги пренебрегают историко-бытовым танцем, а зря – у детей, которые знакомы с этим предметом, классический танец выглядит более «живым» и стильным. Всё-таки историко-бытовой танец является прародителем классического, о чём не стоит забывать.
Цель начального обучения классическому танцу: постановка корпуса, позиций рук и ног у станка. Поэтому помимо техники с первых уроков учащимся надо прививать пластичность, творческую индивидуальность.
Классический танец на первом этапе обучения требует большой выдержки, упорства, терпения, а это совершенно не присуще детям 7-9 лет. Поэтому это надо учитывать и в младших классах уроки классического танца должны перемешиваться игровыми образными движениями и партерной гимнастикой. Немаловажным на уроках по классическому танцу являются упражнения на развитие координации, ритма и слуха.
На занятия происходит изучение элементов классического танца, одновременно выполняются задачи физического и музыкального развития и изучаются элементы танца. Движения, выстроенные в определенной последовательности – это форма, которую важно наполнить содержанием. Привлекая при сочинении комбинации элементы, необходимо отбирать те, которые соответствуют по стилю и ритму основному движению. В сочинении учебной комбинации главным должен стать принцип – от простого к сложному. Этот принцип крайне важно учитывать при построении урока классического танца в целом.
Остановимся более подробно на структуре урока классического танца.
Каждый урок классического танца опирается на закономерности его развития. Любой урок классического танца состоит из четырёх частей:
экзерсис у станка;
экзерсис на середине;
Allegro(прыжки);
port de bras.
Первая часть – экзерсис у станка. Изучение элементарных движений, из которых затем слагаются самые сложные формы классического танца.
все движения выполнять как у станка, так и на середине зала, как с одной, так и с другой ноги, что в равной мере укрепляет и развивает двигательный аппарат учащихся;
все движения изучать сначала у станка, затем на середине зала;
все учебные задания начинать с preparation;
помимо правильной подготовки и выполнения самого движения вырабатывать у учащихся умение столь же внимательно и аккуратно заканчивать каждое учебное задание, то есть вносить в исполнение элемент четкой завершенности.
Существуют разные точки зрения на то, с какого движения следует начинать урок классического класса. Одни (эта традиция идет от К.Блазиса, и к ним принадлежала А.Я. Ваганова) считают, что начинать экзерсис у станка надо c plie. Другие педагоги начинают урок с ballement tendu, так делал,в частности, известный педагог Н.Г. Легат.
В данной работе предлагается экзерсис у станка, на середине, adagio u allegro для младших классов. Урок начинается с demi-plie u grand plie, они сочетаются с различными видами port de bra.
Порядок движений у станка:
1. Plié (плие)
2. Battement tendu (батман тандю)
3. Battemet tendu jeté (батман тандю жете)
4. Rond de jambe par terre (ронд де жамб пар тер)
5. Battement fondu (батман фондю)
6. Battement frappé (батман фраппе)
7. Rond de jambe en l’air (рон же жамб ан лер)
8. Adagio (адажио)
Grand battement jetè (гран батман)
Вторая часть – экзерсис на середине. К экзерсису на середине можно приступить после изучения экзерсиса у станка. Все изученные движения в экзерсисе у станка выносятся на середину зала. Эта часть урока необходима для приобретения апломба, свободной ориентации во всех направлениях, для раскрытия творческой индивидуальности.
Последовательность изучения та же, что и в экзерсисе у станка. Вначале все упражнения выполняются en face, движения не комбинируются. Затем изучается исходное положение – epaulement – для всех упражнений на середине. Экзерсис на середине зала, как правило, составляется компактнее и короче. Построение его следует от года к году постепенно усложнять и сокращать количество отдельных упражнений. Но как бы не был построен экзерсис на середине, он всегда должен лишь хорошо подготовить ученика к следующей части урока, а не подменивать её.
Большое значение в экзерсисе на середине придается adagio. Например, А.Я.Ваганова все движения экзерсиса на середине зала задавала в форме 3 adagio, а В.И. Пономарев – в форме 5, разделяя движения на меньшие группы.
Adagio – это работа над всесторонним овладением позами классического танца и самой разнообразной их связью.
Построение adagio в различных классах складывается из пройденных поз, движений. Но в первом классе adaqio как такового еще нет. Здесь только начинают изучать различные позы с ногой, не отделенной от пола. Со второго класса. Начинают изучать позы на 90° и соединять несложными приемами, то есть составлять простейшее adagio.
Третья часть урока – allegro. Осваиваются различные прыжки классического танца. Прыжки так же, как и все другие движения, изучаются в той последовательности, которая указана в учебной программе. В дальнейшем курсе обучения эта последовательность несколько изменяется. Различают малые, средние и большие прыжки.
Прыжки – наиболее трудный раздел урока классического танца. В первом классе прыжки изучают после того, как уже выработаны сила, эластичность и выворотность ног в demi plie, а также правильно поставленный корпус.
Последовательность изучения:
1-й класс
1) Temps leve soute (I, II, Vп.) основа для всех прыжков классического танца
2) changement de pied
3) Pas echappe на II п.
4) Pas assemble в сторону
5) Pas balance
Завершающая часть урока предназначена для того, чтобы организм учащихся после напряженной работы окончательно пришел в состояние покоя при помощи выполнения различных форм port de bras.
Port de bras – это правильное прохождение рук через основные позиции с поворотами, наклонами головы и движениями корпуса.
В классическом танце port de bras имеет огромное значение. Красота линий рук, их мягкость, гибкость и подвижность корпуса, различные повороты и наклоны головы вырабатываются в port de bras. В port de bras отрабатывается пластическая выразительность танца.
Изучение простейших port de bras у станка и на середине зала начинается с первого года обучения, как только усвоены позиции рук. Подготовкой к port de bras является движение рук по позициям в комбинации с rond de jambe par terre или каким-нибудь другим движением экзерсиса. Позднее включаются наклон корпуса вперед и перегиб назад, повороты головы.
Такое построение урока позволяет проводить его с постепенным усложнением без резких спадов и подъёмов. При этом каждая часть урока должна иметь свою кривую с постепенным нарастанием и некоторым спадом в конце, что позволяет ученикам приступать к выполнению следующей части урока со свежими силами.
Урок следует строить так, чтобы добиться, возможно, большего разнообразия в чередовании и перемене упражнений – упражнения лицом к палке, переход на середину, возвращение к палке и т.п. Это необходимо для того, чтобы учащиеся не приучались механически выполнять движения, а работали в состоянии сосредоточенного внимания. Кроме того, такой урок не будет однообразным и скучным.
Время на упражнения у станка и на середине зала должно быть по возможности распределено равномерно: 10-15 минут – упражнения у станка, 10-15 минут – на середине зала и т. д. Учитывая это, каждый педагог, руководствуясь своим опытом, рационально распределяет время урока.
Главной задачей педагога является создание эмоционального настроя, атмосферы творчества, увлеченности, заинтересованности у детей во время занятий. Для этого с целью достижения лучших результатов в технике исполнения вносятся в процесс работы элемент состязательности, включают в уроки упражнения, развивающие актерские данные, подвижные музыкальные игры.
Хотелось бы заострить внимание на подборе классического репертуара для учащихся хореографических отделений ДШИ. Классический репертуар обычно состоит из двух частей – номеров классического наследия и постановок, которые делают педагоги. В нашей школе большая часть номеров на материале классического танца состоит из оригинальных авторских постановок. Я думаю, что это имеет свои положительные стороны – кто, как ни педагог знает индивидуальные возможности своих учеников? Кроме того, всегда интересно создавать что-то новое, а детям интересно, когда это новое рождается у них на глазах. Когда я сочиняю лексику для постановки, то, естественно, отталкиваюсь от музыки и замысла и, в тоже время, подбираю движения, в которых дети смотрятся наиболее выгодно, недостатки же стараюсь «спрятать». Думаю, не стоит ставить перед детьми непосильные технические задачи, главное – эстетика, культура исполнения, стиль. Ребёнок должен получать радость от танца, тогда эта радость передаётся зрителю. Актёрские задачи тоже должны быть по силам детям – конечно, 14-15 летним подросткам уже хочется исполнить танец про любовь, и у нас есть такие постановки, но, когда мы видим совсем юную девочку, пытающуюся изобразить Кармен, то это вызывает улыбку. В репертуаре нашей школы есть номера, поставленные на границе стилей – классического и современного танца, классического и историко-бытового, классического и народного. Такие постановки помогают выработать чувство стиля, а заодно дают возможность раскрыться учащимся, которым трудно исполнять «чистую» классику. Что касается номеров репертуара классического наследия, то к их выбору нужно относиться осторожно – ведь шедевры нельзя коверкать беспомощным или грубоватым исполнением. Какие-то элементы можно изменять и упрощать, но не до такой степени, чтобы номер получился неузнаваемым.
Изучение основ классического танца – процесс сложный, требующий от учащихся постоянного труда, внимания, памяти, воли. Поэтому, в зависимости от того, насколько точно преподаватель сможет донести принцип того или иного движения, зависит четкость исполнения.
Классический танец развивается, методика обучения совершенствуется, растет техника танца. В частности, существуют новые, основанные на современных принципах биомеханики, приемы обучения вращениям и прыжкам.
Таким образом, классический танец не только выправляет фигуру и походку, но и раскрывает ребёнка внутренне, наполняет его жизнь гармонией. Если танцовщик владеет основами «классики», его манера всегда будет отличаться вкусом и благородством, в каком бы стиле хореографии он ни танцевал.
Кроме того, обучение классическому танцу предполагает определенную систему. Методика проведения уроков классического танца складывается из структуры урока, его длительности, принципа составления комбинаций, условий для проведения занятий, оценочной деятельности. Методы обучения классическому танцу выбираются в зависимости от целей и задачей, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Опираясь на имеющийся опыт, обучение классическому танцу в младшем школьном возрасте должно корректироваться практикой педагога.
Список использованной литературы
Базарова Н.П., Мей В.П. «Азбука классического танца», Л. «Искусство», 1983 г.
Ваганова А.Я. «Основы классического танца», Л., «Искусство», 1980 г.
Костровицкая В.С., Писарев А.Ф. «Школа классического танца», Л. «Искусство», 1976 г.
Костровицкая В.С. «100 уроков классического танца». Л., «Искусство», 1981 г.
Смирнов, С.И. Искусство балетмейстера: Учеб. пособие для студентов культ.-просвет, фак. вузов культуры и искусств [Текст]/ С.И. Смирнов. – М.: Просвещение, 2009 г.
Тарасов Н.И. «Классический танец. Школа мужского исполнительства», изд. «Лань, Планета музыки», 2005 г.
13