СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности преподавания специальных дисциплин в современных условиях

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной задачей учебного заведения ГБПОУ БРТСиПТ на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в рыночной экономике.

Просмотр содержимого документа
«Особенности преподавания специальных дисциплин в современных условиях»



Министерство образования и науки Республики Бурятия


ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий» Хоронхойский филиал











Доклад

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


Подготовил:

Агарева Н.Ш. преподаватель

специальных дисциплин






Хоронхой

2022






Квалифицированный специалист – это не только человек, вооруженный знаниями, но и умеющий применять их на практике, способный самостоятельно увеличивать сумму знаний и их качество в дальнейшем. Чтобы подготовить такого профессионала, недостаточно просто «загрузить» его информацией. Главная задача нас преподавателей – научить студента думать, мыслить, рассуждать.

Главной задачей учебного заведения ГБПОУ БРТСиПТ на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в рыночной экономике. Поэтому для их подготовки к профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения при изучении предметов специальных дисциплин. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и методики обучения будущих специалистов.

Внедрение инноваций в учебный процесс, методическую работу, информатизация обучения наряду со знанием классических основ позволяет выпускникам успешно адаптироваться к требованиям, которые предъявляет сегодняшняя жизнь.

В своей практике наряду с традиционными методами преподавания, такими как лекции, семинары, самостоятельная работа студентов, мы стараемся широко использовать и нетрадиционные методы. Так, лекционные занятия провожу в форме лекции-беседы с элементами дискуссии, обменом мнениями, мозговым штурмом, что позволяет привлечь студентов в беседе, к коллективному исследованию проблемы, обмену мнениями. Метод учебных дискуссий эффективен при изучении сложного и объемного материала. Преимуществами метода учебных дискуссий является не только закрепление материала, использование собственного опыта студентов, умение использовать знания из одной области в другой, но и развитие коммуникативных способностей, командного духа, самостоятельности мышления. Данный метод также помогает студентам проявлять инициативность, генерировать большое количество идей.

На практических занятиях с использованием данного метода решаются различные ситуационные задачи, производственные ситуации, непосредственно встречающиеся на предприятии.

Также, на занятиях специальных дисциплин применяется исследовательский прием, который направлен на коллективную работу в группе – когда необходимо в процессе коллективного рассуждения дать анализ содержания нормативно-правового акта. Он ориентирован для работы в небольших группах – на семинарских (практических) занятиях. Сюда можно причислить:

-  работу студентов с наглядными пособиями – карты, схемы, таблицы;

-работу студентов с первичными документами;

- использование технических средств обучения (персональный компьютер и т.п.) как совмещение различных методик в ходе одного занятия;

- приемы деловых или ролевых игр, ориентированные на поэтапное, функциональное участие каждого из студентов в процессе занятия.

Они дают возможность активного и видимого участия в процессе обучения большего количества студентов и ориентированы на применение на практических занятиях.

Также в качестве инноваций в преподавании специальных дисциплин широко применяется метод проектов. Инновационная проектная деятельность является эффективной формой организации учебного процесса, направленной на индивидуальное развитие познавательных интересов и творческих способностей студентов.

Данный метод предполагает овладение технологией презентации различных творческих работ (отчетов по практике, рефератов, докладов). Метод проектов относится к исследовательским. В его основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и творческих способностей.

Учебные проекты создаются и защищаются студентами в рамках проведения уроков – конференций, уроков – круглых столов.

Участие студентов в создании проектов требует большой предварительной аналитической и практической работы, развивает уровень познания, способствует плодотворному сотрудничеству студента и преподавателя. Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа урока, постоянное наличие необходимой информации перед глазами студентов, а также возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока, что способствует лучшему усвоению нового материала.

Огромную роль в преподавании играют современные компьютерные и информационные технологии. Подключение к Интернету и наличие электронной почты в техникуме предоставило дополнительные возможности студентам общаться со сверстниками из других учебных заведений, оперативно узнавать необходимую экономическую информацию, получать практический опыт работы с применением программного обеспечения.

Практика преподавания специальных дисциплин позволила представить общий подход с использованием информационных технологий, программных обеспечений:

- Тестовый процессор MS Word представляет студентам богатые возможности художественного оформления текстов: нестандартное расположение текста на странице; придание впечатления объемности тексту; изображение тени от написанного текста, работа с таблицами, диаграммами, рисунками.

- Использование презентационной графики (PowerPoint) позволяет дополнить текстуальные части творческой работы студентов визуальным рядом: рисункам, фотографиями, картинками.

- Приложение Excel позволяет внедрять в текстуальную часть творческой работы: таблицы, численную информацию, формулы, диаграммы и графики, предоставляет возможности размещения в работе нужной справочной информации, отобранной учащимися по определенным критериям, используются при решении ситуационных задач при изучении того или иного предмета.

- Система Skype - популярна и удобна, так как дает возможность сторонам видеть и слышать друг друга, пересылать файлы, вести записную книгу, получать новости. Skype эффективно используется преподавателями в рамках руководства над курсовыми и дипломными работами.

Эффективность применения инновационных методов преподавания очевидна. Данные методы способствуют повышению уровня усвоения знаний, применять теорию на практике, развивают самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные в условиях определенной ситуации решения.

Как показывает практика, использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.

Список использованных источников:

1.           Базилевич С.В., Брылова Т.Б., Глухих В.Р., Левкин Г.Г. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий // Наука Красноярья. — 2012. — № 4. — С. 103—113.

2.           Кирова И.В., Попова Т.Л., Султыгова А.А. Использование деловой игры в процессе формирования профессиональных компетенций и интеллектуальной культуры современного студента // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1–2. С. 91–95.

3.           Кирова И.В., Попова Т.Л., Султыгова A.A. Методика преподавания экономических дисциплин: вызовы и инновации // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». 2014. № 1 (12). С. 26–30.

4.           Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика// Народное образование. — 2016. — № 6. — С. 182—188.

5.           Интернет-ресурсы