СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности преподавания учебного предмета «Иностранный язык» в 2023-2024 учебном году в связи с переходом на ФГОС 3 поколения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.•Многие учителя иностранных языков с опаской ждали перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, который с 1 сентября 2022 года внедрилось в образование.  Так ли он «страшен» на самом деле и как теперь учить школьников иностранному языку

Просмотр содержимого документа
««Особенности преподавания учебного предмета «Иностранный язык» в 2023-2024 учебном году в связи с переходом на ФГОС 3 поколения»»

« Особенности преподавания учебного предмета  «Иностранный язык»  в 2023-2024 учебном году в связи с переходом на ФГОС 3 поколения »

« Особенности преподавания учебного предмета «Иностранный язык» в 2023-2024 учебном году в связи с переходом на ФГОС 3 поколения »

Многие учителя иностранных языков с опаской ждали перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, который с 1 сентября 2022 года внедрилось в образование. Так ли он «страшен» на самом деле и как теперь учить школьников иностранному языку
  • Многие учителя иностранных языков с опаской ждали перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, который с 1 сентября 2022 года внедрилось в образование.

Так ли он «страшен» на самом деле и как теперь учить школьников иностранному языку

ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования. Основными задачами ФГОС являются: создание единого образовательного пространства по всей Российской Федерации и обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
  • ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.
  • Основными задачами ФГОС являются: создание единого образовательного пространства по всей Российской Федерации и обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Чем новые стандарты принципиально отличаются от тех, что действуют сейчас? Почему нужно было их менять? Что не устраивало? В тех стандартах, что действуют сейчас - прописаны только общие, очень размытые формулировки. В новой версии - все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике.
  • Чем новые стандарты принципиально отличаются от тех, что действуют сейчас? Почему нужно было их менять? Что не устраивало? В тех стандартах, что действуют сейчас - прописаны только общие, очень размытые формулировки.

В новой версии - все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике.

Основные изменения внесённые  в обновлённые ФГОС НОО и ООО. 1) Впервые вводится ФГОС НОО и ООО (1-9 классы) одновременно. 2) Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения перед учениками и родителями. 3) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков. 4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпритировать, оперировать понятиями, решать задачи). 5) Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков. 6) Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.д.). 7) Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. 8) Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее допускалось).

Основные изменения внесённые в обновлённые ФГОС НОО и ООО.

  • 1) Впервые вводится ФГОС НОО и ООО (1-9 классы) одновременно.
  • 2) Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения перед учениками и родителями.
  • 3) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков.
  • 4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпритировать, оперировать понятиями, решать задачи).
  • 5) Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков.
  • 6) Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.д.).
  • 7) Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения.
  • 8) Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее допускалось).
  • 9) Вводится предмет «Функциональная грамотность», как одна из составляющих на уроках.
  • 10) Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ.
  • 11) Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания.
  • 12) Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации.
  • 13) Прописана процедура оценки качества образования.
  • 14) Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребёнка образовательный маршрут.
  • 15) Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.
  • 16) Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности.
  • 17) Определено базовое содержание программы воспитания.
  • 18) Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
 Что же касается иностранного языка:  1) Предметные результаты по учебным предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» детализированы и конкретизированы отдельно ; 2) Конкретизировано содержание речи (приведён список тем для освоения основных видов речевой деятельности); 3) Каждый вид речевой деятельности детализирован отдельно; 4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков , которыми должен обладать ученик в рамках обеих дисциплин (правильно структурировать предложения, уметь вести диалоги разных видов, воспринимать информацию на слух, читать и понимать аутентичные тексты, создавать небольшие письменные высказывания, применять в речи правила словообразования, классифицировать и сравнивать обЪекты, прогнозировать трудности и преодолевать их при решении коммуникативной задачи и т.д.).

Что же касается иностранного языка:

  • 1) Предметные результаты по учебным предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» детализированы и конкретизированы отдельно ;
  • 2) Конкретизировано содержание речи (приведён список тем для освоения основных видов речевой деятельности);
  • 3) Каждый вид речевой деятельности детализирован отдельно;
  • 4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков , которыми должен обладать ученик в рамках обеих дисциплин (правильно структурировать предложения, уметь вести диалоги разных видов, воспринимать информацию на слух, читать и понимать аутентичные тексты, создавать небольшие письменные высказывания, применять в речи правила словообразования, классифицировать и сравнивать обЪекты, прогнозировать трудности и преодолевать их при решении коммуникативной задачи и т.д.).
В стандартах появился значительный блок о развитии цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе. Предполагается, что технологии помогут повысить качество результатов обучения. Главное – использовать их разумно и безопасно. Педагог должен указывать в рабочей программе, для чего планирует использовать цифровые ресурсы и для изучения каких тем. Учащиеся должны уметь использовать технологии для обучения. Например, искать информацию на электронных ресурсах, готовить презентации. Также важно транслировать правила безопасного поведения: учитель должен сам соблюдать правила цифровой безопасности и работы с данными и научить этому учеников.
  • В стандартах появился значительный блок о развитии цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе.
  • Предполагается, что технологии помогут повысить качество результатов обучения. Главное – использовать их разумно и безопасно.
  • Педагог должен указывать в рабочей программе, для чего планирует использовать цифровые ресурсы и для изучения каких тем.
  • Учащиеся должны уметь использовать технологии для обучения. Например, искать информацию на электронных ресурсах, готовить презентации.
  • Также важно транслировать правила безопасного поведения: учитель должен сам соблюдать правила цифровой безопасности и работы с данными и научить этому учеников.
  А как же второй иностранный язык? «Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемых организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей… и при наличии в организации необходимых условий».

А как же второй иностранный язык?

«Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемых организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей… и при наличии в организации необходимых условий».

Предметные результаты детализированы и конкретизированы отдельно: Тематическое содержание речи Коммуникативные умения: Говорение (диалогическая и монологическая речь) Аудирование Смысловое чтение Письмо Языковые знания и навыки (фонетическая сторона речи, графика, орфография, пунктуация, лексическая сторона речи, грамматическая сторона речи) Социо-культурные знания и умения Компенсаторные умения
  • Предметные результаты детализированы и конкретизированы отдельно:
  • Тематическое содержание речи
  • Коммуникативные умения: Говорение (диалогическая и монологическая речь)
  • Аудирование
  • Смысловое чтение
  • Письмо
  • Языковые знания и навыки (фонетическая сторона речи, графика, орфография, пунктуация, лексическая сторона речи, грамматическая сторона речи)
  • Социо-культурные знания и умения
  • Компенсаторные умения
 Тематическое содержание речи:  Овладение основными видами речевой деятельности в рамках следующего тематического содержания речи:  Мир моего «Я».  Мир моих увлечений.  Мир вокруг меня.  Родная страна и страна/страны изучаемого языка.

Тематическое содержание речи:

Овладение основными видами речевой деятельности в рамках следующего тематического содержания речи:

  • Мир моего «Я».
  • Мир моих увлечений.
  • Мир вокруг меня.
  • Родная страна и страна/страны изучаемого языка.
 Говорение:  уметь вести разные виды диалога в стандартных ситуациях общения объемом 4-5 фраз со стороны каждого собеседника создавать устные связные монологические высказывания (описание/характеристика, повествование) объемом 4-5 фраз передавать основное содержание прочитанного текста представлять результаты выполненной проектной работы в том числе подбирая иллюстративный материал (рисунки, фото) к тексту выступления

Говорение:

  • уметь вести разные виды диалога в стандартных ситуациях общения объемом 4-5 фраз со стороны каждого собеседника
  • создавать устные связные монологические высказывания (описание/характеристика, повествование) объемом 4-5 фраз
  • передавать основное содержание прочитанного текста
  • представлять результаты выполненной проектной работы в том числе подбирая иллюстративный материал (рисунки, фото) к тексту выступления
 Аудирование:  воспринимать на слух и понимать речь педагогического работника и одноклассников в процессе общения на уроке; воспринимать на слух и понимать основное содержание звучащих до 1 минуты учебных и адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале; понимать запрашиваемую информацию фактического характера в прослушанном тексте.

Аудирование:

  • воспринимать на слух и понимать речь педагогического работника и одноклассников в процессе общения на уроке;
  • воспринимать на слух и понимать основное содержание звучащих до 1 минуты учебных и адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале;
  • понимать запрашиваемую информацию фактического характера в прослушанном тексте.
Смысловое чтение:  читать вслух и понимать учебные и адаптированные аутентичные тексты объемом до 80 слов , построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и правильную интонацию  читать про себя и понимать основное содержание учебных и адаптированных аутентичных текстов объемом до 160 слов , содержащих отдельные незнакомые слова определять тему , главную мысль  извлекать из прочитанного текста запрашиваемую информацию  читать несплошные тексты (простые таблицы) и понимать представленную в них информацию

Смысловое чтение:

  • читать вслух и понимать учебные и адаптированные аутентичные тексты объемом до 80 слов , построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и правильную интонацию
  • читать про себя и понимать основное содержание учебных и адаптированных аутентичных текстов объемом до 160 слов , содержащих отдельные незнакомые слова
  • определять тему , главную мысль
  • извлекать из прочитанного текста запрашиваемую информацию
  • читать несплошные тексты (простые таблицы) и понимать представленную в них информацию
 Письменная речь: владеть техникой письма ; заполнять простые анкеты и формуляры с указанием личной информации в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать электронное сообщение личного характера объемом до 40 слов с опорой на предъявленный педагогическим работником образец; Языковые средства и навыки: овладение навыками распознавания и употребления в устной и письменной речи не менее 500 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) в их основных значениях и навыками распознавания и употребления в устной и письменной речи изученных синтаксических конструкций и морфологических форм изучаемого иностранного языка;

Письменная речь:

  • владеть техникой письма ; заполнять простые анкеты и формуляры с указанием личной информации в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать электронное сообщение личного характера объемом до 40 слов с опорой на предъявленный педагогическим работником образец;

Языковые средства и навыки:

  • овладение навыками распознавания и употребления в устной и письменной речи не менее 500 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) в их основных значениях и навыками распознавания и употребления в устной и письменной речи изученных синтаксических конструкций и морфологических форм изучаемого иностранного языка;
 Социокультурные знания и умения:  знание названий родной страны и страны/стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей, небольших произведений детского фольклора (рифмовок, песен); умение кратко представлять свою страну на иностранном языке в рамках изучаемой тематики. Компенсаторные умения:  использовать при чтении и аудировании языковую, в том числе контекстуальную догадку.

Социокультурные знания и умения:

  • знание названий родной страны и страны/стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей, небольших произведений детского фольклора (рифмовок, песен); умение кратко представлять свою страну на иностранном языке в рамках изучаемой тематики.

Компенсаторные умения:

  • использовать при чтении и аудировании языковую, в том числе контекстуальную догадку.
В рамках государственного задания по проекту «Обновление содержания общего образования» в целях методического обеспечения реализации обновленных ФГОС Институтом стратегии развития образования Российской Академии Образования на основе нормативных документов были разработаны примерные рабочие программы по предметам учебных планов начального общего и основного общего образования. Программы прошли экспертизу ведущих научных и образовательных организаций и утверждены на заседании ФУМО. С марта 2022 года учителя используют для создания своих рабочих программ конструктор рабочих программ «edsoo.ru».
  • В рамках государственного задания по проекту «Обновление содержания общего образования» в целях методического обеспечения реализации обновленных ФГОС Институтом стратегии развития образования Российской Академии Образования на основе нормативных документов были разработаны примерные рабочие программы по предметам учебных планов начального общего и основного общего образования. Программы прошли экспертизу ведущих научных и образовательных организаций и утверждены на заседании ФУМО.
  • С марта 2022 года учителя используют для создания своих рабочих программ конструктор рабочих программ «edsoo.ru».
Структура примерной рабочей программы:    1. Пояснительная записка, включающая цели изучения учебного предмета, общую характеристику предмета, место предмета в учебном плане. 3.Планируемые результаты освоения рабочей программы: Личностные и метапредметные результаты (раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики учебного предмета) Предметные (по годам обучения). 2.Содержание образования (по годам обучения). 4. Тематическое планирование (примерные темы и количество часов, отводимое на их изучение; основное программное содержание; основные виды деятельности обучающихся).

Структура примерной рабочей программы:

1. Пояснительная записка, включающая цели изучения учебного предмета, общую характеристику предмета, место предмета в учебном плане.

3.Планируемые результаты освоения рабочей программы: Личностные и метапредметные результаты (раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики учебного предмета) Предметные (по годам обучения).

2.Содержание образования (по годам обучения).

4. Тематическое планирование (примерные темы и количество часов, отводимое на их изучение; основное программное содержание; основные виды деятельности обучающихся).

Сравнение ФГОС 2 и 3 поколения ФГОС 2 поколения содержит в себе всего 4 требования к предметным результатам иностранного языка. Более подробное представление требований дает Примерная основная образовательная программа. Одно из требований к постановке образовательного результата – проверяемость . Требования федеральных государственных стандартов предыдущего поколения были сформулированы довольно обобщенно: «формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур….», «формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции…» , что затрудняло возможность проверить соответствие результатов обучения в средней школе предъявляемым требованиям. Формулировки стандартов нового поколения более конкретны, в них прослеживаются нормативы. Количество самих требований увеличилось с 4 до 12 и охватывает все виды речевой деятельности.

Сравнение ФГОС 2 и 3 поколения

  • ФГОС 2 поколения содержит в себе всего 4 требования к предметным результатам иностранного языка. Более подробное представление требований дает Примерная основная образовательная программа.
  • Одно из требований к постановке образовательного результата – проверяемость . Требования федеральных государственных стандартов предыдущего поколения были сформулированы довольно обобщенно: «формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур….», «формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции…» , что затрудняло возможность проверить соответствие результатов обучения в средней школе предъявляемым требованиям. Формулировки стандартов нового поколения более конкретны, в них прослеживаются нормативы. Количество самих требований увеличилось с 4 до 12 и охватывает все виды речевой деятельности.

Заключение

  • В новых стандартах 3 поколения учтены недочеты, которые были в прежнем документе и конкретизированы некоторые формулировки. Конкретизация в обновленных ФГОС по иностранным языкам определена в разных требованиях к обучению первому и второму иностранным языкам. Стандарт уточняет, при каких условиях вводится обучение второго иностранного языка в школе.
  • В ФГОСе изменились требования к планируемым результатам, которые учащиеся должны достичь при изучении первого иностранного языка. Требования касаются развитых навыков во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, смысловом чтении, письменной речи, фонетике, орфографии и пунктуации (всего 12 требований), а также количественных нормативов (употребление в устной и письменной речи не менее 1350 изученных лексических единиц).
  • ФГОС 3 поколения окончательно вступили в силу осенью 2022 -2023 учебного года. Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты будут соответствовать положениям закона «Об образовании в Российской Федерации», устанавливать вариативность сроков программ и детально описывать условия их реализации, систематизировать и уточнять требования к планируемым результатам, оптимизировать требования к основной образовательной и рабочей программам.