Просмотр содержимого документа
««Особенности преподавания учебного предмета «Иностранный язык» в 2023-2024 учебном году в связи с переходом на ФГОС 3 поколения»»
« Особенности преподавания учебного предмета «Иностранный язык» в 2023-2024 учебном году в связи с переходом на ФГОС 3 поколения »
- Многие учителя иностранных языков с опаской ждали перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, который с 1 сентября 2022 года внедрилось в образование.
Так ли он «страшен» на самом деле и как теперь учить школьников иностранному языку
- ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.
- Основными задачами ФГОС являются: создание единого образовательного пространства по всей Российской Федерации и обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
- Чем новые стандарты принципиально отличаются от тех, что действуют сейчас? Почему нужно было их менять? Что не устраивало? В тех стандартах, что действуют сейчас - прописаны только общие, очень размытые формулировки.
В новой версии - все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике.
Основные изменения внесённые в обновлённые ФГОС НОО и ООО.
- 1) Впервые вводится ФГОС НОО и ООО (1-9 классы) одновременно.
- 2) Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения перед учениками и родителями.
- 3) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков.
- 4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпритировать, оперировать понятиями, решать задачи).
- 5) Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков.
- 6) Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.д.).
- 7) Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения.
- 8) Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее допускалось).
- 9) Вводится предмет «Функциональная грамотность», как одна из составляющих на уроках.
- 10) Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ.
- 11) Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания.
- 12) Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации.
- 13) Прописана процедура оценки качества образования.
- 14) Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребёнка образовательный маршрут.
- 15) Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.
- 16) Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности.
- 17) Определено базовое содержание программы воспитания.
- 18) Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Что же касается иностранного языка:
- 1) Предметные результаты по учебным предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» детализированы и конкретизированы отдельно ;
- 2) Конкретизировано содержание речи (приведён список тем для освоения основных видов речевой деятельности);
- 3) Каждый вид речевой деятельности детализирован отдельно;
- 4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков , которыми должен обладать ученик в рамках обеих дисциплин (правильно структурировать предложения, уметь вести диалоги разных видов, воспринимать информацию на слух, читать и понимать аутентичные тексты, создавать небольшие письменные высказывания, применять в речи правила словообразования, классифицировать и сравнивать обЪекты, прогнозировать трудности и преодолевать их при решении коммуникативной задачи и т.д.).
- В стандартах появился значительный блок о развитии цифровых компетенций у обучающихся и использовании цифровых ресурсов в образовательном процессе.
- Предполагается, что технологии помогут повысить качество результатов обучения. Главное – использовать их разумно и безопасно.
- Педагог должен указывать в рабочей программе, для чего планирует использовать цифровые ресурсы и для изучения каких тем.
- Учащиеся должны уметь использовать технологии для обучения. Например, искать информацию на электронных ресурсах, готовить презентации.
- Также важно транслировать правила безопасного поведения: учитель должен сам соблюдать правила цифровой безопасности и работы с данными и научить этому учеников.
А как же второй иностранный язык?
«Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемых организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей… и при наличии в организации необходимых условий».
- Предметные результаты детализированы и конкретизированы отдельно:
- Тематическое содержание речи
- Коммуникативные умения: Говорение (диалогическая и монологическая речь)
- Аудирование
- Смысловое чтение
- Письмо
- Языковые знания и навыки (фонетическая сторона речи, графика, орфография, пунктуация, лексическая сторона речи, грамматическая сторона речи)
- Социо-культурные знания и умения
- Компенсаторные умения
Тематическое содержание речи:
Овладение основными видами речевой деятельности в рамках следующего тематического содержания речи:
- Мир моего «Я».
- Мир моих увлечений.
- Мир вокруг меня.
- Родная страна и страна/страны изучаемого языка.
Говорение:
- уметь вести разные виды диалога в стандартных ситуациях общения объемом 4-5 фраз со стороны каждого собеседника
- создавать устные связные монологические высказывания (описание/характеристика, повествование) объемом 4-5 фраз
- передавать основное содержание прочитанного текста
- представлять результаты выполненной проектной работы в том числе подбирая иллюстративный материал (рисунки, фото) к тексту выступления
Аудирование:
- воспринимать на слух и понимать речь педагогического работника и одноклассников в процессе общения на уроке;
- воспринимать на слух и понимать основное содержание звучащих до 1 минуты учебных и адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале;
- понимать запрашиваемую информацию фактического характера в прослушанном тексте.
Смысловое чтение:
- читать вслух и понимать учебные и адаптированные аутентичные тексты объемом до 80 слов , построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и правильную интонацию
- читать про себя и понимать основное содержание учебных и адаптированных аутентичных текстов объемом до 160 слов , содержащих отдельные незнакомые слова
- определять тему , главную мысль
- извлекать из прочитанного текста запрашиваемую информацию
- читать несплошные тексты (простые таблицы) и понимать представленную в них информацию
Письменная речь:
- владеть техникой письма ; заполнять простые анкеты и формуляры с указанием личной информации в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать электронное сообщение личного характера объемом до 40 слов с опорой на предъявленный педагогическим работником образец;
Языковые средства и навыки:
- овладение навыками распознавания и употребления в устной и письменной речи не менее 500 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) в их основных значениях и навыками распознавания и употребления в устной и письменной речи изученных синтаксических конструкций и морфологических форм изучаемого иностранного языка;
Социокультурные знания и умения:
- знание названий родной страны и страны/стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей, небольших произведений детского фольклора (рифмовок, песен); умение кратко представлять свою страну на иностранном языке в рамках изучаемой тематики.
Компенсаторные умения:
- использовать при чтении и аудировании языковую, в том числе контекстуальную догадку.
- В рамках государственного задания по проекту «Обновление содержания общего образования» в целях методического обеспечения реализации обновленных ФГОС Институтом стратегии развития образования Российской Академии Образования на основе нормативных документов были разработаны примерные рабочие программы по предметам учебных планов начального общего и основного общего образования. Программы прошли экспертизу ведущих научных и образовательных организаций и утверждены на заседании ФУМО.
- С марта 2022 года учителя используют для создания своих рабочих программ конструктор рабочих программ «edsoo.ru».
Структура примерной рабочей программы:
1. Пояснительная записка, включающая цели изучения учебного предмета, общую характеристику предмета, место предмета в учебном плане.
3.Планируемые результаты освоения рабочей программы: Личностные и метапредметные результаты (раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики учебного предмета) Предметные (по годам обучения).
2.Содержание образования (по годам обучения).
4. Тематическое планирование (примерные темы и количество часов, отводимое на их изучение; основное программное содержание; основные виды деятельности обучающихся).
Сравнение ФГОС 2 и 3 поколения
- ФГОС 2 поколения содержит в себе всего 4 требования к предметным результатам иностранного языка. Более подробное представление требований дает Примерная основная образовательная программа.
- Одно из требований к постановке образовательного результата – проверяемость . Требования федеральных государственных стандартов предыдущего поколения были сформулированы довольно обобщенно: «формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур….», «формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции…» , что затрудняло возможность проверить соответствие результатов обучения в средней школе предъявляемым требованиям. Формулировки стандартов нового поколения более конкретны, в них прослеживаются нормативы. Количество самих требований увеличилось с 4 до 12 и охватывает все виды речевой деятельности.
Заключение
- В новых стандартах 3 поколения учтены недочеты, которые были в прежнем документе и конкретизированы некоторые формулировки. Конкретизация в обновленных ФГОС по иностранным языкам определена в разных требованиях к обучению первому и второму иностранным языкам. Стандарт уточняет, при каких условиях вводится обучение второго иностранного языка в школе.
- В ФГОСе изменились требования к планируемым результатам, которые учащиеся должны достичь при изучении первого иностранного языка. Требования касаются развитых навыков во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, смысловом чтении, письменной речи, фонетике, орфографии и пунктуации (всего 12 требований), а также количественных нормативов (употребление в устной и письменной речи не менее 1350 изученных лексических единиц).
- ФГОС 3 поколения окончательно вступили в силу осенью 2022 -2023 учебного года. Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты будут соответствовать положениям закона «Об образовании в Российской Федерации», устанавливать вариативность сроков программ и детально описывать условия их реализации, систематизировать и уточнять требования к планируемым результатам, оптимизировать требования к основной образовательной и рабочей программам.