СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности проектирования современного урока в условиях введения ФГОС на основе интеграции педагогических технологий и методического конструктора приемов»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Особенности проектирования современного урока в условиях введения ФГОС на основе интеграции педагогических технологий и методического конструктора приемов»»

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ











Доклад

на тему: «Особенности проектирования современного урока в условиях введения ФГОС на основе интеграции педагогических технологий и методического конструктора приемов»





















Асхабова Светлана Сайпуллаевна,

преподаватель биологии и химии


Покачи

2022г.





«Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский.



Особенности проектирования современного урока в условиях введения ФГОС на основе интеграции педагогических технологий и методического конструктора приемов

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • резко возросла информированность детей;

  • современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

  • несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

  • ограниченность общения со сверстниками.

И в настоящее время преподаватель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

Более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного обучающегося должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

  • применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

  • создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Сегодня СПО становится не столько источником информации, сколько учит учиться; преподаватель- не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Как проходил обычный урок? Преподаватель вызывает обучающегося, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – преподаватель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Новые требования к уроку.

Сегодня мы с вами рассмотрим, что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности преподавателя и обучающихся. В чём отличие дидактических требований к этим урокам.

Выделяют следующие принципы управления учебным процессом (5 функций):

  • планирование;

  • организация;

  • реализация и контроль;

  • коррекция;

  • анализ.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Преподаватель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий обучающихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:


Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Преподаватель сообщает обучающимся

Формулируют сами обучающиеся

Сообщение целей и задач

Преподаватель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Преподаватель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность обучающихся

Под руководством преподавателя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание обучающихся

Преподаватель осуществляет оценивание обучающихся за работу на уроке

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Преподаватель выясняет у обучающихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а преподаватель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

Как же учителю подготовить урок современного типа? Изменяется ли сам процесс подготовки?

Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа:

  • определение цели и задач;

  • отбор содержания учебного материала;

  • подбор методов и приёмов обучения;

  • определение форм организации деятельности обучающихся;

  • подбор материала для домашней работы обучающихся;

  • определение способов контроля;

  • продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности обучающихся;

  • подбор вопросов для подведения итога урока.

При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на них же. Только теперь преподавательна каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности обучающихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Как подготовить современный урок? В современных условиях, когда объем научной информации огро­мен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных тре­бований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора ме­тодов обучения. Это требование относится к каждому уроку.

Рациональную структуру урока обеспечивают:

  • комплексное планирование задач обучения, воспитания и раз­вития;

  • выделение в содержании урока и темы главного, существен­ного;

  • определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;

  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обу­чения;

  • дифференцированный и индивидуальный подход к обучающегосям;

  • создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, при­вязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализиру­ется) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуали­зация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Кон­трольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую обучающихся к цели.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС? Прежде всего, необходимо рассмотреть  этапы конструирования урока. Качество любого урока в значительной мере определяется тща­тельностью подготовки к нему учителя. Подготовку преподавателя к уроку схематично можно представить следующим образом.

1-й этап — изучение учебной программы. Эта часть работы выпол­няется в ходе подготовки к учебному году. При этом особое внима­ние обращают на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой. Готовясь к изучению с учащимися очередной темы, преподаватель вновь обратится к программе, для того чтобы четко поставить перед собой цели и задачи, которые необходимо достигнуть и решить в процессе изучения темы в целом и на каждом конкретном уроке. Изучая содержание конкретной учебной темы, преподаватель уяснит ло­гическую взаимосвязь учебного материала с ранее изученным, а так­же с материалом, который предстоит изучить позже. Это позволит более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изу­чения учебного материала.

2-й этап — изучение методической литературы. Изучив содержа­ние очередной учебной темы по программе, преподаватель просматривает соответствующие разделы стабильного учебника, методических руко­водств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование). Темати­ческий план не должен быть громоздким. В нем предусматривается самое важное и существенное, а именно: разбивка учебного материа­ла по урокам, логическая взаимосвязь материала, календарные сроки проведения уроков (по неделям).

3-й этап — изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике. Изучая учебник, преподаватель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих обучающихся. Особенно большое внимание он уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть материала поручить обучающимся для самостоятельного изу­чения. Одновременно надо отметить и то, что может оказаться труд­нодоступным для обучающихся. Особенно тщательно продумывается ме­тодика изложения этих вопросов на уроке.

4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. Преподаватель знакомится не только с имеющими­ся пособиями, просматривает учебные диафильмы и кинофильмы, но и с аннотациями учебных телевизионных передач, прослушивает звуковые пособия. Особое внимание необходимо уделить учебным де­монстрационным и лабораторным работам. Технику и методику их постановки преподаватель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи. Ничто так не подрывает авторитета учителя, как неудача в постановке учебного эксперимента.

Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урока — усвоение знаний, привитие навыков и умений, разви­тие творческого опыта и воспитание. Цели следует обозначать конк­ретно в соответствии с темой, в зависимости от типа урока, но вос­питательную надо иметь в виду всегда. Сообразно целям темы следует намечать упражнения, творческие задачи, конструируя их, если их нет в пособиях.

5-й этап  разработка плана урока. План урока — это конечный результат подготовительной работы преподавателя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана с учетом реально­го продвижения в изучении темы. В плане урока указывают:

  1. тему и номер урока в теме;

  2. базовый учебник;

  3. цель;

  4. задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные);

  5. тип урока;

  6. формы работы обучающихся (групповая, индивидуальная и т.д.)

  7. перечень и место учеб­ных демонстраций;

  8. время на каждый этап урока;

  9. необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия;

  10. структуру урока — последователь­ность учебных ситуаций при изложении учебного материала и прове­дении самостоятельной работы обучающихся.

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

  • Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.

  • Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

  • Подготовка к активной учебной деятельности каждого обучающегося на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.

  • Сообщение нового материала.

  • Решение учебной задачи.

  • Усвоение новых знаний.

  • Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).

  • Закрепление изученного материала.

  • Обобщение и систематизация знаний.

  • Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).

  • Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

  • Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку преподавателя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для обучающегося по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

  • цель освоения учебного содержания;

  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

  • основные понятия темы;

  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет:

  • увидеть учебный материал целостно и  системно;

  • проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса;

  • гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке;

  • согласовывать действия преподавателя и обучающихся;

  • организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения,

  • осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;

  • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

  • системно формировать у обучающихся УУД;

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

  • освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам);

  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;

  • обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

  • используются эффективные методы работы с информацией;

  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

  • хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;

  • преподаватель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

  • урок должен быть проблемным и развивающим: преподаватель сам нацеливается на сотрудничество с обучающимися и умеет направлять обучающихся на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • преподаватель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;

  • вывод делают сами обучающиеся;

  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

  • времясбережение и здоровьесбережение;

  • в центре внимания урока - дети;

  • учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей;

  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;

  • планирование обратной связи;

  • урок должен быть добрым.

Преподаватель должен опираться на принципы педагогической техники:

  • свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать обучающегося с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

  • деятельности (освоение обучающимися знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

  • идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих обучающихся);

  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет? Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.

Выводы:

  1. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

  2. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

  3. Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода:

  • необходимо развивать у обучающихся способности самостоятельно  ставить учебную задачу;

  • проектировать пути их реализации;

  • контролировать и оценивать свои достижения.

Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что преподаватели, которые многие годы (а большинство преподавателей в наших СПО – это люди старше 35 лет) работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Преподавателю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт.




Список использованной литературы

  1. Агафонова С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [электронный ресурс] // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/sut-izmeneniy-sovremennogo-uroka-s-vvedeniem-federalnogo

  2. Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..

  3. Гурьянова О.Н. Изучение информатики в условиях ФГОС.// Материалы XII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки"ИTO-Ростов-2012" [режим доступа: http://rostov.ito.edu.ru/2012/section/200/95181/]

  4. Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah-vvedeniya-fgos

  5. Кирьянова Е.А. Новые подходы к планированию уроков в рамках введения ФГОС второго поколения [электронный ресурс] // http://www.profistart.ru/ps/blog/35203.html

  6. Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah

  7. Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // http://sukhodol-sch1.ucoz.ru/metod_kop_doc/metod_nedelya/Habarova.pdf

  8. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. //Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г.http://gymnasium43.ucoz.ru/obraz_process/doclad.pdf





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!