Методы и формы обучения проектной деятельности в области знаний «Искусства»
2 часть
Проект - индивидуальная деятельность ученика. Даже в групповом выполнении каждому отводится индивидуальная роль. В ходе выполнения ученик само реализуется. Его личностные качества совершенствуются:
• анализ ситуации (потребление, экономия, экология, технология);
• оценка идеи, возможности;
• выбор способа;
• изготовление.
В результате обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся. Роль педагога - курировать условия создания проекта. Для этого он должен обладать уровнем общей культуры, творческими способностями, развитой фантазией, быть инициативным. В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Таким образом, учебный проект для него – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы, путем решения задач, вытекающих из этой проблемы, при рассмотрении ее в определенной ситуации. Поэтому постановка проблемы эта вкдущая характеристика метода проекта.
Чечель Д.И. для типологии проектов предлагает следующие типологические признаки:
1.Доминирующая деятельность в проекте:
• исследовательская,
• поисковая,
• творческая,
• ролевая,
• прикладная (практико-ориентированная),
• ознакомительно-ориентировочная, и пр.,
• исследовательский проект, игровой,
• практико-ориентированный, творческий.
2.Предметно-содержательная область:
• моно проект (в рамках одной области знания).
• межпредметный проект.
3.Характер контактов:
• среди участников одной школы,
• класса,
• города,
• региона,
• страны,
• разных стран мира.
4.Количество участников проекта:
• личностный,
• парный,
• коллективная деятельность.
5.Продолжительность проекта:
• краткосрочный,
• средней продолжительности,
• долгосрочный.
6.Также проекты отличаются друг от друга результатом:
• поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.),
• мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод..)
Проектирование личностно-ориентированного образовательного процесса по ФГОС предполагает:
• выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью всего образовательного процесса;
• развитие его способностей как индивидуальных возможностей, признание того, что развитие индивидуальных способностей - основная цель образования;
• предоставление каждому обучающемуся возможности проектировать собственную образовательную траекторию на основе выбора содержания образования в соответствии с направленностью приоритетных образовательных областей и с прогнозируемым уровнем достижений по учебному предмету;
• создание условий для осуществления деятельностного подхода к обучению, разработку обучающих технологий, обеспечивающих перевод обучающихся в режим саморазвития.
Применения проектного, проблемного и поисково-исследовательского методов, всегда положительно влияют на качественные изменения личности обучаемого, такие как сообразительность, мышление, воображение, ответственность, память, внимание, сила воли, интеллект и творческие возможности человека.