СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей профессиональной деятельности педагог-психолог руководствуется целым рядом нормативно-правовых документов: конвенция о правах ребенка, закон «об Образовании» № 273 - ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом; инструктивным письмом Министерства образования РФ «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения; Решение коллегии Министерства образования от 29 марта 1995 г 7/1; Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях; методическими рекомендациями; стандартом педагога-психолога; этическим кодексом психолога. 

Просмотр содержимого документа
«Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога»

Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога



В своей профессиональной деятельности педагог-психолог руководствуется целым рядом нормативно-правовых документов: конвенция о правах ребенка, закон «об Образовании» № 273 - ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом; инструктивным письмом Министерства образования РФ «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения; Решение коллегии Министерства образования от 29 марта 1995 г 7/1; Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях; методическими рекомендациями; стандартом педагога-психолога; этическим кодексом психолога.

«Кодекс профессиональной этики  обязанности и ответственность педагогических работников, в том числе и педагогов-психологов, установлены ст. 48 Закона № 273-ФЗ. В частности, согласно п. 6 ч. 1 ст. 48 педагог-психолог обязан учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями». [8]. «Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. На федеральном уровне требования профессиональной этики для педагогических работников законодательно не установлены, однако любая организация, имеющая № 273-ФЗ статус юридического лица, вправе принимать локальные нормативные акты, которые становятся юридически обязательными для ее работников» [8].

24 июля 2015 г. вышел приказ № 514н «об утверждении профессионального стандарта педагога-психолога (психолога в сфере образования)». Именно этот документ регламентирует всю профессиональную деятельность психолога в школе.

Согласно этому документу основная цель деятельности «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления» [12].

Данный документ регламентирует все аспекты психолого-педагогической деятельности, описывает все трудовые функции и действия.

В функционал деятельности психолога входит проведение исследований, разработка и реализация психодиагностических, психокоррекционных, развивающих программ. Еще одной важной функцией является распространение современных психологических знаний, проведение психологического просвещения среди педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся; внедрение в практику работы образовательной организации новейших психологических разработок. То есть психолог должен проводить постоянную непосредственную работу по сопровождению всех субъектов образования.

По стандарту психолога и общей характеристики специальности «Педагогика и психология» психолог реализует несколько видов профессиональной деятельности.

«Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на коррекцию проблем психологического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы, оказание психологической помощи детям данной категории» [15]. Коррекционно-развивающая работа подразумевает участие в формировании адаптированных образовательных программ, составление программы коррекционной работы для каждого обучающегося с особыми образовательными потребностями учитывая рекомендации заключений психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), участие психолога в школьном консилиуме, диагностика динамики развития обучающегося, ведение диагностических карт обучающихся, написание заключений, проведение коррекционно-развивающих занятий с учеником или группой учеников, консультирование родителей (законных представителей) и педагогов по проблемам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), составление рекомендаций по работе с данной группой детей.

Блок коррекционно-развивающей работы может быть подразделен на непосредственно развивающую и коррекционную деятельность. При этом оба вида деятельности могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Под развивающей работой следует рассматривать «формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности [15]. Следует заметить, что развивающая работа направлена на людей нормотипичной группы. А коррекционная работа в большей степени направлена на детей с особыми образовательными потребностями, при этом психолог не может работать индивидуально. Его деятельность должна сочетаться с деятельностью педагогов, логопедов, дефектологов, тьютеров. При работе с детьми, имеющими особые возможности здоровья необходимо иметь дополнительную квалификацию (клиническая психология, специальная психология).

«Консультирование (индивидуальное и групповое) – помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации и активизации личностных особенностей; содействие социальному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии» [15]. Эта работа заключается в подготовке и проведении консультаций для учащихся, их родителей (законных представителей), педагогов, администрации школы, участие в родительских встречах и собраниях, советах профилактики, беседах-справках по вопросам развития, воспитания и обучения школьников, также осуществления профессиональной педагогической деятельности.

«Психологическое просвещение (и образование) – формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности» [15].

Психолог может осуществлять психологическое посвящение через консультативную деятельность, индивидуальные беседы, формирование рекомендаций, участия в педагогических советах, участие в советах профилактики школы, выступления на родительских собраниях, проведения классных часов для учащихся, размещения материалов на школьном сайте, формирование собственного личного сайта психолога, выступления на семинарах, конференциях, публикацию статей, введение в учебный план образовательных организаций уроков психологии. Психологическое просвещение одно из ведущих направлений деятельности психолога образования. Это направление может являться профилактическим, так как позволяет предотвратить проблемные ситуации связаннее с взаимодействием людей внутри образовательной организации. Оно помогает научить предвидеть и решать проблемные и конфликтные ситуации; лучше понять социальные процессы, происходящие в школьных коллективах; учитывать психологию и физиологию детей на разных ступенях образования; помогает выстраивать правильную коммуникацию между субъектами образования. Формы такой работы разнообразны, это не только лекции. Просвещение можно проводить в форме дискуссии, диалога, игры, тренинга, анализа сложных ситуаций, работы психологических клубов, участие в школьных методических объединениях, организации конференций, выставок, размещение информационных стендов, плакатов.

Согласно И. В. Дубровиной психологическое просвещение должно знакомить педагогов с достижениями в области педагогической, социальной, возрастной психологии; а учащимся помочь в самовоспитании и саморазвитии; кроме того, оно популяризирует психологию как науку и стимулирует в получении психологических знаний.

Введение же в практику образовательной организации уроков психологии делает процесс психологического просвещения целенаправленным и систематическим. Для реализации таких уроков психолог должен иметь дополнительную педагогическую квалификацию, обладать ораторскими и коммуникативными способностями, умениями удерживать внимание аудитории, использовать педагогические теории, технологии и практики. Реализуя это направление деятельности, психолог должен умело сочетать в себе не только психологические знания и умения, но и педагогические знания: умение мотивировать обучающихся, менять в ходе занятия виды деятельности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, владеть знаниями об отметке и оценке, уметь корректно оценить деятельность учащихся на уроке, знать технологию построения различных видов уроков, уметь работать в рамках деятельностного подхода, дифференцировать материал уроков в зависимости от индивидуальных особенностей детей, работать в системе инклюзивного образования.

Научно-методическая работа одна из важнейших сфер деятельности психолога. Необходимость совершенствовать свои знания и постоянно повышать квалификацию является основой для работы специалиста. Невозможно обойтись без современных исследований в различных областях науки. Психология развивается очень стремительно и постоянно, появляются новые методики и технологии, новый инструментарий психолога, отражающий изменения в обществе и новые тенденции развития науки и образования. Невозможно использовать устаревший инструментарий для решения современных задач школы. Психолог, как и вся система образования должны находиться в постоянном поиске и саморазвитии. По словам И.В. Дубровиной психолог «соче­тает в себе ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению знаний о ребенке, а практика - в том, что он при­меняет эти знания». Работая в школе, каждый специалист разрабатывает собственные применимые к данной ситуации приемы и методы, постепенно становясь методистом. У каждого практика возникает необходимость в проведении собственной научной работы. Кроме того, именно в практике появляется большой материал для исследований и построения собственных теорий, разработки собственных программ и траекторий решения возникающих ситуаций.

Следующим направлением деятельности является социально-педагогическая деятельность школьного психолога. Это одно из самых сложных направлений, так как работа в рамках данного направления сталкивается с особо критичными ситуациями. К таким ситуациям можно отнести: коррекцию и профилактику девиантного и деликвентного поведения, нормализацию отношений с окружающим миром, работа с проблемой суицида, употребления психоактивных веществ. Реализуя это направление, психолог работает с различными инстанциями, такими как: комиссия по делам несовершеннолетних, центры социальной помощи и поддержки населения, психолого-медико-педагогические комиссии, детские дома, центры по реабилитации и т. д.

Важным видом работы педагога-психолога (психолога системы образования) является профилактика. И. В. Возняк описывает это направление следующим образом: «Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, профессионального выгорания педагогов; выявление и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье педагогов и обучающихся; формирование у всех участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни; разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказании помощи в вопросах воспитания, обучения и развития [15]. Профилактика тесно связана с такими направлениями деятельности как просвещение и диагностика. Формами профилактики могут быть: беседы, тренинги, консультации, собрания, уроки, беседы, приглашение специалистов. Основными проблемами профилактики являются: дезадаптация, девиантное поведение, суицид, употребление психоактивных веществ, конфликты, личностные проблемы, проблемы в семье.

Как уже подчеркивалось ранее большую часть времени в работе педагога-психолога (психолога системы образования) занимает диагностика. Диагностика может быть, как индивидуальной так и групповой. Любой вид деятельности психолога, будь то коррекция, профилактика или развитие подразумевает проведение диагностики на начальном, промежуточном и заключительном этапе. Диагностика помогает определить индивидуальные особенности личности, склонности, потенциальные возможности, выявляет причины нарушений. В практике образовательных организаций есть плановые виды диагностики, такие как: диагностика адаптации в 1, 5 и 10 классах, диагностика развития во 2, 3, 6, 7, 8 классах, диагностика профессиональных склонностей, диагностика готовности к переходу из начальной школы в среднее звено, диагностика готовности к выбору профессии, а также диагностика личностных качеств, обучающихся (самооценка, конфликтность, социальный статус, темперамент, характер, коммуникативность, творческие способности). Существуют и внеплановые диагностики, которые направлены на решение конкретных запросов учащихся, педагогов, родителей (законных представителей), администрации школы и вышестоящих и смежных организаций. Именно поэтому психологическая диагностика занимает значительную часть времени психолога. И по нашему мнению необходимо иметь в штате школьной психологической службы отдельного специалиста психолога-диагноста.

Нельзя забывать и об экспертной функции педагога-психолога (психолога системы образования). Данная функция подразумевает «психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения; оценка альтернативных решений и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса» [15]. Эта функция говорит о том, что психолог образования должен хорошо владеть организационно-методической педагогической деятельностью, знать специфику деятельности педагога и быть включенным во все вопросы, связанные с осуществлением образовательной и воспитательной работы.

Немалое значение для работы школьного психолога имеет ведение документации. С одной стороны деятельность психолога должна быть полностью «прозрачной» и проверяемой, с другой необходимо соблюдать закон конфиденциальности. К специфическим видам отчетности относятся: организационно-методическая документация (положение о психологической службе образовательного учреждения, должностные инструкции педагога-психолога, график работы, циклограмма рабочего времени); рабочая и отчетная документация (статистическая справка и проблемно-ориентированный анализ педагога-психолога за учебный год, журнал учета индивидуальных и групповых форм работы, журнал консультаций, банк данных, информационные справки по направлениям деятельности работы с различными категориями детей и взрослых, справки по итогам групповых исследований и заключения по результатам проведения индивидуальных обследований); ответы на запросы субъектов образования.

Действительно мы видим очень большой спектр профессиональных обязанностей. Если мы будем учитывать наполняемость классов примерно по 25 – 30 обучающихся и наполняемость школы около 1000 учащихся с их родителями (законными представителями), педагогов, администрацию школы и вышестоящие инстанции, то несомненно, что одному психологу такая нагрузка не под силу. Именно поэтому практика образовательных организаций в условиях реализации ФГОС требует создания школьных психологических служб и включение их в профессиональные сообщества районных психологических служб.

Список использованной литературы



  1. Аминов II. Л., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 5. С. 108.

  2. Бачманова II. Ф„ Стафурина II. Л. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1985. Вып. 5. С. 76.

  3. Верняева Т. А. Профессионально-личностный портрет психолога. С. 48—49.

  4. Дружинин В. //. Экспериментальная психология. С. 32.

  5. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. : Чистые пруды, 2007. Портал психологических изданий PsyJournals.ru  https://psyjournals.ru/education21/issue/55015_full.shtml [Профессиональные компетенции практического психолога в образовании - Психология образования в XXI веке: теория и практика] [1, с. 3–4].

  6. Исаева Н.А. Профессиональные компетенции практического психолога в образовании // Психология образования в XXI веке: теория и практика. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/education21/issue/55015_full.shtml [Профессиональные компетенции практического психолога в образовании - Психология образования в XXI веке: теория и практика]

  7. Малебашева Г. В. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности военного психолога-женщины : автореф. дис.... канд. психол. наук. М.: Военный университет, 2006. С.

  8. Падчин И.В.,  юрист-эксперт электронной системы «Образование». Справочник педагога-психолога. Школа, №11, 2013 г. https://l-pankova.ru

  9. Модуль I. Правовое регулирование профессиональной деятельности https://studfile.net/preview/5350698

  10. . Полякова О. Б «Психологические особенности выбора профессии педагога-психолога» https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-osobennosti-vybora-professii-pedagoga-psikhologa

  11. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/education21/issue/55015_full.shtml [Профессиональные компетенции практического психолога в образовании - Психология образования в XXI веке: теория и практика]3

  12. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098/

  13. Пряжников II. С.Пряжникова Е. Ю. Психология труда : учеб, пособие

  14. Самоукина Н.В. (ПИ РАО) Синдром профессионального выгорания, «Медицинская газета» №43 – 8 июня 2005 г. «Синдром эмоционального выгорания»

  15. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность / сост. И. В. Возняк и [и др.]. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014. Стр. 15

  16. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екате­ринбург, 2009.

  17. Современный психологический словарь / сост. И общ. Ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко, - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007 г., стр 605

  18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология». М., 2010.

  19. Фоменко Н. А. Статья «Компетентность и компетенция: понятие и сущность» https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2361

  20. Шамизов А. Д. Диссертация «Психологическое содержание, структура и факторы профессиональных намерений педагогов-психологов на этапе обучения в вузе» (https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskoe-soderzhanie-struktura-i-faktory-professionalnykh-namerenii-pedagogov-psikh

  21. Эстерле А. Е. диссертация «Психолого-педагогические условия профессионального саморазвития педагогов-психологов» http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/psihologo-pedagogicheskie-uslovija-professionalnogo-samorazvitija-pedagogov.html