«Особенности адаптации первоклассников к условиям школы»
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Не все дети, поступающие в школу, готовы к обучению, готовы принять новую роль – роль ученика, которую предлагает ему новый социум – школьная среда. Это касается абсолютно всех детей, даже тех, кто в силу определенных обстоятельств, вынужден обучаться в школе-интернате.
Адаптация - сложный, многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив. Адаптация - это часть сложного, противоречивого, динамичного процесса, этап самореализации личности, направленный на присвоение социальных норм и ценностей.
Школьная адаптация — процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением (М.М. Безруких).
Начало обучения – очень напряженный период еще и потому, что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил.
Основными критериями адаптированного первоклассника являются:
умения, позволяющие устанавливать межличностные отношения со сверстниками, воспитателями и педагогами;
положительное отношение к школе;
адекватное восприятие школьных требований;
легкое усвоение учебного материала;
проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений;
благоприятное статусное положение в классе и др.
Адаптация организма ребенка к новым условиям жизни и деятельности, осложняется физическими и интеллектуальными нагрузками. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Общение между учителем и воспитателем позволяет обмениваться информацией, получать рекомендации как по индивидуальному подходу к школьнику от воспитателя, так и по специфике протекания образовательного процесса от учителя. На вечерних занятиях воспитатель способствует закреплению полученных на уроках знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Это существенно облегчает процесс адаптации к новым условиям.
Важным показателем удовлетворительного пребывания ребенка в школе является его эмоциональное состояние, ведь оно тесно связано с успешной учебной деятельностью, влияет на усвоение принятых норм поведения, на успешность социальных контактов и формирует внутреннюю позицию школьника. Надо помнить, что поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. Поэтому важно организовывать совместные прогулки, использовать игровые методики, создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.
Дети быстро ощущают определенные изменения привычного уклада их жизни, которые могут повлечь за собой обиду и разочарование. Самое первое неприятное переживание, с которым предстоит столкнуться ребенку, пришедшему в школу - это разлука с мамой и другими значимыми взрослыми. Рядом с ним, конечно же, находятся заботливые учителя и воспитатели, готовые в любой момент помочь и поддержать. Однако формирование у ребят готовности принимать предлагаемую поддержку, требует определенного количества времени. Т
Важно поддержать в ребенке его стремление стать школьником, формировать учебную мотивацию. Наша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. В начале учебного года обсудили с детьми те правила и нормы, с которыми они встретились в школе.
Таким образом, приспособление (адаптация) ребенка к условиям школы происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Надо помнить, что гармоничное развитие ребенка во многом зависит от грамотной организации процесса адаптации к учебному заведению.
Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья способствует внеклассная работа, которая включает в себя: работу классного руководителя, воспитателя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга.
Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимым видом деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей, приучает к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем в общешкольных спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами школьного ученического коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.
Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.
Основная цель: приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей. Результатом такого творчества стало множество поделок, выполненных руками ребят
В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т. д., проводимые в школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.
Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе.
Таким образом, наша школа делает всё возможное, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья получали достойное образование и развитие.