СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности проведения физкультурного занятия у детей раннего возраста" методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существуют особенности проведения  физкультурных  занятий у  малышей.  Предлагаю разработку  по  проведению  физкультурных занятий  у  детей раннего  возраста.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности проведения физкультурного занятия у детей раннего возраста" методическая разработка»

«Движение – здоровье,

Движение – радость,

Движение – развитие»

В.А.Шишкина

Особенности проведения физкультурных занятий в раннем возрасте.

Вопросы здоровьесбережения являются наиболее актуальными в образовательных концепциях детских садов. Целями реализации образовательной области «Физическое развитие», определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) является:

-Развитии показателей таких физических качеств, как скорость, сила, выносливость, гибкость и умение координировать свои движения;

-Пополнении багажа первейших движений (бег, ходьба, прыжки);

тренировке правильной осанки и устойчивого положения тела;

-Воспитании осознанной необходимости в физической активности.

Движение — одна из ведущих линий развития детей раннего возраста. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека. Кроме того, двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Поэтому образовательная деятельность в области физической культуры призвана не только формировать умения и навыки двигательного характера, но и помогать поддерживать психическое здоровье младших дошколят.

Физкультура с детьми 1,5–3 лет проводится три раза в неделю. Если погода позволяет, то одно из них организуется на улице. Занятия физкультурой являются одним из векторов реализации задач образовательного направления «Физическая культура», поэтому тематика согласуется с темами других направлений, что отражается в перспективном планировании. Кроме того, составление плана позволяет рационально сгруппировать виды активности малышей и подобрать игровые упражнения для осуществления целей и задач занятия.

Организация и методика проведения физкультурного занятия.

Физкультурное занятие – основная форма обучения детей физическим упражнениям, носит учебную направленность.

Каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих друг друга. Важно, чтобы спокойные игры сочетались с подвижными, и наоборот. Чтобы знания, умения и навыки закреплялись, необходимо многократное повторение пройденного. Внимание детей непроизвольно и кратковременно, учитывая этот факт, необходимо заранее планировать занятие так, чтобы избежать переутомления. Для детей раннего возраста характерны: образное мышление и сравнительно небольшой двигательный опыт, поэтому показ движений на занятии физкультурой имеет первостепенное значение. Малышам необходима положительная оценка их деятельности на каждом этапе занятия. Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей.

Основой построения занятия является его структура.

Структура физкультурного занятия представлена тремя частями:

-Вводная часть или подготовительная (1-2мин.)

-Основная (8-10 мин.)

- Заключительная (1-3 мин.)

Вводная часть включает упражнения, оказывающие стимулирующее воздействие на весь организм ребёнка. Упражнения динамического характера: различные варианты ходьбы, бега, прыжков. Упражнения на внимание, танцевальные шаги, упражнения для формирования стопы.

Основная часть включает гимнастические упражнения, направленные на тренировку различных мышечных групп, совершенствование координационных способностей. В структуру основной части включено последовательное обучение, закрепление и совершенствование основных видов движения. Кроме того, данные движения активно реализуются детьми в подвижных играх.

Заключительная часть представлена упражнениями на расслабление, дыхательными упражнениями. Их цель – обеспечить максимальное восстановление функций организма за достаточно короткий промежуток времени. Для этого используются дыхательные упражнения, которые могут сочетаться со спокойной ходьбой, а также релаксацией, играми малой подвижности.

Рекомендуемое количество детей в группе для занятий по физическому развитию и их продолжительность зависит от возраста детей.

(по Ильиной)

Возраст детей

от 1г. до 1г.6м

от 1г. 7м. до

2 лет

от 2лет 1 м.

до 3 лет

старше 3 лет

Число детей

2-4

4-6

8-12

Вся группа

Длительность

занятия

6-8 мин.

8-10 мин.

10-15 мин.

15 мин.





Виды занятий физической культуры в первой младшей группе:

-традиционные, в которых отрабатываются упражнения разного характера, сгруппированные под общую тему;

-сюжетные, то есть занятиями, проводимыми от имени сказочного персонажа (игрушки или педагога в соответствующем костюме, например, медведя, зайца, колобка и др.);

-ритмическая гимнастика (к примеру, организованными по типу гимнастики пробуждения).

-нетрадиционная (к примеру, совместное с родителями занятие на воздухе или поход в бассейн).

Как правило, можно использовать элементы всех видов занятий в одном, что позволяет разнообразить набор упражнений, а также способствует всестороннему развитию детей в рамках отведённого на занятии времени.

С самыми младшими ребятами практикуются только общеразвивающие упражнения, то есть задания, включающие отдельные или в сочетании друг с другом движения, доступные в исполнении и при этом воздействующие на конкретные группы мышц, что позволяет дозировать нагрузку.

Способы организации детей на занятии:

-Фронтальный

-Групповой

-Индивидуальный

При фронтальном способе организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные движения. Фронтальный способ организации обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей.

Групповой способ - обеспечивает возможность самостоятельного упражнения знакомых движений небольшой группе детей, что позволяет воспитателю обучать другую группу двигательному действию. После того как дети выполнят задание несколько раз, подгруппы меняются местами.

При индивидуальном способе, ребенок делает упражнение самостоятельно, а воспитатель проверяет качество выполнения и даёт соответствующие указания.

На одном занятии можно чередовать способы организации детей.



Методические приёмы для физкультурных занятий

В работе с малышами 1,5–3 лет педагогу потребуются все виды приёмов, позволяющие реализовать цели, задачи занятий конкретного учебно-воспитательного направления, и быстрее адаптировать детей к новым условиям взаимодействия со сверстниками и взрослыми в целом.

Наглядные приёмы

Переход от манипулятивного к наглядно-образному типу мышления детей первой младшей группы определяет ценность наглядности на занятиях, которая воплощается:

- картинками с изображением детей или мультипликационных персонажей, занимающихся физической культурой, в том числе и демонстрирующие порядок выполнения упражнения или игры (например, пальчиковой игры);

сопровождением к речевым средствам (например, картинками с героями загадок или стихотворений, литературными персонажами по теме);

-игрушками-персонажами для занятия;

-атрибутами для занятия (гимнастическими палками, мячами, массажными мячиками, кеглями, обручами и пр.);

-демонстрацией, то есть выполнением педагогом всех упражнений и игровых действий в качестве наглядного объяснения задания;

Речевые приёмы

Малыши 1,5–3 лет только начинают осваивать речь, поэтому в работе с ними слово играет важную роль, даже несмотря на то, что физкультурные занятия, по сути, не предполагают пространных монологов и диалогов. Речевые приёмы на занятиях по физкультуре не только разъясняют задания, но и мотивируют малышей на работу.

-Объяснение

Этот речевой приём в первой младшей группе имеет ряд особенностей. Во-первых, предложения должны короткими, во-вторых, высказывания педагога должны строиться на знакомых малышам словах. Так, например, из личного опыта могу сказать, что разъяснение упражнения «Доползи до цели» я строю так: «Вы должны проползти, как совсем малыши, до погремушки. Объяснения следует насыщать жестами и мимикой, обогащая таким образом копилку средств выразительности у детей.

-Беседа

Как уже отмечалось выше, дети первой младшей группы только-только начинают говорить, поэтому диалог с ними, а беседа предполагает именно эту форму взаимодействия, получится с трудом. Однако отказываться от приёма не стоит: вопросы нужно формулировать так, чтобы малыши могли ответить «да» или «нет», а также используя освоенные слова. Например, перед выполнением общеразвивающих упражнений педагог спрашивает:

«Ребята, нам не нравится болеть, да?»;

«Чтобы прогнать все болезни, нужно выполнять физические упражнения. Будем с вами прогонять болезни?;

Рифмовки

Рифмовки обычно используются для мотивации детей к началу выполнения упражнений вводного этапа, а также как проговаривание к пальчиковым упражнениям:

-Интересные сюжеты

Дети любят сказки, а тем более, если сказочные персонажи приходят в гости. Так, занятие, построенное после прослушивания сюжета можно мотивировать: «Смотрите, ребята: оказывается, чтобы что-то получилось, нужно хорошенько потренироваться. Вот мы сейчас и проверим, усвоили ли вы это правило».

Игровые приёмы

Самая продуктивная группа приёмов, учитывая то, что работа с малышами первой младшей группы имеет игровую форму. На физкультурных занятиях используется три вида игр:

1.Дидактические, призванные познакомить или обобщить материал занятия;

2.Подвижные, составляющие основу двигательного режима на физкультурном занятии;

3.Театрализованные, представляющие материал занятия в образах






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!