Просмотр содержимого документа
«Особенности проведения Всероссийских олимпиад школьников по астрономии»
Особенности проведения Всероссийских олимпиад школьников
по астрономии.
В настоящее время особое значение приобретают интеллектуальные соревнования обучающихся в отдельных областях, например, Всероссийские предметные олимпиады школьников, которые позволяют выявить не только уровень знаний фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Олимпиады - одна из наиболее эффективных и распространенных форм внеурочной работы с учащимися. Данного рода соревнования стимулируют учащихся к углубленному изучению предмета, в том числе астрономии, привлечению к научно-исследовательской работе, выявляют среди них наиболее талантливых и перспективных.
Однако на современном этапе школьного образовательного процесса все меньше учебного времени уделяется естественнонаучным дисциплинам, а на изучение астрономии отводится всего 1 час. Несмотря на это, астрономические олимпиады различного уровня (муниципальные, региональные) проводятся ежегодно. Поэтому необходимо начинать проводить внеурочную деятельность по астрономии с учащимися младшего возраста. А начинать участвовать в городских астрономических олимпиадах желательно с 7-8 класса. Это дает возможность получить опыт решения олимпиадных задач. Астрономия, особенно в 7-8 классах, является во многом описательной наукой. От школьника требуется не столько получить число, совпадающее с ответом, сколько показать свои знания по теме задачи, умение объяснять явления или понятия. Основная трудность в проведении астрономической олимпиады состоит в том, что астрономия изучается в выпускном классе. Если учесть, что муниципальный этап проходит в первой половине учебного года, когда ученики изучили только часть курса астрономии, что и вызывает трудность у учеников при выполнении заданий олимпиады. Как показывает анализ, олимпиада направлена на выявление тех учащихся, которые овладевают азами астрономии в индивидуальном порядке. Поэтому астрономическая олимпиада служит стимулом для оживления процесса обучения астрономии в средних школах.
Олимпиадные задания должны выявить действительно сильнейших, поэтому наряду с задачами, которые могут привлечь учеников к астрономии, в ней даются задачи повышенной трудности, решение которых посильно единицам учеников.
Еще одной особенностью проведения астрономических олимпиад является межпредметный характер ее заданий, особенно с математикой, физикой, географией, историей, литературой.
Используются и такие задачи, решение которых требует от ученика выхода за рамки программы по астрономии. Самое главное здесь состоит в том, чтобы использовать те знания, которые являются основой элементарной астрономии. Поэтому использование формулы Погсона, понятий абсолютной звездной величины, светимости могут быть использованы в заданиях для любых возрастных групп, но они должны быть и наиболее высоко оцениваемыми.
Надо поощрять работы, использующие нестандартные подходы при решении заданий олимпиады, которых, к сожалению, мало. В тоже время, иногда встречаются работы, авторы которых показывают полное незнание астрономии, при неплохом владении математическим и физическим аппаратом.
Вашему вниманию предлагаются некоторые задания муниципального этапа олимпиады школьников по астрономии. (Презентация «Олимпиадные задачи по астрономии»).