СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности психического развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсорно-перцептивные функции. Распространенность недостатков зрения и слуха среди детей с за­держкой психического развития не выше, чем среди нормально развивающихся детей. Вместе с тем совершенно очевидно наличие недостатков восприятия. А. Штраус и Л. Истинен писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смот­рят, но не видят», обобщенно формулируя, таким образом обнаруживае­мую у детей недостаточную целенаправленность восприятия, ведущую к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности. У детей с задержкой психического развития трудности в выделении фигуры на фоне, затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычленить детали рассмат­риваемого объекта, недостатки восприятия глубины пространства, что за­трудняет детям определение удаленности предметов, и в целом недостатки зрительно-пространственной ориентировки. Особые трудности обнаружи­ваются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изо­бражениях. Имеются затруднения в построении цело­стного образа из отдельных предъявленных частей. Формирование целост­ного образа происходит замедленно, поэтому ребенок многого не замечает, упускает детали. Польский психолог X. Спионек (1978) считает отставание в развитии зрительного восприятия, наблюдаемое у детей этой категории, одной из главных причин испытываемых ими трудностей в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Особенности психического развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте»

1 блок 8 вопрос Особенности психического развития детей с ЗПР в дошкольном возрасте


Сенсорно-перцептивные функции. Распространенность недостатков зрения и слуха среди детей с за­держкой психического развития не выше, чем среди нормально развивающихся детей. Вместе с тем совершенно очевидно наличие недостатков восприятия. А. Штраус и Л. Истинен писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смот­рят, но не видят», обобщенно формулируя, таким образом обнаруживае­мую у детей недостаточную целенаправленность восприятия, ведущую к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности. У детей с задержкой психического развития трудности в выделении фигуры на фоне, затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычленить детали рассмат­риваемого объекта, недостатки восприятия глубины пространства, что за­трудняет детям определение удаленности предметов, и в целом недостатки зрительно-пространственной ориентировки. Особые трудности обнаружи­ваются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изо­бражениях. Имеются затруднения в построении цело­стного образа из отдельных предъявленных частей. Формирование целост­ного образа происходит замедленно, поэтому ребенок многого не замечает, упускает детали. Польский психолог X. Спионек (1978) считает отставание в развитии зрительного восприятия, наблюдаемое у детей этой категории, одной из главных причин испытываемых ими трудностей в обучении.

Рассматривая все описанные недостатки восприятия, можно видеть, что связаны они не с первичными сенсорными дефектами, а выступают на уровне сложных, сенсорно-перцептивных функций, т.е. являются следстви­ем несформированности аналитико-синтетической деятельности в зри­тельной системе. Слуховое восприятие. Дети испытывают трудности при выделении звуков в слове. Осязательное восприятие. Дети определяют место прикосновения неточно, иногда во­обще не могут его локализовать. Особенно трудно им локализовать так­тильные ощущения в случае одновременных прикосновений к двум раз­ным участкам кожи. Недостаточность, отставание в развитии двигательных ощущений проявляется в неточности и несоразмерности движений, оставляющих впечатление двигательной неловкости детей, а также в трудностях воспро­изведения, например, поз их руки, устанавливаемых взрослым. Все это от­мечается, естественно, тогда, когда ребенок не видит устанавливаемых поз.

Важно отметить, что в ходе возрастного развития недостаточность восприятия преодолевается, при этом тем быстрее, чем более осознанными оно становится. Быстрее преодолевается отставание в развитии зрительно­го восприятия и слухового. Особенно интенсивно это происходит в период обучения грамоте. Медленнее развивается осязательное восприятие. Моторика. Особые затруднения обнаруживаются при выполнении попеременных движений, например попеременного сгибания в кулак и распрямления пальцев рук или сгибания большого пальца при одновре­менном распрямлении остальных пальцев той же руки. При выполнении произвольных движений, затрудняющих детей, часто проявляется излиш­нее напряжение мышц, а иногда и подергивания. Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изо­бразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем - в трудностях овладения письмом. Все сказанное говорит о необходимости специальных занятий по развитию моторики этих детей в дошкольном возрасте. Внимание. Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на каком-либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве харак­терного признака задержки психического развития. Дети плохо сосредоточиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой деятельности, которой занимаются дети. Недостатки внимания детей с задержкой психического развития в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы. Память. По данным наблюдений, дошкольники с задержкой психического развития обладают худшей памятью, чем их нормально развивающиеся сверстники. Однако различия между детьми этих двух групп не всегда значительны. Показатель непосредственной кратковременной памяти детей с задержкой развития несколько ниже, чем у нормально развиваю­щихся детей, и выше, чем у умственно отсталых дошкольников. Образная память детей с задержкой пси­хического развития менее точна, чем у нормально развивающихся дошко­льников. Т.о., можно видеть, что, несмотря на некоторое отстава­ние в развитии памяти детей с ЗПР, в ее проявлениях наблюдается та же закономерность, которая прослеживается у детей без отклонений в развитии: преобладание нагляд­но-образной памяти по сравнению со словесной. Мышление. У дошкольников с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех видов мышления (нагляд­но-действенного, наглядно-образного и словесно-логического), которое в наибольшей мере обнаруживается по показателям актуального уровня раз­вития и в наименьшей степени выступает при решении задач наглядно-действенного характера. Наглядно-действенный характер мышления проявляется у этих детей в наиболее вы­раженной форме: все этапы решения развернуты, наблюдаются пробы и ошибки, идет формирование специальных пробовательных действий, в то же время нормально развивающиеся дошкольники уже осуществляют мысленные прикидки действий. К особенностям мышления детей с ЗПР относятся также недостаточная ориентировка в условиях задачи и импульсивность действий. Отставание дошкольников интересующей нас группы от нормально развивающихся сверстников по уровню развития наглядно-образного мышления выражено значительно больше. Дети с задержкой развития по количеству и качеству решений ближе к нормально развивающимся, чем к умственно отсталым. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышле­нию, т.е. переход к оперированию наглядно представленными условиями задачи во внутреннем плане, является чрезвычайно важным этапом в раз­витии мыслительной деятельности в целом. Он выступает как предпосылка развития словесно-логического мышления, осуществляющегося целиком во внутреннем плане. по уровню сформированно всех трех видов мышле­ния они отстают от нормально развивающихся сверстников, но это отста­вание проявляется неравномерно. В наименьшей мере оно проявляется в наглядно-действенном мышлении, особенно если учитывать зону ближай­шего развития. Очень велико отставание в развитии наглядно-образного мышления, где даже с учетом потенциальных возможностей оно достигает статистически значимых величин. Тем не менее изучаемые дошкольники оказываются ближе по своим результатам к нормально развивающимся де­тям, чем к умственно отсталым. Развитие словесно-логического мышления у них также значительно отстает но сравнению с тем. что наблюдается у нормально развивающихся сверстников. При этом обнаруживается выра­женная неравномерность в формировании разных проявлений этого вида мышления.Значи­тельное отставание обнаруживается в проявлениях возможности осущест­влять суждения и умозаключения. Речь. О недостатках речи у многих детей с задержкой психического разви­тия свидетельствует прежде всего запоздалое появление первых слов и первых фраз. Затем отмечается замедленное расширение словаря и овладе­ние грамматическим строем, в результате отстает формирование эмпири­ческих языковых обобщений. Нередко имеются недостатки произношения и различения отдельных звуков. Наиболее весомый вклад в изучение особенностей речи дошкольни­ков этой категории внесли Е.С. Слепович и Р.Д. Триггер. Обнаруживаются специфические особенности и за­труднения словообразования. У них, как правило, отсутствует отношение к речи как особой стороне дейст­вительности, особой реальности, которое спонтанно формируется у нор­мально развивающихся детей, начиная со среднего дошкольного возраста. Достаточно успешно используя речь в общении, дети не отделяют комму­никативную функцию речи от других ее функций, не отделяют слов от их предметного содержания, от своих потребностей и действий. Речевой поток для них выступает как нечто целое, они не умеют членить его на слова, тем более они не в состоянии вычленять отдельные звуки в слове. У них отсутствует познавательное отношение к речи, характерное для нормально развивающихся старших дошкольников. Это создает значительные трудности в обучении грамоте.



2б17в. Психотерапия как одно из напрвлений деятельности специального психолога

 В традиционном клиническом представлении под психотерапией подразумевается «система лечебных воздействий на психику и через психику на организм человека».  В более широком психологическом понимании психотерапия объединяет широкий круг   теоретических представлений, методов и практических приемов воздействия на личность и поведение, с целью восстановления психологического баланса и социальной активности человека.     В качестве общей цели психотерапии  выдвигается цель оказания помощи пациентам в изменении своего мышления и поведения таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными.  В качестве научной основы психотерапии выступает научная психология, психологические теории и концепции. При всем разнообразии психотерапевтических подходов существует три основных направления в психотерапии, соответственно трем основным направлениям психологии: это психодинамическое, когнитивно-поведенческое и экзистенциальное направления.

  Общие факторы психотерапии

Изучение  и описание общих факторов психотерапии осуществляется на основе:

    1) того, что происходит с пациентом  в процессе психотерапии;

    2) стиля и стратегий психотерапевтической работы;

    3) этапов психотерапии.

    В качестве общих факторов психотерапии, с точки зрения того, что происходит с пациентом, обычно указывают: 1) обращение к сфере эмоциональных отношений; 2) самопонимание, принимаемое пациентом и психотерапевтом; 3) предоставление и получение информации; 4) укрепление веры больного в выздоровление; 5) накопление положительного опыта; 6) облегчение выхода эмоций.

      В качестве общих элементов стиля и стратегий поведения психотерапевтов, вне зависимости от их теоретической ориентации, выделяют: 1) целевую ориентацию на достижение позитивных изменений, 2) внимание к взаимоотношениям «пациент-психотерапевт», 3) сочетание принципов «там-и-тогда» и «здесь-и-теперь» (то есть использование в ходе психотерапии как материала, связанного с историей жизни пациента, так и с актуальным поведением и межличностным взаимодействием пациента в процессе психотерапии).

    С точки зрения этапов психотерапии указывают следующие общие факторы для всех психотерапевтических подходов:

    1) установление оптимального контакта, вовлечение пациента в сотрудничество, создание мотивации к психотерапии;

    2) прояснение (понимание психотерапевтом  и, в определенной степени,  пациентом) причин и механизмов  формирования симптомов, возникновения эмоциональных и поведенческих нарушений;

    3) определение «психотерапевтических  мишеней»;

    4) применение конкретных методов  и техник, направленных на достижение  изменений (когнитивных, эмоциональных,  поведенческих) и приводящих в  дальнейшем к редукции симптоматики;

    5) закрепление достигнутых результатов; 

    6) окончание курса психотерапии (в  частности, решение проблем, связанных  с возможной зависимостью от  психотерапевта) .

    В целом, общие факторы психотерапии включают в себя:

    1) хорошие отношения и сотрудничество между психотерапевтом и пациентом, что рассматривается как исходная предпосылка, на которой строится психотерапия;

    2) ослабление напряжения на начальной  стадии, основанное на готовности  пациента обсуждать свою проблему  с лицом, от которого он надеется получить помощь;

    3) познавательное обучение за счет  информации, получаемой от психотерапевта;

    4) оперативная модификация поведения  больного за счет одобрения  или неодобрения со стороны  психотерапевта и повторяющегося  коррективного эмоционального опыта в отношениях с врачом;

    5) приобретение социальных навыков  на модели психотерапевта;

    6) явное или скрытое убеждение  и внушение;

    7) усвоение или тренировка более  адаптивных способов поведения  при условии эмоциональной поддержки  со стороны психотерапевта. 

Этапы психотерапии.Выделяются 4 этапа:

1. Контакт. Знакомство, выяснение проблем, установление первичного контакта.
2. Контракт. Выработка терапевтом и клиентом взаимоприемлемых целей и задач психотерапии, определение структуры, обеспечение конфиденциальности и определение границ ответственности, в частной практике - определение размеров и способа оплаты.
3. Собственно психотерапия.
4. Завершение и окончание. Определяется достижением поставленных целей и представляет собой осознанный и планомерный процесс фиксации результатов, подведения итогов и изменения границ ответственности клиента и терапевта. В ряде случаев целесообразен этап поддерживающей терапии с урежающимися сессиями и смещением акцентов с психотерапии на психологическое консультирование.


    Показания к психотерапии

    Основным  показанием к психотерапии является психологическая природа болезненных  симптомов и переживаний пациента. Психологические причины, условия  и механизмы болезненных переживаний  определяют необходимость и стратегии психотерапевтической работы. Показания к психотерапии определяются не только психологическими механизмами заболевания, но  и последствиями   перенесенной болезни.  Последствия болезни  могут быть связаны с клиническими, психологическими и социально-психологическими проблемами. Безусловно, что в каждом конкретном случае показания  к психотерапии определяются не только нозологической принадлежностью, но и индивидуально-психологическими особенностями пациента, в том числе, его мотивацией к участию в психотерапевтической работе. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!