СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности психофизического развития детей 11-17 лет и формирование культуры ЗОЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе онтогенеза - от рождения до зрелых лет ребенок проходит через несколько возрастных периодов, имеющих свои характерные признаки. К ним относятся условия жизни, деятельность, отношения с окружающими, особенности структуры личности и познавательной сферы, анатомо-физиологические особенности и многое другое. Поэтому различные периодизации психического развития базируются на разных основаниях.

Просмотр содержимого документа
«Особенности психофизического развития детей 11-17 лет и формирование культуры ЗОЖ»



Особенности психофизического развития детей 11-17 лет и формирование культуры ЗОЖ

Цель: расширение знаний Граждан о нормативном психофизическом и социальном развитии детей.

Задачи:

- сформировать знания у Граждан с возрастными закономерностями, особенностями психофизического и социального развития детей;

- познакомить Граждан со спецификой развития привязанности и условиях формирования половой, национальной и ролевой идентичности у ребенка.

Вопросы для рассмотрения:

1. Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей.

2. Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь.

3. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

4. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

5. Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.


Введение

Высказывания по ощущениям, которые есть на момент начала второго занятия.

Упражнение «Аббревиатура имени»

Время: 10–15 минут.

Инструкция: сейчас каждый по очереди представится по имени, в котором каждая буква соответствует определенной черте характера.


Упражнение «Мне приятно сказать»

Цель: создание положительного климата и продуктивной рабочей обстановки в группе слушателей курсов.

Время: 5–10 минут.

Инструкция: каждый из участников круга сейчас получит возможность поздороваться с группой и сказать то, что хочет. Единственное условие: приветственную речь нужно начать со слов «Мне приятно вам сказать…» Вы вправе сказать все, что хотите, можете закончить фразу по своему усмотрению, но начало должно быть именно таким».

Характеристика: после инструкции ведущего члены группы, по очереди здороваясь, делятся какой-либо приятной новостью или сообщением с окружающими.


Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей Д.Б.Эльконина

В процессе онтогенеза - от рождения до зрелых лет ребенок проходит через несколько возрастных периодов, имеющих свои характерные признаки. К ним относятся условия жизни, деятельность, отношения с окружающими, особенности структуры личности и познавательной сферы, анатомо-физиологические особенности и многое другое. Поэтому различные периодизации психического развития базируются на разных основаниях.

Наиболее известной в российской психологической науке является возрастная периодизация Даниила Борисовича Эльконина, основанная на подходе к психологии развития, сложившемся в школе Л.С. Выготского.

Ключевыми моментами концепции являются:

Социальная ситуация развития - это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется.

Основной, или ведущий вид деятельности ребенка в этот период, определяющий основное направление развития в том или ином возрасте.

Основные психологические новообразования развития, т.е. та способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущего вида деятельности.

Кризисы - переломные моменты, отделяющие один возраст от другого.

Исходя из классических принципов периодизации, Д.Б. Эльконин подверг тщательному анализу содержательно-предметную сторону деятельности и пришел к выводу о том, что единый по своей природе процесс жизни ребенка в обществе в ходе исторического развития раздваивается, расщепляется на две стороны:

усвоение мотивационно-потребностной сферы личности (усвоение мира общения);

усвоение операционно-технической сферы (усвоение предметного мира).

Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности: на определенном этапе активность ребенка направлена на познание взаимоотношений с людьми, затем наступает этап познания способов употребления предметов - предметно-манипулятивная деятельность. Каждый раз между этими двумя типами деятельности возникают противоречия, которые становятся причиной развития. Кризисами развития называются переходы от одного ведущего вида деятельности к другому. Кризис - своеобразное, поведенческое указание ребенка на возникшую у него потребность перемен: изменения системы отношений со взрослыми, появление нового предмета совместной деятельности со взрослыми, т.е. новой ведущей деятельности. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу, она открывается деятельностью в сфере общения.

Учитывая закон периодичности, Эльконин по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 12 лет - кризисы отношений, вслед за которыми формируется ориентация в человеческих отношениях; 1 год и 7 лет - кризисы, открывающие ориентацию в мире вещей.

Эпоха

Период

Кризисы

Ведущая деятельность

Основные новообразования

На что направлена познавательная деятельность

Какая сфера психики развивается

Раннее детство

Младенчество (от рождения до 1 года)

Новорожденности

Непосредственное эмоциональное общение

Формирование потребности в общении, эмоциональном отношении

Осознание отношений

Личностная (потребностно – мотивационная)

Раннее возраст (1-3 лет)

1 года

Предметно-манипулятивная

Развитие речи и наглядно-действенного мышления

Познание предмета

Познавательные процессы

Детство

Дошкольный возраст (3-6 лет)

3 лет

Ролевая игра

Стремление к общественно значимой деятельности

Познание отношений

Личностная (потребностно – мотивационная)

Младший школьный возраст (6) 7-11 лет)

7 лет

Учебная

Произвольность психических процессов, внутренний план действий

Познание начал науки

Интеллектуально-познавательная

Подростничество

Подростничество (11-14 лет)

11-12 лет

Интимно-личностное общение

Самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости, подчинение коллективным нормам

Познание систем отношений в разных ситуациях

Личностная (потребностно – мотивационная)

Ранняя юность (15-17 лет)

15 лет

Учебно-профессиональная

Формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы.

Познание профессий

Познавательная


III. Подростничество (11-17 лет).

Младшее подростничество (11-17 лет).

Появляется новая деятельность - деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с себе равными, появляются лидеры. Возникает «чувство взрослости» - особая форма новообразования сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельности и отношения. Важно, чтобы круги общения ребенка не выходили из-под контроля взрослых («трудный возраст», «переходный возраст»).

Ранняя юность - старшее подростничество (14-17 лет).

У ребенка вновь появляется потребность к сапопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная (вновь операционно-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы.

Таким образом, в каждом возрастном периоде существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного формирования и развития определенных психологических и поведенческих свойств и качеств - возрастная сензетивность т.е. повышенная чувствительность для развития определенного свойства психики. Так, раннее детство - наиболее благоприятный возраст для развития речи, младший школьный - для развития учебных навыков и умений.

Упражнение «Родиться вновь»

Содержание:

«Сядьте на ковер и закройте глаза. Почувствуйте, как вы расслабляетесь. Если тело наклоняется вперед, позвольте ему сделать это. Если захочется положить руки на пол, положите. Ваше тело может захотеть принять положение ребенка в чреве матери; если вы почувствуете, что для вас это есте­ственно, сделайте это. Станьте маленьким ребенком в материнской утробе. Прислушайтесь к своему дыха­нию. Просто слушайте: воздух входит и выходит. Почувствуйте это...

Вы - маленькое зернышко, слияние двух начал: материнского и отцовского. Вам всего 10 дней. Вы можете начать свой путь. Вы чувствуете себя еди­ным целым. Один... Один... Один... Един... Един...Един…

И в этом чудном единстве вы чувствуете зарождение жизни. Проходит три недели. Постепен­но развивается тело, зарождаются мозг, кровь, сосу­ды. Одна трубочка — самая важная. Она наполня­ется силой и начинает пульсировать. Это бьется ваше сердце. Прошло уже пять недель. Появляются пред­вестники мускулов. Очень быстро развиваются не­рвы. Идет уже седьмая неделя. Вы уже способны почувствовать свое внутреннее движение. Двенадца­тая неделя. Развивается спинной мозг. Вы уже мо­жете почувствовать себя мальчиком или девочкой. Ваше тело растет. Кончается седьмой месяц вашего эазвития. Ваши легкие уже могут дышать воздухом. Кожа постепенно становится гладкой. Вы набираете вес. Идет девятый месяц. Вы становитесь сильным и активным. Вы готовы к жизни. Вы становитесь сильным и активным. Вы готовы к жизни.

Вы знаете, что жизнь зависит не только от вас, - но и от вас тоже. И вы можете уже сейчас подумать и создать ее модель - успешную, интересную, приятную. Вы знаете, что в жизни будут разные периоды - вы будете развиваться быстро и медленно, вам будет хорошо и плохо, вы будете ощущать себя в полете и падении. И потом снова в полете...

И вы знаете, что все это - великая тайна. И все-таки вы уверены, что в жизни есть множество дверей, и в ваших силах от­крыть эти двери и найти то, что вам хочется.

Вы активны и сами можете открывать эти двери. И хотя вы подвержены влиянию внешнего мира, так каь зависите от мамы, папы, учителей, вселенной, вы од­новременно активное начало, и многое в ваших руках. У вас чудесное богатство - вы способны учиться. Вы можете чувствовать и выбирать свое отношение к себе и людям. И вы вправе выбрать любовь.

Скоро вы появитесь на свет - и услышите свое имя, почувствуете свое тело, узнаете, что вы способны любить и принимать любовь. Ваши настоящие чувства станут вашим прошлым. Знайте - ваше будущее за­висит от вас. Вы можете позволить себе жить полной жизнью в настоящем. Задумайтесь еще раз: чего вы хотите от жизни? Переберите вновь свои главные жизненные цели. И теперь спросите себя: «Все ли есть у меня для их осуществления?»

Сегодня мы можем расширить свои горизонты, най­ти недостающие силы, возможности и открыть закры­тые до сих пор двери. Мы можем стать выше, больше и лучше, чем мы есть. Не выше других — но выше себя. Мы можем сегодня собрать всю свою волю, всю способность чувствовать и просветленными вернуться в жизнь. Сделайте глубокий вдох, полный выдох и откройте глаза: упражнение закончено».

Рефлексия: «Расскажите о том, что чувствовали, что получилось в выполнении упражнения, как чув­ствуете себя сейчас?»

Рекомендации: при выполнении упражнения можно использовать музыку; важно обратить внимание на самочувствие участников в момент выполнения упраж­нения.

Характеристика основных возрастных кризисов развития ребенка.

Кризис подросткового возраста - это кризис социального развития, напоминающий кризис 3-х лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.

Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Кризис относится к числу острых. Развитие на этом этапе действительно идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка - личностная нестабильность.

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

Происходит переход от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится к конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Мышление в подростковом возрасте - это не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Второй симптом кризиса – негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса необязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

6. Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). Это период, в котором определяется дальнейшая профессиональная деятельность.

Упражнение «От 0 до 5»

Содержание:

«Пожалуйста, закройте глаза... Вспом­ните свое детство... Вам сейчас нет еще пяти лет. Как вы выглядите? Какую одежду любите носить? Какого примерно роста? Постарайтесь вспомнить, что было самого неприятного в этом возрасте, какие чувства вы. испытывали тогда? Нарисуйте левой рукой свое вос­поминание (не нужно стараться, пусть вашей рукой движут чувства, а не разум). Назовите эти чувства (запишите).

Расскажите, покажите рисунок, объясните, что это».

Рефлексия.

Рекомендации: в зависимости от уровня подготов­ленности участников группы, состава и т.д. можно по­просить их вспомнить любое приятное событие, просто любое событие. Предлагаемый вариант (от 0 до 5) и негативное воспоминание позволят в дальнейшем про­вести параллель с ощущениями собственного ребенка в этом возрасте, понять, как сильно влияют установки родителей на чувства.

Роль психологических потребностей в личностном развитии.

Очень важную роль играют в личностном развитии психологические потребности: привязанность, идентичность, безопасность.

Привязанность – это взаимный процесс образования взаимной связи между людьми, которая сохраняется неопределенное время, даже, если эти люди разделены. Взрослым нравится испытывать чувство привязанности, но они могут прожить и без него. Детям же испытывать чувство привязанности необходимо. Они не могут полноценно развиваться без чувства привязанности к взрослому, т.к. от этого зависит их чувство безопасности, их восприятие мира, их развитие. Здоровая привязанность способствует развитию у ребенка совести, логического мышления, способности контролировать эмоциональные вспышки, испытывать самоуважение, умения понимать собственные чувства и чувства других людей, а также помогать находить общий язык с другими людьми. Позитивная привязанность также помогает снизить риск задержки в развитии.

Девочка 2-х лет постоянно плачет, когда мама уходит их дома. А когда мама возвращается, девочка, хотя и радуется ей, но может и заплакать, сердито выговаривая маме за то, что ушла. На консультации у психолога мама спрашивает, что происходит с ребенком, почему дочка плачет при каждом расставании с матерью?

Для того, чтобы понять, что происходит с двухлетним ребенком, при разлуке с мамой, даже, если она расстается с малышом ненадолго, обратимся к важнейшему психологическому образованию – эмоциональной привязанности ребенка к матери.

Привязанность формируется постепенно. У младенцев старше 6 месяцев начинает явно проявляться привязанность к определенным людям. Обычно, хотя и не всегда, это мать, выступающая как первый объект привязанности. В течение месяца или двух после появления признаков привязанности к матери большинство детей начинают проявлять привязанность к отцу, братьям, сестрам, бабушкам и дедушкам.

Каковы признаки привязанности? Привязанность ребенка проявляется в следующем: объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности малыш реже испытывает страх (например, в незнакомой обстановке).

Привязанность имеет для ребенка определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство безопасности при освоении окружающего мира, столкновении с новым и неизвестным. Привязанность проявляется у младенца ярче всего в ситуации, когда он испытывает страх. Ребенок может не обращать внимание на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких), но, стоит только ребенка чем-либо напугать или взволновать, он тут же обернется за поддержкой к матери или отцу.

С помощью объекта привязанности ребенок оценивает также степень опасности новой ситуации. Например, малыш приближающийся к незнакомой яркой игрушке, останавливается и смотрит на мать. Если на ее лице отразится тревога, или она произнесет что-то испуганным голосом, – ребенок также проявит настороженность и. отвернувшись от игрушки, поползет к матери. Но, если мать улыбнется или обратится к малышу подбадривающим тоном, он снова направится к игрушке.


Поведение родителей и привязанность

Хотя младенцы, по-видимому, обладают врожденной способностью испытывать эмоциональную привязанность, выбор объекта, а также сила и качество привязанности в большой степени зависят от поведения родителей по отношению к ребенку.

Что же наиболее важно во взаимоотношениях родителей и ребенка для развития привязанности? Прежде всего, это способность взрослого чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будь то взгляд, улыбка, плач или лепет. Обычно дети привязываются к родителям, которые быстро и позитивно реагируют на проявленную ребенком инициативу, вступают с ним в общение и взаимодействие, соответствующее познавательным способностям и настроению ребенка. Для иллюстрации рассмотрим две ситуации.

1. Петя, мальчик полутора лет, играет на полу с игрушками. Мать заканчивает работу по хозяйству, подходит к ребенку и наблюдает за его игрой. "Какая красивая машинка и кубики. У тебя получился настоящий гараж, молодец Петя!" – говорит мать. Петя улыбается и продолжает играть. Мама берет книгу, начинает читать. Прошло несколько минут. Петя берет детскую книжку, подходит к матери, и пытается забраться к ней на колени. Мать сажает малыша на колени, откладывает свою книгу и говорит: "Хочешь, чтобы я почитала тебе эту книжку?" Петя отвечает "да", мать начинает читать.

2. Другой двухлетний мальчик, Саша, играет с игрушками. Закончив свои дела, мать говорит ему: "Подойти ко мне, я почитаю тебе интересную книжку". Саша оборачивается, но не подходит к матери, а продолжает увлеченно катать машинку. Мать подходит к сыну берет на руки и говорит: "Давай почитаем". Саша вырывается и протестует. Мать отпускает его, и Саша возвращается к своим игрушкам. Позднее, закончив игру, Саша берет детскую книжку подходит к маме, пытается влезть к ней на колени. "Нет, - говорит мать, - ты не хотел читать, когда я тебе предлагала, а теперь я занята".

В первой ситуации мать была отзывчива и внимательна к ребенку, она ориентировалась на его потребности (дала возможность доиграть в игру), чутко реагировала на инициативу ребенка (просьбу почитать книжку).

Во второй ситуации мать больше склонна "подстраивать ребенка под себя", не считаясь с его потребностями и желаниями.

Психологи установили, что необходимыми качествами, способствующими развитию привязанности ребенка к матери или отцу, являются их теплота, мягкость, нежность в отношениях с ребенком, подбадривание и эмоциональная поддержка. Родители, к которым дети сильно привязаны, давая ребенку указания, произносят их мягко с теплотой, часто хвалят ребенка, одобряют его действия.

В зависимости от поведения родителей, особенностей их взаимодействия и общения с ребенком у малыша складывается определенный тип привязанности к отцу и матери.

Некоторые матери искренни, но непоследовательны в эмоциональном взаимодействии с ребенком. Они, то чрезмерно чувствительны, то холодны и недоступны для ребенка. Невозможность предсказать их поведение вызывает у младенца реакции беспокойства и гнева. С точки зрения теории научения ребенок такой матери оказывается в ситуации непредсказуемого, неопределенного подкрепления, которая только усиливает поведение даже при возможных отрицательных последствиях для ребенка. Примерно к 9 месяцам младенец уже может сфокусировать выражение своих переживаний на другом человеке, таким образом, гнев становится агрессией, направленной на объект привязанности. Страх и желание эмоциональной близости (потребность в любви) также становятся «эмоциями» направленными на другого. Но без определенной и стабильной стратегии поведения окружающих поведение ребенка остается неорганизованным и тревожно-амбивалентным.

Психологические проявления и последствия нарушения привязанности.

Проявления нарушения привязанности можно определить по ряду признаков.

Во-первых – устойчивое нежелание ребенка вступить в контакт с окружающими взрослыми. Ребенок не идет на контакт со взрослым, чуждается, сторонится их; на попытки погладить отталкивает руку; не смотрит в глаза; избегает взгляда глаза в глаза; не включается в предложенную игру, однако, ребенок тем не менее, обращает внимание на взрослого, как бы «незаметно» поглядывая на него.

Во-вторых – преобладает апатичный или сниженный фон настроения с боязливостью, или настороженностью, или плаксивостью.

В-третьих – у детей в возрасте 3-5 лет может проявляться аутоагрессия (агрессия по отношению к себе – дети могут «биться» головой о стену или пол, бортики кровати, царапать себя и т. п.). При этом агрессия и аутоагрессия может быть и следствием насилия в отношении ребенка, а также отсутствием положительного опыта построения отношений с другими людьми.

В-четвертых – «диффузная общительность», которая проявляется в отсутствии чувства дистанции со взрослыми, в желании всеми способами привлечь к себе внимание. Такое поведение называется «прилипчивым поведением», и наблюдается оно у большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста воспитанников интернатных учреждений. Они бросаются к любому новому взрослому, залезают на руки, обнимаются, называют мамой (или папой).

Основные моменты поведения, которые помогают формированию положительных взаимоотношений между взрослым и ребенком:

всегда говорить с ребенком спокойно, с нежными интонациями;

всегда смотреть ребенку в глаза, а если он отворачивается, попробовать придержать так, чтобы взгляд был направлен на вас;

всегда удовлетворять нужды ребенка, а если это невозможно спокойно объяснить, почему;

всегда подходить к ребенку, когда он плачет, выяснить причину.


Некоторые признаки сформированности привязанности у ребенка.

Ребенок отвечает улыбкой на улыбку,

не боится смотреть в глаза и отвечает взглядом,

стремится быть ближе ко взрослому, особенно когда страшно или больно, использует родителей как «надежную пристань»,

принимает утешения родителей,

испытывает возрасту тревогу при расставании с родителями,

играет, взаимодействуя с родителями,

испытывает соответствующую возрасту боязнь незнакомых людей,

принимает советы и указания родителей.


Идентичность

Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Эрик Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире.

8 основных этапов в развитии идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. Эти стадии являются серией критических периодов, которые должны быть преодолены в течение всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному этапу. Каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать.

    Основное внимание Эриксон, как психотерапевт, уделял кризису подростково-юношеского периода, который сопровождается важными биологическими и психологическими изменениями, так как с изменением образа своего тела меняется и образ собственного “Я” подростка. Кризис идентичности, который происходит в этот период, является основой личностной и социальной идентичности, которая начинает осознаваться с этого времени. Доказывая, в противовес ортодоксальному психоанализу, необходимость исследования не невротиков, а хорошо социализированных и уверенных в себе подростков, Эриксон подчеркивал, что основой нормального личностного развития как раз и является осознанное чувство цельности, идентичности.

    Четвертая стадия - с 6-ти до 14 лет, в течение которой у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. В этот период школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями и как они оценивают его успехи в учебе и зависит развитие данных качеств личности.

    Пятая стадия - с 14-ти до 20 лет связана с формированием у подростка чувства ролевой идентичности или неопределенности. На этой важнейшей стадии развития, главным фактором является общение со сверстниками, выбор своей профессии, способа достижения карьеры, то есть фактически выбор путей построения своей дальнейшей жизни. Поэтому в это время для человека большое значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения, в русле которых он и строит свои ролевые отношения с окружающими.  

Безопасность

Любовь и забота о физических и психических потребностях ребенка создают чувство безопасности. В родителях ребенок видит защиту, преграду для "опасностей" становящегося все более сложным внешнего мира. Недостаток чувства безопасности (или его потеря) также является фактором, который может стать причиной поведенческих нарушений.

Упражнение «Интересы детей»

Содержание

Участники занятия делятся на три команды. Разделить участников можно, предложив им рассчитаться на разных животных, например, слонов, собак и мышей. Задача каждой команды - обсудить интересы и придумать как можно больше разных занятий, игр, мероприятий для детей того или иного возраста. Команда «мышей» придумывает занятия детей в возрасте от рождения до трёх лет, команда «собак» - для детей от четырёх до восьми, и команда «слонов» - для детей от девяти до двенадцати. На работу в командах даётся около 15 минут. Затем, каждая команда представляет результаты своей работы. В процессе представления список занятий может быть дополнен.

Подводя итог, ведущий подчёркивает, что перед первой встречей с ребёнком нужно заранее продумать, чем вы будете с ним заниматься. Лучше всего наладить контакт с ребенком можно, предложив ему что-то интересное, или присоединившись к его игре. Можно взять с собой на встречу небольшую игрушку, альбом для рисования, книжку с красивыми картинками – что-нибудь, что поможет ребенку и взрослому заняться «общим делом». При этом, не нужно перегружать ребенка впечатлениями и предлагать ему сразу несколько игр. Также важно сказать, что дети воспитывающиеся в интернатных учреждениях или находящиеся в приютах, часто любят играть в игры, которые обычно интересны детям более младшего возраста.

Ролевая игра «Первая встреча с ребенком»

Цели:

подготовить родителей к первой встрече с ребёнком;

сформировать навыки установления контакта с ребёнком;

проиграть возможные трудные ситуации при первой встрече с ребёнком.

Форма проведения: ролевая игра

Материалы: карточки с описанием ролей:

Аня 5 лет. Аня очень робкая и стеснительная девочка, почти ничего не говорит.

Сережа 7 лет. Сережа очень активный мальчик, очень любит игрушки и умеет требовать от взрослых подарки (игрушки, сладости и т. п.)

Ваня 6 лет. Ваня хочет пойти в гости, но просит взять с собой своего друга из группы.

Содержание

Сейчас будет небольшая ролевая игра. Ролевая игра означает, что вам будет предложено сыграть небольшую роль, которую задаст ведущий. Будут заданы небольшие условия для роли, которые нужно соблюдать, а в остальном вы можете ориентироваться на свои чувства и реакции. Ролевая игра не предполагает актёрского таланта, её основная задача - поставить себя на место того, кого вы изображаете.

Далее выбираются три добровольца на роль детей, и ещё три - на роль взрослых, которые придут знакомиться с детьми. Поскольку супруги могут прийти на знакомство с ребенком вдвоем, то «родителей» в игре может быть больше трех.

Ведущий выходит с «детьми» из аудитории. Он выдаёт каждому участнику карточку с описанием ситуации и сообщает дополнительную инструкцию. Инструкция: «Вы - дети, которые находятся в детском доме. К вам сегодня придут знакомиться взрослые, которые, возможно, пригласят вас к себе в гости. Пожалуйста, постарайтесь войти в образ ребёнка, который описан в Вашей карточке. Ваша задача - вести себя в соответствии с этим описанием, а также опираться на то, что Вам захочется сделать или сказать в ответ на слова и предложения взрослых». Участники могут задать ведущему вопросы относительно их роли или упражнения в целом.

Инструкция взрослым: «Вы пришли в детский дом, чтобы познакомиться с ребёнком. Ваша задача - познакомиться и установить контакт. Если Вам удастся наладить с ребёнком контакт, и ребёнок будет согласен, то руководство детского дома готово разрешить Вам пригласить ребёнка к себе в гости на один день. Вы можете немного подумать и подготовиться ко встрече: что-то взять для ребёнка, подготовить пространство и пр.» Также, ведущий сообщает каждому родителю имя, пол и возраст ребёнка, с которым им предстоит знакомиться, но ничего больше не говорит о детях. Участники могут задать ведущему вопросы относительно их роли или упражнения в целом.

Слушатели, не участвующие в игре, занимают роль наблюдателей. Их задача - следить за ситуацией и отмечать, какие реплики или действия «взрослых» им показались удачными. Когда все участники сообщают, что они готовы, «дети» возвращаются в аудиторию. Каждая ситуация разыгрывается по очереди. На проигрывание одной ситуации даётся от пяти до семи минут.

Обсуждение

Обсуждение строится по следующей схеме:

Сначала все, кто принимал участие в игре, могут поделиться своими впечатлениями: удалось ли наладить контакт с ребёнком, что было трудным, а что, наоборот, показалось легко. «Дети» могут поделиться тем, что было трудно для них, и какие слова или действия «взрослых» им помогали. Далее, участники по кругу могут высказать свои наблюдения: что с их точки зрения показалось удачным, и удалось ли всем родителям наладить контакт с ребенком. Можно попросить их встать на место директора детского дома и подумать. Готовы ли они разрешить этой семье взять ребенка в гости. Обычно эта игра вызывает эмоциональный отклик. И обсуждение занимает не менее 20 минут. Часто, у слушателей появляются вопросы о том, как же «правильно» себя вести, и чего нельзя делать. В процессе обсуждения, ведущий может давать свои комментарии и рекомендации относительно того, что допустимо при первой встрече с ребенком, а каких действий и фраз нужно избегать.


Работа с раздаточным материалом «При первой встрече с ребенком»


При первой встрече с ребёнком Вам поможет:

если при разговоре Вы повернетесь к нему лицом;

если Вы будете сохранять контакт глазами;

если Вы будете общаться с ребёнком на одном уровне: сядете на стул, или на пол, чтобы не «возвышаться» и не «нависать»;

если Вы будете соблюдать дистанцию, комфортную для ребёнка;

если Вы будете внимательны к сигналам ребёнка, проявлениям дискомфорта;

если Вы будете помнить о том, что Ваши поза и положение по отношению к ребёнку - первые и самые сильные сигналы о том, насколько Вы готовы его слушать и слышать;

если Вы будете использовать прием «активного слушателя», т.е. «возвращать» в беседе то, что Вам рассказывает ребёнок, обозначив при этом его чувства;

если Вы будете избегать большого количества вопросов к ребёнку (не надо «бомбардировать» его вопросами);

если Вы будете соблюдать принцип: «спросим у социального работника», особенно когда ребёнок просит Вас о чём-то, в чём Вы неуверенны (например, взять в гости его друзей, зайти в гости к его бабушке, поехать в зоопарк и т.д.);

если Вы будете соблюдать спокойствие и эмоциональную сдержанность: не перегружайте ребёнка своими эмоциями.

Также, помните:

не давайте ложных и невыполнимых обещаний: это может нанести ребенку травму и разрушить его доверие ко взрослым;

сохраняйте роль человека, который только приглашает ребенка только в гости.(Эта роль может быть изменена через некоторый период времени после согласования гл. специалиста по опеке и попечительству несовершеннолетних граждан).


Заключительная часть

Упражнение «Поделись чувствами»

Цель: организация доверительной атмосферы и обратной связи между участниками программы в конце занятия.

Время: 10 минут.

Оборудование: упражнение проводится в кругу. Если его проводят вечером, используют свечу, днем — мяч или микрофон (или его имитацию).

Инструкция: «Наша встреча подошла к концу. Давайте подведем своеобразный итог, поделимся своими чувствами и впечатлениями от сегодняшнего занятия».

Характеристика: Передавая друг другу мяч или микрофон (можно импровизированный), участники тренинга высказывают свое мнение по теме занятия и по поводу его проведения.