СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности психофизического развития учащихся 8-х классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья наиболее полно раскрывает особенности психофизического развития уч-ся 8-х кл., что позволит наиболее успешно строить педагогическое взаимодействие. Материал будет интересен педагогам-психологам, педагогам, работающим в 8-х кл., родителям.

Просмотр содержимого документа
«Особенности психофизического развития учащихся 8-х классов»

Психофизические особенности детей подросткового возраста


Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов психического развития человека. Психологические особенности подросткового возраста рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной.

На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания.

В старшем подростковом возрасте происходят серьезные физические изменения. Повышается внимание к собственной внешности. Подростки сравнивают себя со своими сверстниками и находят недостатки в своей внешности. Это вызывает у них беспокойство, тревожность, неуверенность в себе и конфликтные реакции на внешние замечания. Подростки очень эмоционально реагируют на оценку своего физического облика. Таким образом, физические изменения оказывают влияние на самооценку и чувство собственной значимости. Они могут вызвать беспокойство у подростка, агрессивное поведение, нарушение поведения, девиантное поведение и приводить к острым конфликтным ситуациям.

Главная особенность старших подростков – открытие «Я», осознание собственной индивидуальности. На этом этапе взросления у подростков появляются цели в жизни, новые ценности. Подростки начинают задумываться о выборе профессии и о дальнейшем обучении.

Развитие личности подростка происходит через межличностные отношения; для них наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Для них становится важным:

1. Умение познакомится с понравившимся человеком;

2. Свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы;

3. Ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность;

4. Подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим;

5. Подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской;

6. «Героем» подростка является активный, целеустремленный человек;

7. Подросток склонен к мечтанию и фантазированию;

8. Группе подростков свойственно возникновение кодексов;

9. Подросткам свойственно обсуждение поведения взрослых, причем не в лицеприятной форме.

Многие старшие подростки находятся в стрессовом состоянии. Им присущи эмоциональная неустойчивость, резкие колебания настроения, раздражительность, беспокойство, тревога, апатичность. Довольно часто подростки характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, тягой к сопротивлению, искаженной системой ценностей. По мере того, как увеличивается время, проводимое подростками вне школы и семьи, возрастает влияние внешней среды. К сожалению, во многих случаях авторитет сверстников оказывается сильнее авторитета родителей и педагогов. Разнообразные неформальные сообщества могут быть причиной девиантного поведения подростков (М.И. Рожкова).

Подростковый возраст связан с половым созреванием, определяемыми эндокринными изменениями в организме. Под действием половых гормонов происходит усиление уровня обмена веществ. На этом этап наблюдается быстрый рост, развитие, быстрыми темпами увеличивается длина костей, растет мышечная масса. Разные физиологические системы у одного и того же подростка развиваются не одновременно. Поэтому, может быть снижено кровоснабжение головного мозга, что приводит к усилению процессов торможения, быстрой утомляемости, перепадам настроения, эмоциональной нестабильности, раздражительностью, расстройствам сна. Это может быть причиной трудностей в учебной деятельности.

 Эндокринные перестройки в подростковом возрасте могут влиять на поведение подростка. Это может выражаться в частых перепадах настроения, вялости или чрезмерного возбуждения. Задача родителей в этот период состоит не в том, чтобы заставить своих подростков следовать дисциплине и выполнять их распоряжения любой ценой. Родители должны поддерживать и помогать ребенку пройти через этот сложный период.

Для подростков старшего возраста характерны свои особенности мышления. Происходит бурное развитие самостоятельности, критичности мышления. Подросток стремиться иметь своё собственное мнение, свои взгляды по целому ряду вопросов. Наблюдается склонность подростка к спорам и возражениям, причем в весьма категорической форме. Нередко отсутствие такта у подростков, незнание или игнорирование элементарных правил вежливости производит на окружающих плохое впечатление. В этом случае родители могут помочь своим детям, показав какое впечатление производят на других их слова, интонация, выражение лица и объяснив детям, что от формы, в которую они облекут свои слова и поведение, результат может стать положительным для них или отрицательным.

Многие подростки всеми способами стараются привлекать к себе внимание. Им неважно, хвалят их или осуждают. Главное для них, чтобы именно они являлись темой для разговора.

Поведение подростков отличается неустойчивостью, спонтанностью и ситуативностью. Подросток нередко совершает плохой поступок просто потому, что внешнее давление сверстников в определенной ситуации оказывается доминирующим. Также очень часто причиной девиантного поведения у подростков является любопытство. У подростков, начинающих пить, большое значение имеют механизмы подражания: подросток может начать пить, не только ради удовольствия, сколько ради любопытства. Подростковая наркомания связана с психологическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений.

15 лет – возраст максимальной самостоятельности. Подросток стремится во всем обнаружить свою волю, часто идет на провоцирование ситуации. Главный мотив – желание утвердиться в коллективе сверстников. Неадекватно завышенные притязания способствуют вступлению в девиантные группы, которые дают ребенку новые способы самоутверждения. Надо иметь в виду, что низкая самооценка подростка предрасполагает к асоциальному пути развития. В этом возрасте ребенок переживает и чувство одиночества, и чувство соперничества.

Одна из самых серьезных проблем подросткового возраста - несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением, с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда.

Родители и педагоги должны понимать особенности периода взросления, поддерживать подростков в этот период и создать необходимые условия для нормального развития подростка.

По мнению Дементьевой И.Ф., Олиференко Л.Я., Шульги Т.И., для нормального развития подростков необходимы следующие условия:

1. Достоверная информация о современной жизни по всем интересующим подростков вопросам (уголовное право, наркотики и алкоголь);

2. Сочетание свободы и ответственности;

3. Принятие себя (своих особенностей, эмоций, характера);

4. Обучение навыкам достойного поведения и взаимодействия с обществом.

Таким образом, особенностью старшего подросткового возраста является незавершённость процессов формирования личности. В силу возрастных особенностей им присущи эмоциональная неустойчивость, перепады настроения, раздражительность, склонность к конфликтам, неустойчивость поведения. Подростки старшего возраста очень подвержены отрицательному влиянию семьи и социума, зависимы от требований, норм и ценностей своего ближайшего окружения. Именно эти факторы являются причиной отклоняющегося поведения подростков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!