Особенности психологического состояния и поведения ребенка, позволяющего заподозрить жестокое обращение. Профилактика жестокого обращения с детьми. Реабилитация детей пострадавших от жестокого обращения.
Дети - наиболее ранимые члены нашего общества, чьи права и свободы
грубо нарушаются. Невинные, наивные, растущие и учащиеся, они зависят от
взрослых, когда речь идет об их обучении, поддержке и защите. Но в действительности многие дети переживают ужас насилия, становятся жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых своей семьи или социального окружения. В современной зарубежной и отечественной литературе жестокое обращение, как правило, рассматривается как одна из возможных причин аномального развития ребенка, что приводит к таким негативным явлениям как детская и подростковая преступность, алкоголизм, наркомания, беспризорность.
Жестокое обращение с детьми и подростками сегодня, к сожалению, стало обычным явлением, с которым все свыклись, что само по себе ужасно.
Пренебрежение интересами детей и подростков не только наносит вред их здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия. До 10% детей и подростков – жертв насилия – погибает, а у большинства – появляются серьезные отклонения в психическом и физическом развитии, в эмоциональной сфере. Такие дети и подростки не могут быть полноценными членами общества, они нуждаются в лечении и уходе.
Жестокость по отношению к детям и подросткам формирует людей малообразованных, не способных трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям и подросткам является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы тоже могут стать насильниками.
Жестокое обращение с детьми и подростками могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко и угроза его жизни и даже смерть.
Различают 4 основные формы (виды) жестокого обращения с детьми и подростками и пренебрежения их интересами:
- физическое;
- сексуальное (развращение);
- психическое (эмоциональное, психологическое) насилие;
- (моральная жестокость).
Широко распространено мнение, что люди, допускающие насилие в отношении детей, являются психически нездоровыми. Однако жестокое обращение с детьми представляет собой гораздо более сложное явление, чем следствие патологии отдельной личности. Комплексная модель синдрома жестокого обращения с детьми рассматривает его как многомерный феномен, порожденный взаимодействием нескольких факторов: особенностями родителя и ребенка, характером их взаимоотношений, укладом семьи и внутрисемейными проблемами,
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, оставляющую отпечаток в виде личностных, эмоциональных и поведенческих особенностей, отрицательно влияющих на их дальнейшую жизнь.
Эмоциональные реакции детей на насилие и жестокость могут быть следующими: чувство ответственности за насилие: реакция ребенка: «Если бы я был хорошим, мои родители не делали бы друг другу и мне больно...».
Чувство вины за постоянное насилие или жестокость: при частом насилии. Постоянное возбуждение: даже в спокойной обстановке от ребенка можно ожидать очередной вспышки агрессивности.
Дети, отделенные от родителя, применяющего насилие, постоянно переживают потерю, они могут сожалеть также и об утрате привычного жизненного уклада и о потере положительного образа родителей, применявших насилие.
Дети не осознают, что можно не знать о чувствах другого человека или иметь одновременно два противоположных чувства; ребенок, который говорит: «Я не знаю, как к этому относиться», – чаще испытывает амбивалентные чувства, а не просто пытается убежать от разговора.
Жертвы физического и сексуального насилия часто страдают депрессией и отличаются аутоагрессивным поведением. Депрессивные симптомы выражаются в переживании тоски, грусти, неспособности ощущать радость, наслаждение и т. д. Аутоагрессивное поведение выражается в действиях, направленных на нанесение себе травм, в попытках суицида и суицидальных мыслях.
В разные периоды жизни реакция на сексуальное насилие у детей и подростков проявляется по-разному :
• детям до 3 лет свойственны страхи, спутанность чувств, нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;
• для дошкольников свойственны эмоциональные нарушения: тревога, вина, стыд, отвращение, беспомощность, ощущение своей испорченности;
• у детей младшего школьного возраста – амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, ощущение своей испорченности, недоверие к миру; в поведении отмечаются отстраненность, агрессия, молчаливость либо неожиданная разговорчивость, нарушения сна, аппетита, ощущение «грязного тела», сексуальные действия с другими детьми;
• для детей 9–13 лет характерно тоже, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений; в поведении: изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;
• для подростков 13–18 лет – отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, неопределенность своей роли в семье, чувство собственной ненужности;
в поведении: попытки суицида, уходы из дома, агрессия, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность и противоречивость поведения.
Для детей – жертв физического и сексуального насилия характерно использование неконструктивных механизмов психологической защиты, которые ограждают ребенка от осознания неприятных чувств, воспоминаний и действий. Цель психологической защиты заключается в сохранении «Я» и снижении тревоги.
Так как тело подвергается насилию и жертва не в состоянии это предотвратить, единство личности сохраняется путем отщепления «Я» от собственного тела. Результатом становится переживание «оцепенения», «омертвения», (ощущение нереальности происходящего) и частичная амнезия.
Следует отметить, что ранние признаки диссоциации у маленьких детей немного отличаются от признаков диссоциации у детей постарше, которые достаточно многообразны: наличие воображаемого спутника, забывчивость, провалы в памяти, чрезмерное фантазирование и мечтательность, лунатизм, временная потеря памяти.
Таким образом, большинство исследователей сходятся в том, что результатами пережитого в детстве насилия, так называемыми «отдаленными эффектами травмы», являются нарушения Я-концепции, чувство вины, депрессия, трудности в межличностных отношениях и сексуальные дисфункции (
1. Основная цель работы психолога с жертвами насилия заключается в уменьшении и ликвидации травматических переживаний.
2. В процессе консультирования этих детей и подростков чрезвычайно важным аспектом является установление контакта психолога с клиентом-ребенком, причем акцент должен быть сделан на постоянной демонстрации заботы о ребенке. Скорее всего, ребенок будет постоянно проверять адекватными и неадекватными способами, насколько психолог действительно о нем заботится.
3. Основные техники консультирования должны быть направлены на преодоление у ребенка чувства собственной неполноценности, чувства вины, а также на формирование адекватной самооценки. Чувство вины приводит к тому, что ребенок лишается определенной свободы действий, поведение становится саморазрушающим – ребенок как бы застревает в прошлом, в травматической ситуации насилия. Следовательно, важно подвести ребенка к понимаю того, что забыть нельзя, но жить с этим в новом качестве можно.
4. Задачи, стоящие перед психологом :
- способствовать уменьшению, у ребенка чувств стыда, вины, бессилия;
- помочь в укреплении чувства собственной значимости;
5. Консультирование лучше проводить в игровой или релаксационной комнате, нежели в кабинете или классе. Это способствует снятию напряжения с ребенка, появлению ощущения большей безопасности и контроля над ситуацией. По данным исследований, игровая деятельность детей, переживших насилие, как правило, примитивна и хаотична, что отражает поведенческие проблемы; также эти дети чувствуют себя бессильными повлиять на поведение окружающих. Следовательно, именно посредством организации игровой деятельности психолог обучает ребенка контролировать свои импульсы, поддерживать социально одобряемое взаимодействие со взрослыми.
6. Дети и подростки, пережившее сексуальное насилие, нуждаются в усиленном внимании, понимании и поддержке со стороны психолога. Наличие сильного чувства вины не позволяет детям и подросткам обсуждать свою проблему с психологом: они считают, что каким-то образом спровоцировали атаку или должны были бы сделать что-нибудь, чтобы ее предотвратить. Стыд за себя не дает им раскрыться – дети и подростки больше боятся последующих вопросов и реакций, нежели непосредственно самого инцидента.
7. Следует с большой осторожностью использовать групповое психологическое консультирование для детей и подростков, переживших сексуальное насилие, поскольку их раны могут быть слишком свежими, чтобы высказывать свои чувства в присутствии группы.
8 Детей и подростков необходимо научить, немедленно, обращаться за помощью в случае возможного или уже случившегося насилия, несмотря на то, что взрослые-насильники убеждают их все держать в секрете. Детям и подросткам необходимо помочь разобраться, какая информация должна быть конфиденциальной, а что следует сообщить окружающим; с кем им стоит поделиться своими проблемами и что делать в случае, если взрослый им не поверит.
9. У детей и подростков, переживших насилие, проблема доверия к окружающим, и взрослым, в частности, одна из самых актуальных. Групповые дискуссии и упражнения могут помочь детям и подросткам решить для себя, кому в этом мире они могут доверять, а с кем следует быть осторожными.
10. В целом специалисты придерживаются эклектичного подхода в работе с такими детьми и подростками. Наиболее эффективными считаются визуализация, работа с эмоциями, ведение дневника, написание писем, техника «пустого стула», психодрама, арттерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия.