Особенности психолого-педагогического сопровождения семей,
воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями.
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Цель данной формы - способность установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей в образовательном учреждении.
Семья – базисная основа первичной социализации личности. Интерес к теме понятен: семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или не успешность не только всего образовательного процесса, образовательного учреждения, но и общества в целом.
В особо трудных условиях оказываются семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Трудности, которые постоянно испытывает семья с умственно отсталым ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Дети, которые имеют отклонения в развитии, имеют не только особые образовательные потребности, но и нуждаются в постоянном внимании к себе, так как не могут самостоятельно эффективно формировать в себе личные качества, развивать внутренний потенциал, свободно усваивать нравственные нормы и правила. Родители рассматривают необходимость образования в школе не столько для получения знаний детьми, сколько для социализации в обществе и детском коллективе.
Но для начала, я хотела бы вам продемонстрировать то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ (см. таблицу).
Часть тела (завязываются лентами) | Символическое значение |
Глаза | Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду» |
Рот | Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях |
Уши | Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения |
Руки | Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки» |
Сердце | Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа») |
Живот | Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания» |
Бедра | Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии |
Ноги | Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается |
Комментарии ведущего: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку, как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно школа — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.
Задачи, которые ставят перед собой педагоги школы-интерната:
1.Помощь родителям в осознании сотрудничества с образовательным учреждением в процессе воспитания детей с интеллектуальными нарушениями;
2.Формирование готовности родителей к педагогическому просвещению;
3.Оказание консультативной помощи родителям в вопросах воспитания ребенка с интеллектуальными нарушениями.
В нашей школе обучаются дети и из неблагополучных семей. И мне нередко приходится до родителей доносить мысль о том, что условием счастливого детства ребёнка, источником благополучия в семье является любовь родителей к своему ребёнку. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их нехватку. Ребёнок должен быть уверен, что любим, что у него есть уголок, где ему хорошо, где у него есть защита от всяких невзгод, что он тоже может любить безгранично. Такая любовь создаёт у маленького человека чувство душевного покоя, защищённости. Ребёнок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями, выбирает друзей, увереннее идёт по дороге жизни. Любовь, доброта, нежность, ласка, которые ребёнок получает в детстве, в последующем помогут ему в решении сложных жизненных задач.
Особенность детей с умственной отсталостью состоит в том, что результат кропотливого труда учителя не всегда сразу виден, это может произойти и через довольно длительное время (в зависимости от медицинского диагноза). Приходится очень тактично показывать родителям, что ребёнок «особенный» и возможности его «особенные», поэтому результаты отличаются от ожидаемых.
Цель и задачи работы психолога с родителями связаны с насущными проблемами школы. При взаимодействии с родителями я стараюсь соблюдать принципы доброжелательности и уважения к родителям и их детям, логичности, доступности конфиденциальности. И всю свою работу выстраиваю на трех основных направления работы, представляющих собой логично выстроенную систему:
1. Диагностика семьи.
2. Консультирование семьи.
3. Просвещение родителей.
На этапе диагностики изучаются индивидуальные особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, состояния здоровья, условий семейного воспитания путем наблюдения за ребенком в разных видах деятельности (на уроке и во внеклассных мероприятиях).
Изучением занимается учитель, социальный педагог, а затем привлекает педагога-психолога (педагог-психолог ведет карту наблюдений).
На основании изученных личных дел, бесед с родителями составляется социальный паспорт семьи и исходя из полученных данных формируются направления работы.
В нашей школе, согласно социальному паспорту образовательного учреждения на 2023-2024 учебный год, количество семей составляет 78, в которых воспитываются 95 обучающихся, из них:
Категория | Количество обучающихся | % |
в полных семьях | 59 | 62% |
в неполных семьях | 36 | 38% |
в семьях опекунов | 9 | 9% |
в многодетных семьях | 27 | 28/% |
в семьях, воспитывающие детей-инвалидов | 31 | 33% |
Наличие разных групп родителей по категориям и социальному положению, по недостаточному культурному уровню, обуславливает дифференцированный подход по организации коррекционно-воспитательной работы с ребенком в условиях семьи и школы.
Взаимодействие с родителями начинается с изучения семьи воспитанника школы-интерната. При поступлении ребенка в учреждение мне необходимо иметь полное представление о ребенке для предупреждения дезадаптивных процессов, выявления его возможных проблемных зон. Поэтому родителям предлагается анкета, выявляющая основные особенности ребенка.
Анализ анкеты помогает учитывать особенности каждого ребенка, обучающегося в школе-интернате, реализовывать индивидуальный подход и исключать физические и психологические перегрузки.
Также данная анкета является первым звеном во взаимодействии и сотрудничестве педагогов и родителей.
Это анкетирование позволяет выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.
В качестве психодиагностического инструментария для работы с семьями, воспитывающими ребенка с интеллектуальными нарушениями используются следующие методики:
- социограмма «Моя семья» включает изучение трех этапов жизни семьи: до рождения ребенка с отклонениями в развитии, сразу после его рождения и в настоящий момент. Такой подход позволяет определить характер динамики в развитии конкретной семьи (позитивный или непозитивный).
- анкета для родителей «Общение в семье» помогает определить взаимоотношения в семье, причины конфликтов между родителями и детьми.
- анкета «Психологический тип родителя» позволяет определить психические свойства родителя воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии;
-тест «Рисунок семьи» (для детей) для уточнения межличностных контактов ребенка в семье.
Помимо вышеперечисленного диагностического инструментария информативным является метод наблюдения за совместной деятельностью родителей и ребенка, выполнение ими совместных заданий.
По результатам диагностического обследования выявляются семьи, находящиеся в социально опасном положении и дети, имеющие те или иные проблемы психологического плана:
трудности в адаптации,
агрессивность,
страхи,
проблемы общения со сверстниками,
не усвоение программы и другие.
Дальнейшее сотрудничество с родителями осуществляется через индивидуальное консультирование.
Психолого-педагогическое консультирование родителей может быть организовано, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой — по инициативе педагога или педагога-психолога. Педагогу важно сделать акцент на возможности обращения родителей к таким консультациям. Консультации проводятся по мере необходимости. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.
Запросы родителей школьников к педагогу-психологу по своему содержанию отнюдь не сводятся к проблемам школьной неуспеваемости.
В процессе консультации в 2023 году с родителями обсуждались в основном проблемы следующего характера:
особенности познавательных процессов ребенка (плохая память, рассеянность внимания, малая усидчивость и т.п.) – 10 чел.;
личностные особенности ребенка, особенности поведенческой и эмоционально-волевой сферы (несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость, робость, боязливость и т.д.) – 7 чел.;
вопросы его жизненной перспективы и профориентация – 4 чел.;
сложности в системе отношений ребенка (со взрослыми — в семье, в школе; с братьями и сестрами, одноклассниками, друзьями и т.д.) – 2 чел.
В ходе индивидуального консультирования работа с родителями проходит в три этапа: начинается с обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка, собирается анамнез. Здесь широко используется сбор психологического анамнеза у родителей. Сбор анамнеза проводится в форме прямого диалога психолога и родителя. Это позволяет родителям полностью раскрыться, а психологу получить основные сведения о семье, начиная с рождения.
В процессе индивидуального консультирования педагог-психолог заполняет протокол.
В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения, по обсуждаемой проблеме.
На базе нашей школы открыт Консультационный пункт «Доверие», для оказания методической, психолого-педагогической, консультативной помощи семьям, имеющим детей с интеллектуальными нарушениями, а также педагогическим работникам образовательных учреждений. На сайте школы также есть телефон доверия.
Тематики консультаций в 2023 – 2024 учебном году
Месяц | Тема консультаций |
Сентябрь | 1.Консультация «Как помочь ребенку адаптироваться к обучению и проживанию в школе-интернате» |
2. Рекомендации родителям по формированиюотношения детей к понятию «терроризм» |
Октябрь | 1. Консультация"Как помочь ребенку в период адаптации" (5 класс) |
2. Памятка родителям по профилактике детского суицида. |
Ноябрь | 1. Консультация«Ребенок и гаджеты» |
Декабрь | 1.Консультация«Как научиться общаться со сверстниками и взрослыми без конфликтов». |
Январь | 1. Консультация«Способы снятия нервно-психического напряжения». |
Февраль | 1. Консультация «Детская агрессивность и ее причины». |
Март | 1. Консультация«Выбор профессии. Трудоустройство». |
2. Консультация «Как научиться понимать и принимать подростка?» |
Апрель | 1. Консультация «Влияние алкоголя на общение в семье». |
Май | 1. Консультация для родителей "Влияние курения родителей на здоровье ребенка" |
Основными направлениями в системе психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с умственной отсталостью является психолого- педагогическое просвещение родителей.
Психолого-педагогическое просвещение родителей детей с умственной отсталостью осуществляется с использованием разных форм работы: коллективные, индивидуальные и формы наглядной стендовой информации.
Психологическое просвещение родителей осуществляется во время индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний. Нашими педагогами проводятся родительские собрания, направленные на повышение знаний об интеллектуальном дефекте и формирование у них практических навыков по преодолению и предупреждению у детей вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности. Кроме того, эти занятия направлены на привлечение родителей к активному участию в развитии, воспитании и обучении ребенка.
Темы выступлений на родительских собраниях охватывают широкий круг проблем:
• На пороге взрослой жизни.
• Подростковый период. Почему этот период называют трудным?
• Роль семьи и школы в подготовке детей к переходу в 5-й класс.
• Доверие и поддержка – условия для личностного роста ребенка.
• Как помочь ребенку адаптироваться к школе при переходе на уровень основного общего образования и другие.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть.
Общешкольные родительские собрания проводятся 3 раза в год. В этом году запланированы выступления на темы:
1. Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения правонарушений и преступлений
2. «Проведем лето с пользой» (об организации полезной занятости несовершеннолетних в летний период 2024 года)
Учитывая особенности комплектования коррекционных школ-интернатов — удаленность места жительства семей воспитанников от территории школы, используется и такая форма связи с родителями, как переписка. Переписка осуществляется с самыми разными целями. Родители обращаются к педагогам, руководителям школы с вопросами, просят что-либо сообщить, посоветовать. Письма могут содержать информацию о проводимых для родителей мероприятиях, об успехах их ребенка, благодарность за хорошее воспитание ребенка, рекомендации по вопросам воспитания, осуществлению лечебно-оздоровительного режима, а также разного рода поздравления и приглашения.
В работе с родителями переписка используется довольно широко. Это может письменная переписка на бумаге или через использование средств коммуникации (телеграмм, социальные сети – контакт или одноклассники и т.п.). Также эта форма актуальна, для передачи фотографий из жизни обучающегося в классе (праздники, дни рождения, значимые мероприятия в школе). В одноклассниках, Вконтакте, в телеграмм канале существует страница школы, где ежедневно обновляются новости и загружаются новые фотографии.Именно там можно увидеть фото и отчеты со всех мероприятий, которые проводят в школе.
На сайте школы имеется страничка педагога-психолога, где можно ознакомиться с рекомендациями для родителей и обучающихся.
Помимо родительских собраний для родителей используются наглядные формы информации, такие как стенды, информационные уголки и другие. Это очень удобно, так как родители при желании могут найти интересующий их материал. Информация должна располагаться так, чтобы текст был легко читаем, небольшим по объему, с использованием иллюстраций и других средств привлечения внимания.
Также, педагоги приглашают родителей активно участвовать в различных мероприятиях нашей школы. Мы проводим дни открытых дверей, праздничные концерты, спортивные соревнования. Работая совместно со своими детьми, родители становятся участниками их жизни, а не сторонними наблюдателями, что помогает лучше понимать детей, видеть их успехи. Таким образом, социализация у детей с нарушением интеллектуальной деятельности проходит успешнее. Ну а совместные положительные эмоции, которые получают как дети, так и взрослые, еще сильнее укрепляют связь между ребенком и родителем.
В этом году был заключен национальный инклюзивный договор с Агентством Стратегических Инициатив для оказания помощи семьям в воспитании детей с нарушениями интеллекта.
Психологическая служба, являясь связующим звеном между семьей и коллективами интерната, как взрослого, так и детского, создает благоприятные условия для активного взаимодействия между ними, что позволяет планировать и организовывать учебно-воспитательную деятельность с учетом интересов всех сторон.
Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.
В.А. Сухомлинский