«Особенности психолого-педагогического воздействия на процесс социального самоопределения детей с нарушением слуха в условиях школы-интерната»
Социальное самоопределение – это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий.
Социальное самоопределение - это осознание человеком своей социальной природы, своего места в обществе.
Социальное самоопределение индивида составляет необходимую основу успешной ориентации в социальной реальности, гармоничного сочетания его жизненных целей с общественными потребностями.
Социальное самоопределение проявляется в системе жизненных ориентаций, реализующихся в основных жизненных выборах: профессии, уровня образования и квалификации, места работы, жительства и т.д.
Также, важно понимать определение «самоопределение личности» – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни на основе критериев, выработанных обществом и принятых данным человеком.
Современные социально-экономические условия предъявляют повышенные требования к трудовой и начальной профессиональной подготовке и выпускников школ для глухих и слабослышащих. В связи с этим нынешние выпускники учебных заведений с нарушенным слухом должны не только получить образование, но и быть морально, психологически и практически подготовленными к труду, к профессиональной и социальной адаптации в современном обществе, в трудовых коллективах.
Современный этап общественного развития характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и социальной. Обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие социализироваться в быстроизменяющемся социуме, люди творческие, активные, владеющие универсальными способами действий. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени являются идеи компетентностного подхода в обучении, реализованные в Федеральных государственных образовательных стандартах. Отличительной особенностью новых Стандартов является усиление практической жизненной направленности образования. В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социальной компетентности как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности.
В соответствии с общими закономерностями психического развития личность глухого и слабослышащего ребенка формируется в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ходе усвоения социального опыта. Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс усвоения информации, обедняет опыт детей и не может не отразиться на формировании их личности. Слышащие дети значительную часть социального опыта усваивают спонтанно, дети с нарушениями слуха в этом плане ограничены в своих возможностях. Трудности общения и своеобразия взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность, замкнутость. Однако специалисты считают, что при своевременно оказанной коррекционной помощи отклонения в развитии личности детей с нарушениями слуха могут быть преодолены. Эта помощь заключается в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность.
В школьном возрасте, в коллективах глухих учащихся формируется сложная система личных взаимоотношений, основанная, как и у слышащего большинства на неоднозначности, иерархичности положения детей в группе сверстников. У неслышащих учеников положение в коллективе определяется отношением к учебе, успеваемостью и внешним видом. Неслышащие в вопросах оценки и самооценки социально значимых черт личности сходны со слышащими: у них наблюдаются те же стадии развития, что и у детей с сохранным слухом.
Своеобразие протекания процесса социализации отрицательно сказывается на формировании коммуникативной компетентности не слышащего индивида, в том числе на характере межличностных отношений. Нарушение слуха - социальный дефект, он сужает межличностные контакты и с глухими сверстниками и со слышащим социумом, что в свою очередь ведет к обеднению опыта общения, замедленному формированию социально зрелых межличностных отношений.
Учитывая социально-экономические требования и особенности развития школьников с нарушениями слуха, социальное и профессиональное самоопределение учащихся выступает одним из центральных задач школьного образования и представляет непрерывный процесс. При этом этот процесс осуществляется в форме поэтапного выстраивания у школьников индивидуального набора общих и социальных компетенций, исходя из индивидуальных особенностей личности (возможностей, потребностей).
Анализируя психолого-педагогическое сопровождение, организованное в нашей школе, можно отметить, что все подразделения работают в данном направлении. А именно в формировании совокупности специфических знаний и умений.
Ведущую роль на занятиях службы психолого-педагогического сопровождения играют практические методы: упражнения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, деловые игры, введение жизненных ситуаций, экскурсии.
Успешное обучение в начальных классах зависит не только от овладения определенным набором навыков и знаний, физического состояния, психологической готовности, но и от развития структуры самосознания, которую образуют следующие компоненты:
собственное имя;
самооценка;
притязание на признание;
образ себя как представителя определенного пола (половая идентификация);
представление себя во времени (в прошлом, настоящем, будущем);
оценка себя в отношении прав и обязанностей.
В рабочую программу по развитию слухового восприятия включен примерный речевой материал, состоящий из фраз-вопросов используемый в работе по развитию самосознания неслышащих школьников. В начальной школе с вопросов «Как тебя зовут?», «Как твоя фамилия?» начинается каждое индивидуальное занятие.
В процессе обучения лексический состав материала расширяется, усложняются грамматические и синтаксические конструкции речи. Лексический материал включает сведения о семье ребенка, о школе и о месте, где живет обучающийся.
В среднем и старшем звене рабочая программа по развитию слухового восприятия и фонетического произношения включает темы, позволяющие представить обучающемуся себя во времени, оценить свои права и обязанности: «Биография. Автобиография», «Гражданство и гражданин», «Я – свободный человек», «Выбор дальнейшего жизненного пути», «Права и обязанности».
Слова и фразы из лексического материала используют в диалогической речи. У детей постепенно исчезает скованность в речевом общении, появляются положительные эмоции и потребность в коммуникации. Речь становится интонационно богаче.
На основе диалогов составляются и проводятся ролевые игры на занятиях по развитию слухового восприятия «В автобусе», «На день рождении», «В магазине», «На почте», «У врача», «В аптеке», «В зоопарке», «В столовой».
Важность занятий с педагогами-дефектологами осознают школьники, они регулярно интересуются, внятно и понятно они сказали, какие ошибки были в речи.
Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Задолго до выхода из школы-интерната выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии профессий, о способах приспособления к различным социальным группам, проблемах, которые их ждут в социуме. Они должны быть сориентированы о том, в какие учреждения им необходимо обращаться в каждом отдельном случае. Этим занимается социальный педагог.
На занятиях с педагогом-психологом у школьников начальных классов (1-4 классы) с помощью активных средств индивидуальные и групповые занятий формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивать интерес к трудовой деятельности. При использовании на занятиях коррекционно – развивающих программ формируется познавательная активность, обогащается активный словарь.
В 5-7 классах акцент делается на формирование и осознание детьми своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для школьника как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
На развитие проф.самосознания и уточнение социально-профессионального статуса ориентирована деятельность педагога-психолога с учащимися старших классов. Работа, направленная на осознание обучающимися личных интересов, понимание общественных ценностей; создание представлений о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Развитие положительной мотивации к профессиональному самоопределению, умения адекватно оценивать свои возможности в соответствии с требованиями избираемого вида деятельности.
Помимо тематических классных часов и занятий, мы работаем по программам, направленным на социальное и профессиональное самоопределение.
Так, рабочая программа «Лабиринты взрослой жизни» ориентирована на подростков с нарушениями слуха 8, 10 и 11 классов, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной.
Программа состоит из трех блоков:
Этап «Социализация» - создание условий для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми в форме групповой работы.
Этап «Профадаптация» - содействовать формированию адаптивных механизмов, навыков самопрезентации и уверенного поведения старшеклассников.
Этап «Консультирование» - обеспечение непрерывного психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их семей по вопросам социализаци глухих детей.
Очень важно, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. В связи с этим, встает задача создания условий для свободного выбора форм, способов самореализации учащихся, на основе освоения общечеловеческих ценностей.
Поэтому, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Без осознания себя как личности, без понимания своих отношений с окружающими, без сформированности своей жизненной позиции, правил поведения и речевого общения в обществе невозможна социальная адаптация учащихся с нарушением слуха.
Между членами семьи возникают диалоги дома на кухне, в комнате, в школе, в магазине, в зоопарке. В ходе драматизации ребенок проигрывает роль каждого члена семьи, т. е. учится выполнять определенную социальную роль. Занятия вызывают у учащихся с нарушением слуха неподдельный интерес, т. к. все предлагаемые темы так или иначе перекликаются с их жизненным опытом и дают возможность проигрывать ту или иную ситуацию всякий раз по новому.
Школьники входят в роль, которая досталась им в игре. Подражая взрослым, они совершают действия в соответствии со своей ролью и логикой игры. В такой игре усвоение речевого материала облегчается ситуацией. В играх дети усваивают правила поведения в школе и семье, знакомятся с общественными отношениями, формируются навыки коллективной деятельности, общения со взрослыми и с друг с другом. У детей возникает мотивация вступить в речевой контакт и вести разговор с другими участниками, использовать выразительную мимику, необходимые естественные жесты для более живого выражения мыслей, ведения диалога.
Еще одно направление, на которое хочется обратить ваше внимание, Кинотерапия.
Кинотерапия — современное направление психологического консультирования и психотерапии. Она является тонким и мощным инструментом для самодиагностики и коррекции бессознательной сферы психики. На сеансах кинотерапии участники могут, сочетая эстетическое и интеллектуальное удовольствие, решать личностные задачи, используя в качестве стимульного материала художественные, документальные, мультипликационные фильмы. В процессе просмотра фильма и анализа собственного эмоционального восприятия его образов человек исследует свои личностные особенности и выявляет бессознательные поведенческие паттерны. Вслед за этим становится возможным переход к сознательной коррекции своих действий и осознанным изменениям в жизни.
Если десять человек, посмотревших один и тот же фильм, соберутся вместе обсудить его, то в процессе обсуждения непременно обнаружится, что они как будто посмотрели десять разных фильмов, причем каждый увидел фильм о своей собственной жизни.
Человек во время сеанса кинотерапии получает возможность посмотреть интересный фильм и стать участником обсуждения, где при желании имеет возможность поделиться своими впечатлениями, чувствами и мыслями, возникшими во время просмотра фильма.
Обсуждая «свой» фильм с другими людьми, человек соприкасается с другим взглядом на мир, с другой интерпретацией событий, расширив тем самым свое понимание и видение мира, а может быть, и изменить взгляд на те или иные проблемы.
Не существует какого-то универсального психотерапевтического фильма, который бы лечил все проблемы. Однако при определенных проблемах бывает полезен просмотр конкретных фильмов.
Многие подростки выбирают кинофильмы преимущественно с развлекательными требованиями. Это обусловливает слишком прямолинейное восприятие художественных произведений как аналогии жизни, при доминирующем критерии «похожести», позволяющем оценить только внешние чисто сюжетные характеристики.
Метод кинотренинга представляется наиболее экологичным со стороны влияния на сознание учеников в то же время доступным и интересным для них.
Особенностью программы кинотерапии является возможность вовлечения подростков, как правило, - уклоняющихся от общения не только со сверстниками, но и со взрослыми, в коррекционно-развивающую работу. Кино позволяет участнику тренинга посмотреть на свои действия и поступки через призму чужих проблем.
Во время просмотра фильма внимание участников обращается на следующее:
- образы и стили поведения героев фильма, которые им неприемлемы;
- позитивность или негативность динамики фильма;
- эмоциональные и физиологические переживания;
- стереотипы, которые разыгрываются героями и т.д.
Заключительный этап – аналитический (обсуждение фильма).
Спонтанное обсуждение после просмотра. Участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими эпизодами фильма.
Система общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с нарушениями слуха:
- Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
- Принцип наглядности и словесных форм обучения–при использовании средств наглядности всегда необходимо учитывать диалектическую взаимосвязь чувственного и логического познания, направленного на формирование языковых средств в восприятии научных понятий глухими, связывая усвоенные понятия с практикой жизни.
- Принцип активизации речевого общения обусловливает необходимостью реализации психолого-педагогических подходов к организации совместной деятельности неслышащих обучающихся и предполагает моделирование ситуаций, вызывающих потребность в общении на основе словесной речи. Реализация принципа требует активной деятельности учащихся – выражения ими в словесной форме своих коммуникативных намерений. Это прежде всего умения отвечать на вопросы, формулировать вопрос, сообщать о своих желаниях, состоянии, деятельтности, докладывать о выполнении поручения, способность обратиться с просьбой или поручением к учителю, товарищу и др.
Таким образом, мы предполагаем, что у наших школьников будет сформирована социальная компетентность, которая включает в себя следующие компоненты:
- сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
- способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
- умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности;
- социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
- владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Практика показывает, что ребята с удовольствием посещают занятия, осознают необходимость получения знаний для дальнейшего самоопределения, проявляют инициативу и участие.
Педагог-психолог КГБОУ ШИ 1 Фательникова М.В.