СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы по формированию профессиональных навыков на занятиях профессионального цикла

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад, подготовленный к научно-практической конференции «Профессиональное образование как основной элемент социальной адаптации молодёжи с инвалидностью и ОВЗ» г.Луганск

Цель доклада: ознакомить участников конференции с деятельностью педагогов «Луганского техникума-интерната» при формировании профессиональных навыков у молодёжи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

 

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы по формированию профессиональных навыков на занятиях профессионального цикла»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ ТЕХНИКУМ-ИНТЕРНАТ»











ДОКЛАД

на научно-практическую конференцию

«Профессиональное образование как основной элемент социальной адаптации молодёжи с инвалидностью и ОВЗ»

Тема: «Особенности работы по формированию профессиональных навыков на занятиях профессионального цикла»







Подготовил: Терёхина А.Е.,

мастер производственного обучения ГОУ СПО ЛНР «Луганский техникум-интернат»









Луганск

2020



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Теоретические основы формирования практических знаний, умений и навыков 4

1.1. Характеристика профессионального образования в условиях реализации образовательного стандарта 4

1.2. Характеристика методов обучения на занятиях профессионального цикла 5

1.3. Организация и этапы практической деятельности обучающихся по формированию умений и навыков на занятиях профессионального цикла 8

1.4. Контроль и оценка знаний, умений и навыков обучающих 10

2. Особенности преподавания дисциплин профессионального цикла молодёжи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья… 12

2.1. Принципы взаимодействия педагогов и обучающихся с инвалидностью и ОВЗ 12

2.2. Требования к педагогу, осуществляющего работу с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ 15

Заключение 17

Список литературных источников 18





ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые коллеги, позвольте представиться, перед вами Анастасия Евгеньевна Терёхина, мастер производственного обучения «Луганского техникума-интерната» из молодых педагогов, со стажем менее 5 лет. Представляю вашему вниманию доклад «Особенности работы по формированию профессиональных навыков на занятиях профессионального цикла».

Сегодня в нашем обществе происходит переосмысление статуса образования. Понятие «образование» должно пониматься и осваиваться как особая философско-антропологическая категория, фиксирующая фундаментальные основы бытия человека и форму становления личности. Профессиональное образование занимает ключевое место в социально-экономическом, интеллектуальном и духовно-просветительском развитии мирового общества. Однако, формирование знаний, навыков, личных и профессиональных качеств, развитие творческой деятельности, расширение кругозора обучающегося ставят высокие требования в выборе современных методов и средств обучения.

Цель доклада: ознакомить участников конференции с деятельностью педагогов при формировании профессиональных навыков у молодёжи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Задачи: проанализировать нормативно-правовую документацию и методическую литературу; дать понятие профессионального обучения, профессиональных компетенций; определить сущность формирования профессиональных умений и навыков в процессе обучения; изучить особенности преподавания профессиональных дисциплин молодёжи с инвалидностью и ОВЗ.

При подготовке доклада были использованы работы Беспалько В.П, Луначарского А. В., Выготского Л.С., Скакуна В. А., Соловейчик С.Л.

  1. Теоретические основы формирования практических знаний, умений и навыков



    1. Характеристика профессионального образования в условиях реализации образовательного стандарта


Давайте вспомним, что Анатолий Васильевич Луначарский в начале ХХ века, увлеченный идеей полного развития всех способностей человека, боролся за введение широкой учебной программы. Он полагал, что узконаправленное профессиональное обучение будет ограничивать созидательные способности человека. Отсутствие всестороннего общего образования, помешает изменить как поведение отдельного человека, так и культурное преображение всего, на тот момент, советского общества. 

А вот, что сегодня говорит Владислав Александрович Скакун: «Для каждого человека его профессиональное образование выступает в двух значениях:

  • как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, поскольку человек раскрывает свои способности в труде, и в первую очередь в профессиональном труде;

  • как средство устойчивости, социальной самозащиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики; как его собственность, капитал, которым он распоряжается или будет распоряжаться как субъект на рынке труда». 

Педагоги нашей молодой республики занимают выгодное положение, ведь мы можем применить опыт старших товарищей из близких нам по духу государств, разрабатывая свои технологии в педагогики. Как следствие становления системы образования в Луганской Народной Республики издан Закон ЛНР № 207-ПЗ/16 от 14 апреля 2016 г. «Закон об образовании».

В представленном документе четко дана характеристика интересующих нас понятий: Статья 2 п. 28 «профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности».

То есть образование должно быть направлено на всестороннее развитие обучающегося в рамках образовательного стандарта. А стандартизация образования, в свою очередь, обеспечивает общее образовательное пространство во внутригосударственных и межгосударственных системах образования.

Методологической основой образовательного стандарта является компетентностный подход, предполагающий, в качестве результатов обучения, формирование профессиональных и общих компетенций.

На основе изученной литературы были даны определения:

Компетенция – способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Общая компетенция – это способ деятельности, универсальный для большинства профессий и специальностей, направленный на решение профессионально-трудовых задач и являющийся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.

Выделяют следующие компоненты компетенции:

  • знания;

  • умения, навыки, способы деятельности;

  • профессиональный и (или) жизненный опыт;

  • личностный смысл, мотивы, позиции, установки;

  • личностные особенности.

Умение – это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

Навык – это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.

Колоссальный опыт современных педагогов направлен на всестороннее развитие будущего работника, профессионала, что привело к изменению содержания профессионального образования.


    1. Характеристика методов обучения на занятиях профессионального цикла

В условиях реализации компетентностного подхода следует понимать, что обучающийся должен нарабатывать профессионализм во время обучения. Поэтому целесообразно использовать такие методы обучения, которые позволят сформировать профессиональные компетенции и приобрести навыки практической работы по специальности до начала профессиональной деятельности.

Метод обучения – это способ организации учебно-познавательной деятельности обучающегося. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов образовательного процесса.

Без сопутствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучающимися определенного содержания учебного материала.

При целостном подходе, как известно, выделяют три основные группы методов обучения:

1) Словесные методы (источником знаний является устное или письменное слово). К ним относят: рассказ - устное повествовательное изложение содержания учебного материала; объяснение - словесное истолкование закономерностей; беседа - тщательно продуманная система вопросов, служащая для подведения учеников к пониманию нового материала; дискуссия - основана на обмене взглядами по определенной проблеме; лекция - способ изложения объемного материала, для обучающихся; работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана, тегирование, цитирование, рецензирование).

2) Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, инструкционные карты, наглядные пособия). Наглядные методы состоят из: иллюстраций (плакаты, схемы, карты, зарисовки на доске) и демонстраций (приборы, технические установки, фото и видеоматериалы).

3) Практические методы основаны на практической деятельности обучающегося. Этими методами формируют практические умения и навыки. Источником знания выступает практическая деятельность обучающихся.

К практическим методам относят: упражнения, лабораторные и практические работы, эксперимент, наблюдение, дидактические игры.

Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью отработки умений и навыков. Упражнения по своему характеру подразделяются на: устные; письменные; графические; учебно-трудовые.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

  • упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления – воспроизводящие упражнения;

  • упражнения по применению знаний в новых условиях – тренировочные упражнения.

Упражнения являются эффективными при соблюдении следующих дидактических требований:

  • сознательный подход учащихся к их выполнению;

  • соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.

Лабораторные работы – это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться в кабинете и за его пределами, например в парке.

Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов, где каждый участник или команда увлечены решением главной задачи, ориентируют свое поведение на успех.

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения, но они могут сыграть в обучении положительную роль в том случае, если используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.

В стенах нашего учреждения положительно зарекомендовали себя такие практические методы, как мастер-класс.

Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. В них с большим интересом принимают участие не только обучающиеся, но и педагоги.

Всем запомнились такие мастер-классы:

  • «Изготовление аксессуаров» - Власова Е.М.

  • «Кукла-мотанка» - Болдарь С.Б.

  • «Отделка одежды в стиле оригами», «ВТО мужских брюк» - Абраменко Т.А.

  • «Рамка для фото» - Криница С.Н.

  • «Облачные технологии» - КриницаС.Н.

  • «Создание сайта преподавателя» - Кравченко И.Г.

  • «Декорирование яиц» - Радная Н.А.

  • «Разнообразие форм букетов», «Рог изобилия», «Пасхальный венок», «Свадебные букеты» - Карпенко М.Ю.

  • «Флористическая открытка. Подарок маме», «Коллаж-рамка. Подарок учителю» - Терехина А.Е.

  • «Топиарий магнит пасхальный», «Декор для горшка к 8 Марта» -

      • Машкевич А.Ю. и другие…

Работы, представленные в музее техникума, показывают насколько широко используется технология творческих мастерских нашими педагогами. Проходят выставки наших работ как в техникуме, так и за пределами учебного заведения.


    1. Организация и этапы практической деятельности обучающихся по формированию умений и навыков на занятиях профессионального цикла

Содержание занятий должно обеспечивать социальные и личностные потребности, давать возможность педагогу планировать работу с учетом возможности обучающихся. Формирование занятий дисциплин профессионального цикла должно опираться на научность и актуальность излагаемого материала, межпредметные связи. Материал занятия должен быть доступен и подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося.

Содержание занятия должно включать все виды практической деятельности, приближенные к профессиональной, а именно: выполнение заданий, ориентированных на запросы работодателей (составление документов, решение ситуационных профессиональных задач и пр.), научно-исследовательской работы, участие в деловых, ролевых, имитационных играх. Очень важно при проектировании занятия определить содержание и последовательность выполнения обучающимися запланированных учебных действий в соответствии с формируемой компетенцией, содержание организационных, мотивационных, информационно-разъяснительных, контролирующих и других действий преподавателя для включения обучающихся в самостоятельную активную учебно-познавательную деятельность.

При построении занятия преподаватель должен ориентироваться на предполагаемую работу обучающихся и прорабатывать этапы урока с учетом фронтальной, групповой, коллективной формы учебно-познавательной деятельность.

При фронтальной деятельности преподаватель ведет работу со всеми обучающимися одновременно - рассказывает, объясняет, показывает, вовлекает их в обсуждение проблемы, обеспечивая одновременное руководство всеми участниками. Все, что необходимо знать и уметь, показывает одновременно для всех. Каждый обучающийся стремится усвоить информацию, передаваемую преподавателем. Общая цель работы достигается за счет индивидуальных усилий каждого ученика.

Для того чтобы эта форма была более эффективной, необходимо обеспечить контакт, с группой, привлечь внимание, интерес к предстоящему восприятию знаний, создать на занятии контрольную ситуацию и в конце закрепить знания проверочнымие вопросими. Лучший метод для включения в деятельность на фронтальном занятии - объяснительно-иллюстративное изложение, но при условии организации взаимодействия с учениками, общения одновременно со всем классом, оказания на него идейно-эмоционального влияния.

Групповая форма организации познавательной деятельности является организация таких учебных знаний, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой обучающихся. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от двух до шести человек. Этапы работы:

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж педагога.

2. Обсуждение и составление плана выполнения задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению задания.

4. Наблюдение преподавателя и корректировка работы группы и отдельных обучающихся.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6. Сообщение и обсуждение результатов под контролем педагога, дополнения и исправления, формулировка окончательных выводов.

7. Оценка работы групп.

Коллективная форма познавательной деятельности, при которой коллектив обучает каждого участника, и в то же время каждый обучающийся принимает активное участие в обучении остальных. Коллектив - это группа людей, сотрудничающих друг с другом.

Такая форма познавательной деятельности предполагает наличие у всех участников общей цели. Не исключено разделения труда, функций и обязанностей между участниками. Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи. Участники работы привлекаются к учету и к контролю, за ее выполнением, в таком случае работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость.

Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого. Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. Налицо совпадение, полное единство коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам.

Один из подходов к формированию ключевых компетенций предшествует определенная подготовка – повторение ранее изученных тем правил и понятий, которыми придется пользоваться при выполнении задания. Содержание повторения зависит от объема работы и подготовленности обучающихся. Педагог подводит обучающихся к вопросам, которые необходимо выяснить, дает четкие указания о порядке выполнения задания, необходимых записях по ходу его выполнения, о правильном использовании данных в задании ответов. После этого обучающиеся выполняют работу. Индивидуализация работы предусматривает варианты различной степени трудности. Педагог наблюдает за ходом работы, консультирует отдельных учащихся по мере выполнения задания, более слабым даются наводящие вопросы с целью проверки понимания смысла всего задания.

В ходе занятия преподаватель направляет деятельность обучающихся к логическим операциям мышления: анализу, синтезу, сопоставлению, аналогии, обобщению, выводам. Прикрепление теоретических знаний к практическим является важной дидактической тенденцией.

«При правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания» писал в своих трудах Выготский Лев Семёнович.

Также нельзя забывать о здоровье-сберегающих технологиях. На занятиях они предусматривают отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания; рациональную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям и возможностям здоровья.

На занятиях преподаватели следят за гигиеническими нормами (температура рабочего пространства, чистота, проветривание), проводят производственную зарядку, подвижные игры, музыкотерапию, гимнастику для глаз, гимнастику для пальцев, физкультминутки.


    1. Контроль и оценка знаний, умений и навыков обучающих

Как известно, контроль, т. е. процесс определения соответствия знаний и умений учащихся, результатов их учебно-производственной деятельности установленным требованиям, правилам, нормам, нормативам, критериям и т. д., а оценка – это суждение (заключение) о качестве знаний и умений обучающихся, о результатах их учебно-производственной деятельности  

Главная цель контроля знаний – учёт освоения обучающимся пройденного материала, установить уровень его знаний, умений и навыков по теме. Проверка знаний дает возможность закрепить полученные знания и умения, провести работу по их усовершенствованию, определить результативность педагогической работы, построить план последующих занятий.

Виды контроля знаний: текущий, поэтапный, итоговый.

Текущий контроль включает методы систематического наблюдения педагога за деятельностью обучающегося в течение занятия; опрос на уроке или по окончанию темы; проверки домашнего задания; выполнения письменных, самостоятельных работ, лабораторных, практических и контрольных работ.

Поэтапный контроль проводится в форме проверочной работы, курсовой работы, зачёта.

Итоговый контроль предполагает проведение зачёта, дифференцированного зачета, экзамена, итоговой письменной работы, выпускной письменной работы.

Применительно к оценке результатов профессиональной деятельности выделяют следующие критерии: правильность выполнения трудовых приемов и способов работы, соблюдение технических требований к качеству учебно-производственных работ, выполнение установленных норм времени или выработки, соблюдение требований безопасности труда. Применительно к оценке знаний на занятиях профессионального цикла выделяют критерии: полнота, системность, прочность, обобщенность, действенность. Критерии оценок разрабатываются преподавателем по каждой теме с учётом планируемого освоения общих и профессиональных компетенций.

Контроль и оценивание профессиональных навыков обучающихся может производится не только преподавателем, мастером производственного обучения или лицом, контролирующим учебный процесс, а коллективом обучающихся, бригадиром или самими обучающимися (самооценка), после чего под контролем преподавателя делаются выводы, работа над ошибками и по итогу преподавателем заносится оценка в соответствующую колонку журнала, выраженную баллах от «5» до «2».

Также можно применять специальные приемы оценки и поощрения такие, как:

  • отметка вслух или жестом на занятии каждого результативного ответа;

  • применение публичной похвалы;

  • применение листа самооценивания, «Экрана успеваемости»;

  • награждение грамотами за участие в общественной деятельности или в профессиональных конкурсах;

  • организация персональной выставки работ обучающихся;

  • размещение информации об успехах обучающегося на доске почёта и т.д.

Оценивание обучающихся требует от преподавателя определенного педагогического искусства, соблюдения определенной педагогической этики и такта. Ведь от того, в какой обстановке производятся контроль и оценка, как преподносится обучающемуся балл, отражающий оценку, что и как при этом говорится, каким тоном, с каким выражением, во многом зависит их учетно-контрольная, обучающая и воспитательная значимость.

  1. Особенности преподавания дисциплин профессионального цикла молодёжи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья



2.1. Принципы взаимодействия педагогов и обучающихся с инвалидностью и ОВЗ

Сложности, которые существуют при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, обуславливают необходимость скоординированной работы всех сотрудников образовательного учреждения, включая администрацию учреждения.

ПРИКАЗ № 326-ОД Луганской Народной Республики от 11 апреля 2018 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки специалистов среднего звена)».

«Содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (ППССЗ) студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ среднего профессионального образования, адаптированных при необходимости для обучения указанных студентов».

С первого дня обучения необходима адаптация обучающихся в образовательном учреждении, в связи с изменением образа жизни, режима, досуга, с резким изменением социального положения личности. Затем работа нацелена на социализацию и реабилитацию: развивать способность рабты в коллективе, прививать навыки самообслуживания, взаимопомощи и толерантности.

Ещё Л.С. Выготский разработал теорию аномального развития ребенка, цель которой социализация особых детей с ограниченными возможностями здоровья, а не изучение самого заболевания. Но педагогу необходимо знать, чувствовать психофизические ресурсы обучающегося с определенной патологией (нарушения моторики, речи, зрения, слуха и т.д.) и при этом он должен, прежде всего, видеть личность. И для того чтобы обеспечить успешную интеграцию обучающегося с особенностями в социум, педагог должен создать оптимальные условия для реализации возможностей для каждого обучающегося и при этом не допустить формирование личности с комплексом неудачника.

В этих целях обучение должно происходить под постоянным наблюдением не только педагога, мастера, но и психолога, воспитателя и родителей (опекунов) обучающегося.

Обучающиеся, имеющие заболевания, связанные со зрением требуют включения в занятие мероприятия по охране зрения. Для недопущения переутомления необходимо соблюдать установленное время непрерывной зрительной нагрузки, которая для каждого обучающегося определяется индивидуально. Необходимо учитывать особенности их психической деятельности, которые проявляются в сложностях осуществления практической деятельности и крайне медленном темпе зрительного/тактильного восприятия, контролировать посадку обучающихся во время занятий.

Для повышения эффективности занятий рекомендуется применять различные технические средства обучения, в том числе аудио-, видеоматериалы. При организации таких занятий обучающимся разрешается подходить к доске, экрану на наиболее удобное для них расстояние. Надо учитывать, что продолжительность одного показа не должна быть более 15 минут, а уровень освещенности в помещении должен составлять не менее 500 люкс.

Для обучающихся с нарушениями зрения необходимо разрабатывать раздаточный материал с крупным шрифтом и четко прорисованными иллюстрациями.

При работе с обучающимися с заболеваниями слуха необходимо учитывать уровень речевого развития обучающегося и замедленность восприятия им информации. Люди с нарушением слуха обычно имеют проблемы с запоминанием. Также в задачи педагога входит сохранение слуха, поэтому ему обычно предлагаются задания на наглядно-действенном уровне, индивидуальные задания для обучающегося должны содержать как можно больше иллюстраций; рекомендуется сопровождение занятий сурдопедагогом. Во время объяснения материала преподаватель должен как можно ближе находиться к обучающемуся, также обучающийся должен дополнительно видеть артикуляцию звуков.

Для обучающихся с нарушением моторики характерна повышенная утомляемость, отвлекаемость, сужение объема внимания, преобладание слуховой памяти над зрительной, затруднения в письме и чтении. Для повышения эффективности занятий рекомендуется наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; выполнять задания небольшими шагами с затратой большего времени на первичное ознакомление с учебным материалом; увеличение доли методов социальной стимуляции (обращение внимания, апелляция к ограничениям по времени, контактные виды работ, групповые задания и др.) на занятиях.

Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата пространство в кабинете должно быть достаточным для свободного передвижения самостоятельно или при помощи ортопедических средств, а на рабочем столе должно быть достаточно свободного места для манипуляций учебными принадлежностями и т. д.

Обучающиеся с ментальными особенностями. К данной категории относят людей не только с явно выраженным отставанием в развитии, но и имеющих нарушения динамики нервных процессов, проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы. Такие обучающиеся, обычно характеризуются интеллектуальной пассивностью, недоразвитием личности, быстрой потерей интереса к осуществляемой деятельности, низкой способностью делать обобщения и неспособностью запоминать информацию с первого раза.

Для обеспечения заинтересованности в обучении им рекомендуется давать максимально легкие задания и применять специальные приемы поощрения.

Для поддержания работоспособности обучающегося преподаватель использует разнообразные приемы и наглядные материалы. Повышенное внимание уделяется речевому сопровождению выполняемых заданий.

Формирование знаний происходит поэтапно, при этом при работе с молодёжью с ограниченными возможностями здоровья надо учитывать, что потребуется неоднократно возвращаться к уже изученному материалу. Также важно наличие разнообразных наглядно-образных средств и проведение обучения в положительной эмоциональной обстановке.

На занятиях педагогом показывается наглядно порядок выполнения каждой операции, его методы. В процессе занятий используются видеоматериалы, фотоматериалы и электронные учебники по теме.

Надо также учитывать, что обучение лиц с ОВЗ является практико-ориентированным. Практика в данном случае выступает в качестве источника получения новых знаний и сферы, в которой можно использовать полученные теоретические знания.

Благоприятно воздействует на обучающихся техническое творчество, в процессе изготовления изделий у них развивается интерес, желание расширять свои знания, самостоятельность.



    1. Требования к педагогу, осуществляющего работу с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ

Развитое общество требует от современного педагога следующих личностных качеств:

– тактичности, эмпатии, терпеливости, терпимости в отношениях с подростками и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

– понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

– умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты.

Педагоги должны относиться к обучающимся с одинаковым уважением, не возвышая одних за счет унижения других.

Оценочная деятельность должны способствовать развитию обучающегося, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках педагога.

При работе с молодежью с ОВЗ к заработной плате педагога добавляется 15-25%, данные надбавки рассчитаны на более сложные условия работы в сравнении с обычными детьми, требующие бОльшего внимания, проявления творческих способностей преподавателя, выдержки и тд.

И при всем при этом преподаватель должен следить за собой:

  • на сколько он морально устойчив;

  • на сколько он мотивирован в своей творческой деятельности;

  • за культурой поведения и общения;

  • за своим внешним видом и т.д.

Педагоги в процессе обучения лиц с инвалидностью направляют свою деятельность на стимуляцию интереса каждого обучающегося к профессии, специальности даже если она выбрана им не самостоятельно.

Процесс обучения невозможен без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.

В литературных источниках указано, что творческая природа профессиональной деятельности преподавателя:

  • выражается в индивидуально-творческом развитии педагога и детей;

  • в сочетании приёмов алгоритмизации деятельности и творчества;

  • в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путём творческого переосмысления, переработки и его органичного включения в собственную теорию и практику.

Заключение

Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к обучающемуся, так и в отношении к своему предмету, к подаче учебного материала, к определению методов и средств обучения и воспитания. Творческое решение построения урока и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения обучающимися необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует их активность, вызывает познавательный интерес.

Все работники образовательного учреждения в общении с обучающимися должны проявлять доброжелательность, терпение, уважение. Потому что личным примером мы стимулируем у обучающихся положительную деятельность.



Список литературных источников



  1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.— М.: Педагогика, 1989.—192 е.: ил.

  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

  3. Кулиева Ш. Х., Каримова М. Н., Давлаткулова М. Х. Организация теоретических и практических занятий в процессе подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 804-807. — Электронный источник] Режим доступа: https://moluch.ru/archive/67/11361/

  4. О'Коннор Т. Анатолий Васильевич Луначарский // Вопросы истории. - 1993. - № 10. Электронный источник] Режим доступа: https://istorja.ru/articles.html/russia/timoti-okonnor-anatoliy-vasilevich-lunacharskiy-r392/

  5. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007. – 178 с.

  6. Соловейчик С.Л. Непрописные истины воспитания. Избранные статьи Москва «Издательство АСТ», 2017


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!