СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы с детьми с ДЦП

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности работы с детьми ДЦП

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с детьми с ДЦП»

Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе


Частота нарушений речи при детском церебральном параличе


Наиболее часто встречаются:

Псевдобульбарная дизартрия при спастической диплегии – 80%

Подкорковая дизартрия при гиперкинетической форме ДЦП – 90%



Псевдобульбарная дизартрия при гемипаретической форме – 30-35%

Мозжечковая дизартрия при атоническо-атактической форме ДЦП – 70-75%



Нарушения письменной речи - дислексии и дисграфии





Нарушения речи у детей с детским церебральным параличом


Н А Р У Ш Е Н И Я Р Е Ч И




Фонетико-фонематические – проявляются в рамках различных форм дизартрии

Специфические особенности усвоения родного языка – трудности в формировании целостного представления о предмете, в словесном обозначении окружающих предметов, их качеств, трудности в усвоении лексической системы языка

Нарушения грамматического строя речи – неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами

Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения

Все формы дисграфии и дислексии – в генезе лежит несформированность зрительно-моторных и оптико-пространственных систем

Специфические трудности в усвоении лексической системы языка у детей с церебральным параличом


Вид нарушения

Проявления

1






Лексические нарушения

(Н.Н. Малофеев, 1985)

  • замедленный темп расширения словарного запаса

  • преобладание в лексиконе существительных, глаголов и предлогов (90% всего лексического запаса)

  • многократное повторение одних и тех же слов в связной речи

  • недостаточная степень владения глаголами, незнание их точного значения

2

Лексико-семантичес-кие и грамматичес-кие наруше-ния (Л.Б. Халилова, 1984, 1991)


  • незнание значений слов

  • замена значений слов, совпадающих по звучанию

  • смешение семантикиисходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависисмости

  • вычленение в слове лишь конкретного значения, непонимание переносного смысла

  • затруднения в установлении функциональной общности между значениями многозначного слова

  • крайне ограниченные семантические представления, недостаточность языковых абстракций и обобщений



Особенности понимания речи учащимися с детским церебральным параличом

(по материалам Е.М. Мастюковой)


Нарушения понимания речи

Проявления



1 вариант




Трудности в различении фраз с правильным и неправильным синтаксическим согласованием слов, в понимании сложных грамматических конструкций, содержащих последовательные подчинения, относительные или дистантные конструкции; узость понимания значений отдельных слов, понимания сложных форм контекстной речи, скрытого смысла рассказов


2 вариант



Трудности в переводе последовательно поступающей информации в целостно обозреваемую симультанную систему, нарушения понимания обратных конструкций, содержания рассказов, условий задач и другого программного материала


3 вариант

Трудности понимания обращенной речи связаны с ограниченностью словарного запаса, неточностью понимания значений отдельных слов, недостаточным объемом знаний и представлений об окружающем, бедностью практического опыта; затруднения в понимании глаголов движения (особенно префиксальных)




Специфика логопедической работы с детьми с ДЦП (развитие

лексики)


Формирование восприятия и представлений об окружающих предметах и явлениях в разных видах деятельности

Ранние коррекционные мероприятия, направленные на расширение практического и чувственного опыта







  • первичное ознакомление с предметами, их изображениями, действиями с ними

  • привлечение внимания к предметам, создание поисковых ситуаций

  • стимуляция детей к повторению и произнесению названий предметов





  • более углубленное ознакомление детей с предметами, их качествами и свойствами, понимание взаимосвязи назначения предмета с его строением, обозначение частей и целого предмета,

  • обучение обследовательским действиям с предметами, выделение качеств предметов, введение обозначающих их слов, сравнение качеств предметов с противоположными







  • увеличение набора выделяемых качеств и свойств предметов

  • формирование умения точно подбирать слова различных частей речи




  • формирование видовых и родовых обобщений, понятий






Опосредование предметно-практической и игровой деятельностью

Тесная связь с развитием и коррекцией сенсорных функций и познавательной деятельности











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!