Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе
Частота нарушений речи при детском церебральном параличе
Наиболее часто встречаются:
Псевдобульбарная дизартрия при спастической диплегии – 80%
Подкорковая дизартрия при гиперкинетической форме ДЦП – 90%
Псевдобульбарная дизартрия при гемипаретической форме – 30-35%
Мозжечковая дизартрия при атоническо-атактической форме ДЦП – 70-75%
Нарушения письменной речи - дислексии и дисграфии
Нарушения речи у детей с детским церебральным параличом
Н А Р У Ш Е Н И Я Р Е Ч И
Фонетико-фонематические – проявляются в рамках различных форм дизартрии | Специфические особенности усвоения родного языка – трудности в формировании целостного представления о предмете, в словесном обозначении окружающих предметов, их качеств, трудности в усвоении лексической системы языка | Нарушения грамматического строя речи – неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами | Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения | Все формы дисграфии и дислексии – в генезе лежит несформированность зрительно-моторных и оптико-пространственных систем |
Специфические трудности в усвоении лексической системы языка у детей с церебральным параличом
№ | Вид нарушения | Проявления |
1 | Лексические нарушения (Н.Н. Малофеев, 1985) | -
замедленный темп расширения словарного запаса -
преобладание в лексиконе существительных, глаголов и предлогов (90% всего лексического запаса) -
многократное повторение одних и тех же слов в связной речи -
недостаточная степень владения глаголами, незнание их точного значения |
2 | Лексико-семантичес-кие и грамматичес-кие наруше-ния (Л.Б. Халилова, 1984, 1991) | -
незнание значений слов -
замена значений слов, совпадающих по звучанию -
смешение семантикиисходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависисмости -
вычленение в слове лишь конкретного значения, непонимание переносного смысла -
затруднения в установлении функциональной общности между значениями многозначного слова -
крайне ограниченные семантические представления, недостаточность языковых абстракций и обобщений |
Особенности понимания речи учащимися с детским церебральным параличом
(по материалам Е.М. Мастюковой)
Нарушения понимания речи | Проявления |
1 вариант | Трудности в различении фраз с правильным и неправильным синтаксическим согласованием слов, в понимании сложных грамматических конструкций, содержащих последовательные подчинения, относительные или дистантные конструкции; узость понимания значений отдельных слов, понимания сложных форм контекстной речи, скрытого смысла рассказов |
2 вариант | Трудности в переводе последовательно поступающей информации в целостно обозреваемую симультанную систему, нарушения понимания обратных конструкций, содержания рассказов, условий задач и другого программного материала |
3 вариант | Трудности понимания обращенной речи связаны с ограниченностью словарного запаса, неточностью понимания значений отдельных слов, недостаточным объемом знаний и представлений об окружающем, бедностью практического опыта; затруднения в понимании глаголов движения (особенно префиксальных) |
Специфика логопедической работы с детьми с ДЦП (развитие
лексики)
Формирование восприятия и представлений об окружающих предметах и явлениях в разных видах деятельности
Ранние коррекционные мероприятия, направленные на расширение практического и чувственного опыта
-
первичное ознакомление с предметами, их изображениями, действиями с ними
-
привлечение внимания к предметам, создание поисковых ситуаций
-
стимуляция детей к повторению и произнесению названий предметов
-
более углубленное ознакомление детей с предметами, их качествами и свойствами, понимание взаимосвязи назначения предмета с его строением, обозначение частей и целого предмета,
-
обучение обследовательским действиям с предметами, выделение качеств предметов, введение обозначающих их слов, сравнение качеств предметов с противоположными
Опосредование предметно-практической и игровой деятельностью
Тесная связь с развитием и коррекцией сенсорных функций и познавательной деятельности