СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с ОВЗ для освоения образовательных программ нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями»

Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями

Л.И. Чеботаева, воспитатель

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23»

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой развития.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ нередко представляет большие трудности, обусловленные физиологической незрелостью нервной системы, эволюционно-возрастными особенностями развивающегося мозга и рядом других особенностей, характерных для данного возраста. Поэтому необходимо представлять весь путь последовательного развития детей в норме, знать условия, от которых зависит его успешное протекание

Получение такими детьми образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Задача педагогов и родителей (законных представителей) - помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Каждый поступающий в наше учреждение ребёнок с ОВЗ в первую очередь проходит обследование специалистами: педагогом-психологом, учителем-дефектологом. А воспитатель знакомится с полученными ими данными.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

  • беседа с родителями;

  • изучение медицинской карты ребенка;

  • обследование физического развития;

  • обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Далее под руководством психолога разрабатываются индивидуальные карты коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня мы предусматриваем увеличение времени на проведение гигиенических процедур, прием пищи, а также широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

Необходимо также организовать активную работу с родителями (законными представителями). Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Мы используем следующие формы работы:

  • Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка.

  • Дни открытых дверей – родители (законные представители) посещают группу, вместе с ребенком наблюдают за работой специалистов.

  • Семинары-практикумы – где родители (законные представители) знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

  • Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях.

Нами были выделены основные условия, которые способствуют эффективной педагогической коррекции нарушений раннего речевого развития.

  1. Установление устойчивого эмоционального контакта, заботливое и индивидуально-ориентированное отношение к каждому ребенку, которое основано на всесторонних представлениях об особенностях развития детей.

  2. Речь педагогов должна быть правильной, четкой, эмоционально выразительной.

  3. Многократность повторения одного и того же словесного материала в разных видах деятельности.

  4. Оптимальная длительность проведения занятия от 5 до 35 минут, до снижения активности детей.

  5. Поощрение любого проявления инициативы и речевой активности у ребенка.

  6. Наряду с новым материалом включение в занятие уже знакомого. Тогда ребенок сможет получить уверенность в своих силах.

  7. Обязательное соотнесение слова с обозначаемым предметом, картинкой, слова – с действием, слова – с признаком.

Особенности поведения ребен­ка с ОВЗ задают спе­циальные требования к содержанию и процедуре коррекционно-развивающей работы:

  • непродолжительность, из­бирательность и эффективность диагностических и коррекционных мероприятий;

  • эмпатия, осторожность и аутентичность в установлении контакта с ребенком;

  • адекватность применяемых методик соответственно возрасту, индивидуаль­ности и специфике речевого на­рушения ребенка;

  • непременное участие значимых взрос­лых в коррекционно-развивающей работе.

Важным моментом для начала проведения коррекционно-педагогической работы является необходимость установления прочного эмоционального контакта с ребенком. Начинать проводить занятия можно тогда, когда между педагогом и ребенком устанавливаются доброжелательные, доверительные отношения.

В случае возникновения затруднения у ребенка при выполнении заданий можно использовать такие виды помощи, как: привлечение внимания ребенка, повтор инструкции. Методикой предусматривается использование фиксированных видов помощи – показ дополнительных наглядных опор (картинок, игрушек), демонстрация образа, отдельного действия или деятельности в целом. После оказания помощи ребенку всегда предоставляется возможность выполнить задание самостоятельно.

Необходимо создать у каждого ребенка положительную мотивацию выполнения заданий, нельзя фиксировать внимание ребенка на ошибках. При поощрении правильного выполнения действий мы формируем у детей уверенность в преодолении имеющихся трудностей.

Длительность занятия сугубо индивидуальна, зависит от психофизиологического состояния ребенка, личностных особенностей. Следует помнить, что любая перегрузка нервной системы ребенка может привести к отставленным по времени нежелательным последствиям для его организма.

Последовательность заданий, а также их количество, может варьироваться в зависимости от возможностей контакта педагога с ребенком, от индивидуальных особенностей ребенка (состояния его внимания, степени утомляемости и пр.), а также некоторых других факторов, влияющих на ход проведения занятия.

Материал для проведения занятия подготавливается заранее и располагается в удобной для педагога форме. Предметные и сюжетные картинки, а также другой наглядный материал расположен по разделам в виде картотеки. Наглядные и словесные инструкции предъявляются ребенку в интересной интонационно выразительной форме, точно и четко.

Для активизации речевой активности детей мы используем следующие приёмы:

  1. Внезапное появление и быстрое исчезновение предмета.

  2. Совместное проговаривание.

  3. Договаривание слов.

  4. Сопряжённое, сопряжённо-отражённое, отраженное произношение слов.

  5. Предъявление речевого материала на слухозрительной основе и на слух.

  6. Создание проблемной ситуации, для разрешения которой необходимо подражать взрослому.

  7. Привлечение внимания к губам (с помощью указательного жеста) и мимике взрослого.

  8. Демонстрация ожидания речевой инициативы со стороны ребёнка;

  9. Ответ за ребёнка в случае отсутствия у него речевой активности (от лица ребёнка).

  10. Постоянное комментирование происходящих вокруг ребёнка событий (простые фразы с часто повторяющимися словами).

Все высказывания, обращённые к ребёнку, произносятся в замедленном темпе, с паузами между словами и повторами образца, с выделением ударного слога и лексического ударения во фразе.

Использование вышеперечисленных принципов и приёмов работы позволяет реализовать особые образовательные потребности детей данной категории и подготовить их к включению в социум.



Список использованных источников

  1. Гришвина А.В., Сочеванова Е.В., Пузыревская Е.Я. Игры-занятия с детьми с нарушениями умственного и речевого развития.- М., 1988г.

  2. Мишина Г.А., Стребелева Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. – М., Изд.: “Экзамен”, 2004г.

  3. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.,1978г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!