Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями
Л.И. Чеботаева, воспитатель
ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23»
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой развития.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ нередко представляет большие трудности, обусловленные физиологической незрелостью нервной системы, эволюционно-возрастными особенностями развивающегося мозга и рядом других особенностей, характерных для данного возраста. Поэтому необходимо представлять весь путь последовательного развития детей в норме, знать условия, от которых зависит его успешное протекание
Получение такими детьми образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Задача педагогов и родителей (законных представителей) - помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Каждый поступающий в наше учреждение ребёнок с ОВЗ в первую очередь проходит обследование специалистами: педагогом-психологом, учителем-дефектологом. А воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
беседа с родителями;
изучение медицинской карты ребенка;
обследование физического развития;
обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством психолога разрабатываются индивидуальные карты коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка.
Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня мы предусматриваем увеличение времени на проведение гигиенических процедур, прием пищи, а также широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
Необходимо также организовать активную работу с родителями (законными представителями). Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Мы используем следующие формы работы:
Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка.
Дни открытых дверей – родители (законные представители) посещают группу, вместе с ребенком наблюдают за работой специалистов.
Семинары-практикумы – где родители (законные представители) знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях.
Нами были выделены основные условия, которые способствуют эффективной педагогической коррекции нарушений раннего речевого развития.
Установление устойчивого эмоционального контакта, заботливое и индивидуально-ориентированное отношение к каждому ребенку, которое основано на всесторонних представлениях об особенностях развития детей.
Речь педагогов должна быть правильной, четкой, эмоционально выразительной.
Многократность повторения одного и того же словесного материала в разных видах деятельности.
Оптимальная длительность проведения занятия от 5 до 35 минут, до снижения активности детей.
Поощрение любого проявления инициативы и речевой активности у ребенка.
Наряду с новым материалом включение в занятие уже знакомого. Тогда ребенок сможет получить уверенность в своих силах.
Обязательное соотнесение слова с обозначаемым предметом, картинкой, слова – с действием, слова – с признаком.
Особенности поведения ребенка с ОВЗ задают специальные требования к содержанию и процедуре коррекционно-развивающей работы:
непродолжительность, избирательность и эффективность диагностических и коррекционных мероприятий;
эмпатия, осторожность и аутентичность в установлении контакта с ребенком;
адекватность применяемых методик соответственно возрасту, индивидуальности и специфике речевого нарушения ребенка;
непременное участие значимых взрослых в коррекционно-развивающей работе.
Важным моментом для начала проведения коррекционно-педагогической работы является необходимость установления прочного эмоционального контакта с ребенком. Начинать проводить занятия можно тогда, когда между педагогом и ребенком устанавливаются доброжелательные, доверительные отношения.
В случае возникновения затруднения у ребенка при выполнении заданий можно использовать такие виды помощи, как: привлечение внимания ребенка, повтор инструкции. Методикой предусматривается использование фиксированных видов помощи – показ дополнительных наглядных опор (картинок, игрушек), демонстрация образа, отдельного действия или деятельности в целом. После оказания помощи ребенку всегда предоставляется возможность выполнить задание самостоятельно.
Необходимо создать у каждого ребенка положительную мотивацию выполнения заданий, нельзя фиксировать внимание ребенка на ошибках. При поощрении правильного выполнения действий мы формируем у детей уверенность в преодолении имеющихся трудностей.
Длительность занятия сугубо индивидуальна, зависит от психофизиологического состояния ребенка, личностных особенностей. Следует помнить, что любая перегрузка нервной системы ребенка может привести к отставленным по времени нежелательным последствиям для его организма.
Последовательность заданий, а также их количество, может варьироваться в зависимости от возможностей контакта педагога с ребенком, от индивидуальных особенностей ребенка (состояния его внимания, степени утомляемости и пр.), а также некоторых других факторов, влияющих на ход проведения занятия.
Материал для проведения занятия подготавливается заранее и располагается в удобной для педагога форме. Предметные и сюжетные картинки, а также другой наглядный материал расположен по разделам в виде картотеки. Наглядные и словесные инструкции предъявляются ребенку в интересной интонационно выразительной форме, точно и четко.
Для активизации речевой активности детей мы используем следующие приёмы:
Внезапное появление и быстрое исчезновение предмета.
Совместное проговаривание.
Договаривание слов.
Сопряжённое, сопряжённо-отражённое, отраженное произношение слов.
Предъявление речевого материала на слухозрительной основе и на слух.
Создание проблемной ситуации, для разрешения которой необходимо подражать взрослому.
Привлечение внимания к губам (с помощью указательного жеста) и мимике взрослого.
Демонстрация ожидания речевой инициативы со стороны ребёнка;
Ответ за ребёнка в случае отсутствия у него речевой активности (от лица ребёнка).
Постоянное комментирование происходящих вокруг ребёнка событий (простые фразы с часто повторяющимися словами).
Все высказывания, обращённые к ребёнку, произносятся в замедленном темпе, с паузами между словами и повторами образца, с выделением ударного слога и лексического ударения во фразе.
Использование вышеперечисленных принципов и приёмов работы позволяет реализовать особые образовательные потребности детей данной категории и подготовить их к включению в социум.
Список использованных источников
Гришвина А.В., Сочеванова Е.В., Пузыревская Е.Я. Игры-занятия с детьми с нарушениями умственного и речевого развития.- М., 1988г.
Мишина Г.А., Стребелева Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. – М., Изд.: “Экзамен”, 2004г.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.,1978г.