Особенности работы с детьми с ОВЗ
ГОБУ ЯО «Ярославская школа-интернат №6»
Белова Елена Юрьевна,
Учитель-логопед
первой квалификационной категории
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Форма получения образования
В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность – в форме семейного образования и самообразования.
Требования к АООП НОО для обучающихся с ОВЗ
АООП НОО определяет содержание и организацию ОП на уровне НОО
Вариант 7.1.
Вариант 7.2.
1.Получает образование полностью соответствующее
1. Получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ОВЗ. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения : 5 лет, за счет введения первого дополнительного класса.
по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья,
в те же сроки обучения (1-4 кл.)
Вариант 7.2.
Вариант 7.1.
2.Внимание к формированию:
- социальных (жизненных) компетенций ;
- коррекции недостатков в психическом и(или) физическом развитии;
- оказанию помощи в освоении содержания образования;
- формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования.
ОБЯЗАТЕЛЬНО:
- создание условий обучения и воспитания (АОП, спец.методы , инд. и груп. КРЗанятия)- коррекции недостатков физ, псих.развитии и формирование с оциальных (жизненных) компетенций; .
2. Обязательным является СПЕЦИАЛЬНАЯ и психолого-педагогическая поддержка: ( Коррекция: ВПФ, ЭВС, у. и п.речь, произвольная регуляция и поведение).
Пс.-пед. поддержка предполагает:
-помощь в адекватных отношениях;
- профилактика внутриличностных и межличностных отношений в классе, школе;
- поддержание эмоционально комфортной обстановки;
- помощь в освоении нового уч. мат-ла;
При необходимости - инд.кор.помощь с целью предупреждения негативного отношения к учебе.
В структуру АООП НОО ОБЯЗАТЕЛЬНО вкл. Программа
корр-й работы, направленной на развитие социальных (жизненных ) компетенций обуч-ся и поддержку в освоении АООП НОО.
Вариант 7.2.
Вариант 7.1.
3 . Предназначен для образования ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития , близкого возрастной норме. Важное условие: устойчивая форма адаптивного поведения.
4.Неспособность освоить отдельный предмет – не д.б. препятствием для продолжения освоения АООП НОО- т.к . м.б.СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА шк.навыков
( дислексия, дисграфия;нарушение внимания, работоспособности; нарушения двигательной сферы),
То варианты:
- повторное обучение;
-обучение по другому варианту АООП- решение ПМПК ;
-обучение по инд.плану.
В спорных сл (7.1. или 7.2.)-сначала 7.1.
3. Неспособность освоить вариант 7.2. АООП НОО в полном объеме:
- обучение по индивидуальному учебному плану с учетом особенностей и образовательных потребностей.
Сопровождение ребенка с ОВЗ
заключение пмпк
семья -консультирование родителей
медицинское сопровождение
ДИАГНОСТИКА
индивидуальные коррекционные маршруты
поэтапный контроль за успеваемостью, рекомендации учителям-предметникам
Ребенок с ОВЗ
Учитель -логопед
Педагог -психолог
корректировка рабочих программ
Независимый педагог, тьютор
Социальный педагог
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СЛЕДУЮЩУЮ
СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ
Психологические особенности детей с ЗПР
в учебной деятельности:
- недостаточная познавательная активность
- быстрая утомляемость и истощаемость
- сниженная работоспособность
- недостаточно развиты память, внимание, мышление
- подвержены срывам без оснований
Своеобразие их познавательной деятельности приводит к тому, что требования школы оказываются для них непосильными.
В периоды нормальной работоспособности дети с ЗПР способны:
- самостоятельно (или с небольшой помощью) решать интеллектуальные задачи
- устанавливать причинно-следственные связи в тексте
- правильно выполнять упражнения по аналогии, исправлять ошибки.
Рабочее состояние детей с ЗПР на уроке длится 15 – 20 минут, а затем наступает истощение.
Как строить свою работу учителю?
- Помочь осознать условия заданий, понятно их сформулировать
- Задания давать частями
- Обучить правильно и выразительно читать, чтобы самим понимать инструкцию
- Развивать навыки умственной деятельности
Педагоги должны следовать требованиям :
- тщательно отбирать наглядность
- эффективно использовать ее на уроке
- руководить деятельностью детей при работе с подобранным материалом
- создавать положительные эмоции
- варьировать демонстрационный материал
Особые коррекционно-педагогические воздействия:
- материал преподносить небольшими дозами
- постепенность в подаче – от более легкого к более сложному материалу
- переключение с одного вида работы на другой
- разнообразить виды работы
- говорить с ребенком доброжелательным тоном
- поощрять за малейшие успехи
Из опыта моей работы
Чему мы научились
Чему мы научились
Пока не всё получается
Наше творчество
Школа – это дом , где стены – педагоги , фундамент – дети , а крыша – педагогические технологии
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!