СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития на уроках адаптивной физкультуры в коррекционной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закон РФ «Об образовании» выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития на уроках адаптивной физкультуры в коррекционной школе.»

Особенности работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития на уроках адаптивной физкультуры в коррекционной школе.


Закон РФ «Об образовании» выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка.

Тяжелые и множественные нарушения развития – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), генетических аномалий, нарушениями обмена веществ и т.д.

Выявляется значительная неоднородность группы детей с ТМНР по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитие.

В связи с этим ребенку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. От объема и качества получаемой помощи напрямую зависят степень самостоятельности ребенка и возможности его участия в жизни общества.

Адаптивная физическая культура — это комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде детей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Главной целью адаптивной физкультуры представляется усовершенствование и гармонизация всех сторон и свойств ребенка с отклонениями, реабилитация его личности с поддержкой физических упражнений. Ребенок, который прошел подготовку по АФК, сможет попробовать осуществить свои знания и умения в различных сферах деятельности.

Углубленное исследование двигательной сферы детей с ТМНР показали, что двигательная сфера детей характеризуется качественным своеобразием: отставанием в физическом развитии, нарушением регуляции произвольных движений, несформированностью техники выполнения движений, недостаточностью двигательных качеств.

Таким образом, психолого-педагогический процесс необходимо организовывать как комплексное воздействие, затрагивающее все сферы психического и двигательного развития детей с ТМНР. Комплекс упражнений должен подбираться с учетом индивидуально - типологических особенностей детей на основе результатов диагностического обследования. Необходимо в полном объеме владеть знаниями о структуре отклоняющегося развития при ТМНР различного происхождения, а также методами диагностики и коррекции.

В структуру адаптивной физической культуры входят адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и физическая реабилитация. Каждый вид адаптивной физической культуры имеет свое назначение:

-адаптивное физическое воспитание предназначено для формирования базовых основ физкультурного образования;

-адаптивная двигательная рекреация — для здорового досуга, активного отдыха, игр, общения;

-адаптивный спорт — для совершенствования и реализации физических, психических, эмоционально-волевых способностей;

-физическая реабилитация — для лечения, восстановления и компенсации утраченных способностей.

Любое движение, как бы случайно оно не возникло, является для детей с ТМНР живым опытом, результат которого не проходит бесследно. Каждое движение сопровождается ощущениями, которые исходят и от внешних предметов, и от собственных мышц, связок, снабженных чувствительными нервами. Двигательный компонент и восприятие взаимосвязаны, так как если нет восприятий, нет ощущений и представлений без движений и, следовательно, без связанных с ними двигательных ощущений.

Чтобы дать общую характеристику средств, используемых в адаптивной физической рекреации, необходимо вспомнить потребности детей, которые она удовлетворяет, а именно: потребности в отдыхе, развлечении, смене вида деятельности, интересном проведении досуга, получении удовольствия, общении, восстановлении физических и духовных сил.

Поэтому на смену напряженной умственной нагрузки приходят кинезиологические упражнения для снятия усталости и сохранения познавательного интереса.

Динамические паузы: Во время занятий, 2–5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создают необходимую атмосферу снижающую напряжение. Привести в тонус мышцы, которые не принимали участие в предыдущей деятельности, помогает использование разных видов массаже ров.

Гимнастика пальчиковая рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводиться в любой удобный отрезок времени.

Логоритмика. Она направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие.

Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Прогулки. Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее. Продолжительность прогулки определяется в зависимости от погоды и климатических особенностей региона.

При работе с детьми с ТМНР все внимание должно быть направлено на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны. Дети-инвалиды независимо от степени и глубины патологических нарушений при грамотной организации занятий подвижными играми могут получать удовольствие от общения и добиваться успехов в физическом и психомоторном развитии.

В заключение можно сделать вывод, что игровые виды адаптивной двигательной рекреации предоставляют огромные возможности для организации занятий по этому виду адаптивной физической культуры.

Творческое применение игровых видов рекреативной деятельности позволяет разнообразить занятия, сделать их интересными, эмоциональными, переключать внимание занимающихся детей на сюжет или правила игры, добиться общения между детьми, педагогами и родителями.

Развитие детей с ТМНР отличается от развития здоровых детей. На фоне первичного дефекта — органического поражения центральной нервной системы, вторичного дефекта — задержки развития познавательной сферы, у детей также наблюдается снижение и ухудшение здоровья. Поэтому такие дети нуждаются в гораздо более детальном разъяснении вопросов сохранения и укрепления здоровья. Формы организации здоровье сберегающей работы применяемые педагогом, как на занятиях, так и в течение рабочего времени проводятся в соответствии режима дня. Путь к здоровью — это здоровое правильное питание, занятия утренней гимнастики, спортом, активный отдых, подвижные игры и отсутствие стрессовых ситуаций. Очень важно для укрепления здоровья — это использование упражнений на общее развитие в режимных моментах. Каждый день ребенок начинает с утренней зарядки, ведь только она дает ребенку заряд энергии, тонизирует мышцы, улучшает настроение, настраивает ребенка позитивно на весь последующий день.