Районное методическое объединение воспитателей старших групп
Тема: Кейс-технология, как форма работы в экологическом воспитании дошкольников.
«Особенности работы с кейсом. Как использовать кейс-технологию с дошкольниками».
Подготовил старший воспитатель Халикова В.А.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная на формирование у воспитанников новых качеств и умений.
Цель и предназначение:
Цель технологии - помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знания.
Главное предназначение кейс-технологии - развивать способность исследовать различные проблемы и находить
их решение, то есть,
научиться работать
с информацией.
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн)
Требования к кейсу:
- соответствовать четко поставленной цели создания;
- иллюстрировать типичные ситуации реальной жизни;
- развивать аналитическое мышление;
- провоцировать дискуссию;
- иметь несколько решений.
Этапы создания кейса:
1. Поиск источника кейса
2. Сбор данных для кейса
3. Макетирование содержания кейса
4. Применение кейса в работе с детьми
Виды кейс-технологии в дошкольном образовании:
- кейс-иллюстрации;
- фото-кейс, анализ конкретных ситуаций;
- проигрывание ролей
(ролевое проектирование).
Фото-кейс
Фотография
Текст
(проблемная ситуация)
Вопрос
Технологическая карта
(обсуждение, решение проблемы)
Анализ конкретных ситуаций
Как-то раз Леня с Мишей, увидели на спортивной площадке двух ежей. Они решили их поймать. Ёжики так понравились мальчикам, что они решили забрать их по домам. Встретились друзья через несколько дней и заспорили, кто сильнее любит своего ежа.
- Я назвал своего ежика Фунтиком и кормлю его молоком. А в сарае я сделал ему настоящий домик, постелил там ему вместо постельки мою старую куртку.
А как твой ёжик поживает? – спросил он у Миши
-Ты знаешь, когда я принес его
домой, он показался мне таким
грустным, что мне стало его жалко
, и мы с папой отнесли его в лес.
Отпустили его на волю.
Вопрос: Кто поступил правильно
и почему?
Проигрывание ролей . Ролевое проектирование.
Ролевое проектирование – это метод способствующий расширению
социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством
проигрывания
заданных ролей .
Важной особенностью данной технологии является:
- умение дошкольников принять на себя роль;
- умение спроектировать принятую роль в соответствии;
взаимодействие.
Типовая внутренняя структура кейсов:
- ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни;
- контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации, комментарии ситуации, представленные педагогом;
- вопросы или задания для работы с кейсом;
- приложения (в форме иллюстрации, музыки и т.п.).
Эту внутреннюю структуру необходимо учитывать при разработке кейсов, при предъявлении кейса дошкольникам. Ведь на работу ребенка во многом будет влиять ситуация взаимодействия не только с партнерами-детьми, но и со значимым взрослым – педагогов, предъявившим кейс.
Организационные моменты использования кейсов
1) Как составную часть ООД познавательного или речевого цикла;
2) Как форму работы, в режимных моментах;
3) Как часть проекта
по формированию
экологического
сознания.
Вывод :
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других
Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу,
развивает у них такие
качества, как социальная активность,
коммуникабельность,
умение слушать и
грамотно излагать свои мысли.