Особенности работы учителя – логопеда в рамках индивидуального образовательного маршрута ребёнка с задержкой психического развития
Учитель – логопед
Шульдешова Ольга Васильевна
г. Орёл
ЗПР – это замедление нормального темпа психического созревания с принятыми возрастными нормами .
Термин ЗПР был предложен Груней Ефимовной Сухаревой в 1959 г
Алгоритм
Ребёнок … Ребёнок с ЗПР - это ребёнок, который ничего не знает, не умеет и не хочет, но надо чтобы он знал, хотел, и умел. (Сеген)
ПМПК (коллегиальное решение в рекомендации по дальнейшему маршруту)
ОУ – индивидуальный образовательный маршрут (организация малого педагогического коллектива для предварительного обследования, и …
ЗПР ставится только в дошкольном возрасте (начиная с 3 лет) и младшем школьном возрасте.
Индивидуальный образовательный маршрут
- целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендации Ц /Т ПМПК (Педагог-психолог; учитель-логопед; учитель-дефектолог – переписать из заключения ПМПК) Предоставление услуг ассистент а (помощника) См. Заключение ПМПК
Тьюторское сопровождение Осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП
Требования к организации пространства Наличие доступного пространства, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через визуализированные источники. Нахождение рабочего места в зоне внимания педагога. Реализация АООП НОО для обучающихся с ЗПР предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничения здоровья. Индивидуальная шкала оценок.
Ведущий специалист ( Определяет ППк) классный руководитель
Специальные образовательные условия Статья 79 п.3 №273-ФЗ об Образовании в РФ
Содержание образования обучающегося
Сроки освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР
для варианта 7.1 – 4 года / для варианта 7.2 – 5 лет
Программы учебных предметов дополнены
программами курсов коррекционно – развивающей
области, содержание которых определяется
особыми образовательными потребностями
обучающихся
Ритмика
Коррекционно – развивающие занятия:
- ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ (учитель – логопед)
Коррекционно – развивающие занятия:
- Психокоррекционные
- Учитель – дефектолог
- Педагог – психолог
Логопедическое обследование
При обследовании учитель – логопед выявляет уровень речевого развития ребёнка; оценивает их возможности и выявляет особые образовательные потребности.
1 Сбор анамнеза… позволит дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции.
Учитывается соотношение речевых и неречевых нарушений (неврологическая симптоматика)
Пример, ЗПР, вариант 7.1 – лёгкий дефицит познавательных и социальных способностей
7.2 – многозначность нарушений в развитии всех компонентов психической деятельности ребёнка.
2 Артикуляционный аппарат – …
Затруднения в артикулировании проявляются:
- -в низкой скорости чтения; -слоговым типом чтения; -низким уровнем понимания читаемого в связи со смешиванием близких по акустическим артикуляторным признакам букв .
- недоразвитие речи ( недостаточность словарного запаса, грамматического и синтаксического строя, фонетической стороны) как основа нарушения функций третьего блока мозга.
3 Устную и письменную речь. Структура нарушений представляет собой комплексную, с разной степенью выраженности недостаточность ряда вербальных и невербальных психических функций, отвечающих за обеспечение процесса письма, Сочетания и степень – индивидуальны.
Низкая работоспособность и нарушения формирования самоконтроля усугубляют
Симптоматику дисграфии и дизорфографии детей с ЗПР, обуславливают особенно
большое количество и разнообразие ошибок в письменных работах учащихся.
В центре внимания остаётся первичный дефект при ЗПР– инертность и/или повышенная истощаемость (функция первого блока мозга) сужение механической памяти; незрелость эмоции и воли, повышенная отвлекаемость…
Структура дефекта определяется тесной связью процессов развития речевой и познавательной деятельности ученика, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза.
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия»
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ занятия
Каждые 15 – 20 минут работы на уроке проводим физминутку
В структуре речевого расстройства при ЗПР первичным является СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТ, который определяет нарушения как на уровне языковых значений, так и на уровне звукового оформления.
1 Коррекция и развитие фонетико – фонематической стороны речи
При ЗПР – нарушение звукопроизношения влияет на все стороны развития устной и письменной речи. Постепенное усложнение артикуляционных укладов звуков и с постепенным переходом от менее поражённых движений и более поражённым
2 Коррекция и развитие лексической стороны речи
Дети с ЗПР значительно отстают от детей с ТНР по уровню сформированности словаря. (При ОНР (дети с ТНР) пассивный и активный словарь развивается одновременно.
Дети с ЗПР – с трудом вспоминают название предмета из-за недостаточной активности процесса поиска слова (регулярно уточняем и активизируем словарь ) Обусловлено сложностью структуры дефекта, в том числе и задержкой развития вербально-логического мышления.
3 Коррекция и развитие связной речи. Наиболее грубое недоразвитие, т.к. является наиболее абстрактным (трудности грамматических значений)
4 Профилактика/коррекция нарушений чтения и письма
Формы организации коррекционно-развивающей работы (ЗПР)
Групповые занятия и /или Индивидуальные занятия
Особенностью логопедической работы является её индивидуализация
Коррекция звукопроизношения
- Нарушение звукопроизношения влияет на все стороны развития устной и письменной речи (логомассаж, артикуляционная гимнастика, многократные повторения )
Игровые ситуации эффективны при эмоциональной пассивности, направлены на
создание положительного и заинтересованного отношения к занятиям, желания
заниматься и поддерживать активный речевой и эмоциональный контакт.
Развитие устной речи
Работаем над речевой системой в целом
(комплексный медико-педагогический подход )
Развитие фразовой речи зависит от мотивации к общению (важно стараться понимать и поощрять собственную речевую активность, разрешать допускать для разговорной речи лингвистические снижения – незаконченность фразы, повторы, собственный арсенал речи (индивидуальные «словечки»)
Работая над разговорной речью , учимся односложно отвечать на вопросы. Затем организуем разговор на знакомые (любимые) темы. Учимся использовать различные средства выразительности речи.
Монологическая речь . В работе по обучению рассказу на заданную тему соблюдаем последовательность:
- научение повторять, затем самостоятельно формировать предложение, с опорой на дополнительные вопросы.
- с опорой на план. Дополнительными вопросами уточняем детали. Помогаем выделить структурные единицы рассказа – начало, основная часть, и конец повествования.
- конечная цель – самостоятельный рассказ. Обратная связь!
Дифференцированный подход осуществляется с учётом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребёнка, особенностей его психической деятельности, уровня недоразвития и механизмов нарушения речи.
Одна из наиболее сложных для детей с ЗПР задача – это грамматическое и синтаксическое оформление речи, которая решается только с большой долей приближения. Традиционно работаем в части словоизменения. Развивая способность «чувствовать категорию рода сначала усваивается род имен существительных, затем согласование связанных с ним прилагательных, числительных и глаголов.
пей
лей
Вода
мой
Трудно уловить связь между родственными, однокоренными словами, правильно понять смысл ранее незнакомого слова, если оно очень близко по звучанию со знакомым однокоренным. (Сливочный компот – свойственно детям 4 – 5 лет). Поддерживаем! Мотивируем к употреблению в речи слов, образованных от одного корня.
На занятиях регулярно применяются упражнения в подборе слов, обозначающих противоположные значения (антонимы), или тождественные понятия (синонимы), речевые конструкции, отражающие пространственные отношения (использование предлогов), обороты, указывающие на наличие причинно – следственных связей между предметами и явлениями (так как…, потому что…, несмотря на…, из-за того, что и т.д.…
Стимулируем познавательную активность, развитие социального взаимодействия, переносим полученные знания в действительность
Часто повторяем упражнения с новыми заданиями (навыками)
Прогулка
Игра с мячом
Л.С. Выготский подчёркивал зависимость развития речи ребёнка от средств мышления и от социально-культурного опыта ребёнка
Письменная речь
В графической деятельности кинестетический компонент отвечает за позу тела, позу удержания пишущего инструмента и точность движений (мышечные ощущения)
! При нарушении (ЗПР) страдает точность движений, координация, а также характерны ошибки в буквах: ( б – д; потеря строки; повтор букв, слогов…)
Угадай буквы
Доступные по сложности и объёму задания
Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный) по М.А. Павловой, 2002)
- Первоначальное замедление и развёрнутое выполнений действий;
- Опору на показ и словесные инструкции
- Осознание ребёнком правильности и ошибочности произведённого действия (Обязательный анализ ошибки ребёнка со стороны логопеда)
- Использование стимулирующей, предупреждающей и направляющей помощи логопеда (изменение условий работы, организация внимания ребёнка перед выполнением задания, наводящие вопросы, аналогии, дополнительный наглядный материал и тд.), а также помощи по просьбе ребёнка.
Разнообразие содержания и видов деятельности (быстрая истощаемость) Чередование напряжения и расслабления
Длительное закрепление отрабатываемых навыков. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения…
Учим ориентироваться в задании, планировать свою деятельность
- Прочитай предложение вслух. Проверь по смыслу.
- Проверь по написанию.
- Подходят ли слова друг другу?
- Нет ли пропуска слов?
- Читай слова вслух и выделяй чертой.
- Пропуска букв нет?
- (Кабыльницкая С.Л.)
- (Кабыльницкая С.Л.)
Собери существительные слова из частей слов на яблоках и лаймах, стоящих рядом
Соблюдаем последовательный переход от одного задания к другому!
Составь предложение с одним из слов. Запиши в тетрадь.
Дозировка заданий и речевого материала
(постепенное усложнение)
Особенности логопедической работы с обучащимися с ЗПР
1 Тесная связь работы учителя, психолога, логопеда, родителя
2 Работа над речевой системой в целом
3 Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
4 Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)
5 Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение). Конкретность и доступность заданий
6 Длительное закрепление отрабатываемых навыков. Частый повтор упражнений с новыми заданиями (навыками). Соответствие с программой обучения грамоте.
7 Частая смена видов деятельности (быстрая истощаемость)
8 Умеренный темп работы
9 Постоянное поддержание интереса к занятиям, через воздействие на эмоциональную сферу ребёнка
Игра. Кто быстрее?
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой они красиво зазвучат» В.А. Сухомлинский
Внеурочная деятельность Коррекционно – развивающая область
« Азбука – речи » – начальные классы (авторская программа)
Сборник программ по внеурочной деятельности в соответствии ФГОС обучающихся с ОВЗ. «Программа внеурочной коррекционно – развивающей деятельности «Азбука речи» для 1, 2, 3 класса. Департамент образования Орловской области. БУОО ДПО «Институт развития образования» 2019
« Коррекция дизорфографии » – среднее звено (авторская программа)
Шульдешова О.В., учитель-логопед МБОУ СОШ №38.Программа внеурочной деятельности (коррекционно – развивающей области) «Коррекция дизорфографии» Департамент образования Орловской области. БУОО ДПО «Институт развития образования»2022
Примерный прогноз развития
При соблюдении специальных условий в организации коррекционно – образовательного процесса и стабильного состояния здоровья, обучащийся сможет стабильно развиваться и обучаться по адаптированной общеобразовательной программе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Желаем успехов!