СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы учителя – логопеда в рамках индивидуального образовательного маршрута ребёнка с задержкой психического развития

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендация - консультация. В презентации раскрываются особенности работы учителя – логопеда в рамках индивидуального образовательного маршрута ребёнка с задержкой психического развития

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы учителя – логопеда в рамках индивидуального образовательного маршрута ребёнка с задержкой психического развития»

Особенности работы учителя – логопеда в рамках индивидуального образовательного маршрута ребёнка с задержкой психического развития Учитель – логопед Шульдешова Ольга Васильевна г. Орёл

Особенности работы учителя – логопеда в рамках индивидуального образовательного маршрута ребёнка с задержкой психического развития

Учитель – логопед

Шульдешова Ольга Васильевна

г. Орёл

 ЗПР – это замедление нормального темпа психического созревания с принятыми возрастными нормами .  Термин ЗПР был предложен Груней Ефимовной Сухаревой в 1959 г Алгоритм Ребёнок … Ребёнок с ЗПР - это ребёнок, который ничего не знает, не умеет и не хочет, но надо чтобы он знал, хотел, и умел. (Сеген)  ПМПК (коллегиальное решение в рекомендации по дальнейшему маршруту) ОУ – индивидуальный образовательный маршрут (организация малого педагогического коллектива для предварительного обследования, и … ЗПР ставится только в дошкольном возрасте (начиная с 3 лет) и младшем школьном возрасте.

ЗПР – это замедление нормального темпа психического созревания с принятыми возрастными нормами .

Термин ЗПР был предложен Груней Ефимовной Сухаревой в 1959 г

Алгоритм

Ребёнок … Ребёнок с ЗПР - это ребёнок, который ничего не знает, не умеет и не хочет, но надо чтобы он знал, хотел, и умел. (Сеген)

ПМПК (коллегиальное решение в рекомендации по дальнейшему маршруту)

ОУ – индивидуальный образовательный маршрут (организация малого педагогического коллектива для предварительного обследования, и …

ЗПР ставится только в дошкольном возрасте (начиная с 3 лет) и младшем школьном возрасте.

Индивидуальный образовательный маршрут

- целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации Ц ПМПК (Педагог-психолог; учитель-логопед; учитель-дефектолог – переписать из заключения ПМПК) Предоставление услуг ассистент а (помощника) См. Заключение ПМПК

Тьюторское сопровождение Осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП

Требования к организации пространства Наличие доступного пространства, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через визуализированные источники. Нахождение рабочего места в зоне внимания педагога. Реализация АООП НОО для обучающихся с ЗПР предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничения здоровья. Индивидуальная шкала оценок.

  Ведущий специалист  ( Определяет ППк) классный руководитель

Специальные образовательные условия Статья 79 п.3 №273-ФЗ об Образовании в РФ

Содержание образования обучающегося Сроки освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР для варианта 7.1 – 4 года / для варианта 7.2 – 5 лет  Программы учебных предметов дополнены программами курсов коррекционно – развивающей области, содержание которых определяется особыми образовательными потребностями обучающихся Ритмика Коррекционно – развивающие занятия: ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ (учитель – логопед) Коррекционно – развивающие занятия: Психокоррекционные Учитель – дефектолог Педагог – психолог

Содержание образования обучающегося

Сроки освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР

для варианта 7.1 – 4 года / для варианта 7.2 – 5 лет

Программы учебных предметов дополнены

программами курсов коррекционно – развивающей

области, содержание которых определяется

особыми образовательными потребностями

обучающихся

Ритмика

Коррекционно – развивающие занятия:

  • ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ (учитель – логопед)

Коррекционно – развивающие занятия:

  • Психокоррекционные
  • Учитель – дефектолог
  • Педагог – психолог

Логопедическое обследование

При обследовании учитель – логопед выявляет уровень речевого развития ребёнка; оценивает их возможности и выявляет особые образовательные потребности.

1 Сбор анамнеза… позволит дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции.

Учитывается соотношение речевых и неречевых нарушений (неврологическая симптоматика)

Пример, ЗПР, вариант 7.1 – лёгкий дефицит познавательных и социальных способностей

7.2 – многозначность нарушений в развитии всех компонентов психической деятельности ребёнка.

2 Артикуляционный аппарат – …

Затруднения в артикулировании проявляются:

  • -в низкой скорости чтения; -слоговым типом чтения; -низким уровнем понимания читаемого в связи со смешиванием близких по акустическим артикуляторным признакам букв .
  • недоразвитие речи ( недостаточность словарного запаса, грамматического и синтаксического строя, фонетической стороны) как основа нарушения функций третьего блока мозга.

3 Устную и письменную речь. Структура нарушений представляет собой комплексную, с разной степенью выраженности недостаточность ряда вербальных и невербальных психических функций, отвечающих за обеспечение процесса письма, Сочетания и степень – индивидуальны.

Низкая работоспособность и нарушения формирования самоконтроля усугубляют

Симптоматику дисграфии и дизорфографии детей с ЗПР, обуславливают особенно

большое количество и разнообразие ошибок в письменных работах учащихся.

В центре внимания остаётся первичный дефект при ЗПР– инертность и/или повышенная истощаемость (функция первого блока мозга) сужение механической памяти; незрелость эмоции и воли, повышенная отвлекаемость…

Структура дефекта определяется тесной связью процессов развития речевой и познавательной деятельности ученика, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза.

Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ занятия

Каждые 15 – 20 минут работы на уроке проводим физминутку

В структуре речевого расстройства при ЗПР первичным является СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТ, который определяет нарушения как на уровне языковых значений, так и на уровне звукового оформления.

1 Коррекция и развитие фонетико – фонематической стороны речи

При ЗПР – нарушение звукопроизношения влияет на все стороны развития устной и письменной речи. Постепенное усложнение артикуляционных укладов звуков и с постепенным переходом от менее поражённых движений и более поражённым

2 Коррекция и развитие лексической стороны речи

Дети с ЗПР значительно отстают от детей с ТНР по уровню сформированности словаря. (При ОНР (дети с ТНР) пассивный и активный словарь развивается одновременно.

Дети с ЗПР – с трудом вспоминают название предмета из-за недостаточной активности процесса поиска слова (регулярно уточняем и активизируем словарь ) Обусловлено сложностью структуры дефекта, в том числе и задержкой развития вербально-логического мышления.

3 Коррекция и развитие связной речи. Наиболее грубое недоразвитие, т.к. является наиболее абстрактным (трудности грамматических значений)

4 Профилактика/коррекция нарушений чтения и письма

Формы организации коррекционно-развивающей работы (ЗПР)

Групповые занятия и /или Индивидуальные занятия

Особенностью логопедической работы является её индивидуализация Коррекция  звукопроизношения  Нарушение звукопроизношения влияет на все стороны развития устной и письменной речи (логомассаж, артикуляционная гимнастика, многократные повторения )  Игровые ситуации эффективны при эмоциональной пассивности, направлены на создание положительного и заинтересованного отношения к занятиям, желания заниматься и поддерживать активный речевой и эмоциональный контакт.

Особенностью логопедической работы является её индивидуализация

Коррекция звукопроизношения

  • Нарушение звукопроизношения влияет на все стороны развития устной и письменной речи (логомассаж, артикуляционная гимнастика, многократные повторения )

Игровые ситуации эффективны при эмоциональной пассивности, направлены на

создание положительного и заинтересованного отношения к занятиям, желания

заниматься и поддерживать активный речевой и эмоциональный контакт.

Развитие устной речи   Работаем над речевой системой в целом (комплексный медико-педагогический подход ) Развитие фразовой речи зависит от мотивации к общению (важно стараться понимать и поощрять собственную речевую активность, разрешать допускать для разговорной речи лингвистические снижения – незаконченность фразы, повторы, собственный арсенал речи (индивидуальные «словечки») Работая над разговорной речью , учимся односложно отвечать на вопросы. Затем организуем разговор на знакомые (любимые) темы. Учимся использовать различные средства выразительности речи.  Монологическая речь . В работе по обучению рассказу на заданную тему соблюдаем последовательность: - научение повторять, затем самостоятельно формировать предложение, с опорой на дополнительные вопросы. - с опорой на план. Дополнительными вопросами уточняем детали. Помогаем выделить структурные единицы рассказа – начало, основная часть, и конец повествования. - конечная цель – самостоятельный рассказ. Обратная связь!

Развитие устной речи

Работаем над речевой системой в целом

(комплексный медико-педагогический подход )

Развитие фразовой речи зависит от мотивации к общению (важно стараться понимать и поощрять собственную речевую активность, разрешать допускать для разговорной речи лингвистические снижения – незаконченность фразы, повторы, собственный арсенал речи (индивидуальные «словечки»)

Работая над разговорной речью , учимся односложно отвечать на вопросы. Затем организуем разговор на знакомые (любимые) темы. Учимся использовать различные средства выразительности речи.

Монологическая речь . В работе по обучению рассказу на заданную тему соблюдаем последовательность:

- научение повторять, затем самостоятельно формировать предложение, с опорой на дополнительные вопросы.

- с опорой на план. Дополнительными вопросами уточняем детали. Помогаем выделить структурные единицы рассказа – начало, основная часть, и конец повествования.

- конечная цель – самостоятельный рассказ. Обратная связь!

Дифференцированный подход осуществляется с учётом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребёнка, особенностей его психической деятельности, уровня недоразвития и механизмов нарушения речи.

Одна из наиболее сложных для детей с ЗПР задача – это грамматическое и синтаксическое оформление речи, которая решается только с большой долей приближения. Традиционно работаем в части словоизменения. Развивая способность «чувствовать категорию рода сначала усваивается род имен существительных, затем согласование связанных с ним прилагательных, числительных и глаголов.

пей

лей

Вода

мой

Трудно уловить связь между родственными, однокоренными словами, правильно понять смысл ранее незнакомого слова, если оно очень близко по звучанию со знакомым однокоренным. (Сливочный компот – свойственно детям 4 – 5 лет). Поддерживаем! Мотивируем к употреблению в речи слов, образованных от одного корня.

На занятиях регулярно применяются упражнения в подборе слов, обозначающих противоположные значения (антонимы), или тождественные понятия (синонимы), речевые конструкции, отражающие пространственные отношения (использование предлогов), обороты, указывающие на наличие причинно – следственных связей между предметами и явлениями (так как…, потому что…, несмотря на…, из-за того, что и т.д.…

Стимулируем познавательную активность, развитие социального взаимодействия, переносим полученные знания в действительность Часто повторяем упражнения с новыми заданиями (навыками) Прогулка Игра с мячом  Л.С. Выготский подчёркивал зависимость развития речи ребёнка от средств мышления и от социально-культурного опыта ребёнка

Стимулируем познавательную активность, развитие социального взаимодействия, переносим полученные знания в действительность

Часто повторяем упражнения с новыми заданиями (навыками)

Прогулка

Игра с мячом

Л.С. Выготский подчёркивал зависимость развития речи ребёнка от средств мышления и от социально-культурного опыта ребёнка

Письменная речь В графической деятельности кинестетический компонент отвечает за позу тела, позу удержания пишущего инструмента и точность движений (мышечные ощущения) ! При нарушении (ЗПР) страдает точность движений, координация, а также характерны ошибки в буквах: ( б – д; потеря строки; повтор букв, слогов…) Угадай буквы

Письменная речь

В графической деятельности кинестетический компонент отвечает за позу тела, позу удержания пишущего инструмента и точность движений (мышечные ощущения)

! При нарушении (ЗПР) страдает точность движений, координация, а также характерны ошибки в буквах: ( б – д; потеря строки; повтор букв, слогов…)

Угадай буквы

Доступные по сложности и объёму задания Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный) по М.А. Павловой, 2002) - Первоначальное замедление и развёрнутое выполнений действий; - Опору на показ и словесные инструкции - Осознание ребёнком правильности и ошибочности произведённого действия (Обязательный анализ ошибки ребёнка со стороны логопеда) - Использование стимулирующей, предупреждающей и направляющей помощи логопеда (изменение условий работы, организация внимания ребёнка перед выполнением задания, наводящие вопросы, аналогии, дополнительный наглядный материал и тд.), а также помощи по просьбе ребёнка.  Разнообразие содержания и видов деятельности (быстрая истощаемость) Чередование напряжения и расслабления

Доступные по сложности и объёму задания

Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный) по М.А. Павловой, 2002)

- Первоначальное замедление и развёрнутое выполнений действий;

- Опору на показ и словесные инструкции

- Осознание ребёнком правильности и ошибочности произведённого действия (Обязательный анализ ошибки ребёнка со стороны логопеда)

- Использование стимулирующей, предупреждающей и направляющей помощи логопеда (изменение условий работы, организация внимания ребёнка перед выполнением задания, наводящие вопросы, аналогии, дополнительный наглядный материал и тд.), а также помощи по просьбе ребёнка.

Разнообразие содержания и видов деятельности (быстрая истощаемость) Чередование напряжения и расслабления

Длительное закрепление отрабатываемых навыков. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения… Учим ориентироваться в задании, планировать свою деятельность Прочитай предложение вслух. Проверь по смыслу. Проверь по написанию. Подходят ли слова друг другу? Нет ли пропуска слов? Читай слова вслух и выделяй чертой. Пропуска букв нет?  (Кабыльницкая С.Л.)  (Кабыльницкая С.Л.) Собери существительные слова из частей слов на яблоках и лаймах, стоящих рядом Соблюдаем последовательный переход от одного задания к другому! Составь предложение с одним из слов. Запиши в тетрадь.

Длительное закрепление отрабатываемых навыков. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения…

Учим ориентироваться в задании, планировать свою деятельность

  • Прочитай предложение вслух. Проверь по смыслу.
  • Проверь по написанию.
  • Подходят ли слова друг другу?
  • Нет ли пропуска слов?
  • Читай слова вслух и выделяй чертой.
  • Пропуска букв нет?
  • (Кабыльницкая С.Л.)
  • (Кабыльницкая С.Л.)

Собери существительные слова из частей слов на яблоках и лаймах, стоящих рядом

Соблюдаем последовательный переход от одного задания к другому!

Составь предложение с одним из слов. Запиши в тетрадь.

Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)

Дозировка заданий и речевого материала

(постепенное усложнение)

Особенности логопедической работы с обучащимися с ЗПР 1 Тесная связь работы учителя, психолога, логопеда, родителя 2 Работа над речевой системой в целом 3 Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный) 4 Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи) 5 Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение). Конкретность и доступность заданий 6 Длительное закрепление отрабатываемых навыков. Частый повтор упражнений с новыми заданиями (навыками). Соответствие с программой обучения грамоте. 7 Частая смена видов деятельности (быстрая истощаемость) 8 Умеренный темп работы 9 Постоянное поддержание интереса к занятиям, через воздействие на эмоциональную сферу ребёнка Игра. Кто быстрее? «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой они красиво зазвучат»      В.А. Сухомлинский

Особенности логопедической работы с обучащимися с ЗПР

1 Тесная связь работы учителя, психолога, логопеда, родителя

2 Работа над речевой системой в целом

3 Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)

4 Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)

5 Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение). Конкретность и доступность заданий

6 Длительное закрепление отрабатываемых навыков. Частый повтор упражнений с новыми заданиями (навыками). Соответствие с программой обучения грамоте.

7 Частая смена видов деятельности (быстрая истощаемость)

8 Умеренный темп работы

9 Постоянное поддержание интереса к занятиям, через воздействие на эмоциональную сферу ребёнка

Игра. Кто быстрее?

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой они красиво зазвучат» В.А. Сухомлинский

Внеурочная деятельность  Коррекционно – развивающая область « Азбука – речи » – начальные классы (авторская программа) Сборник программ по внеурочной деятельности в соответствии ФГОС обучающихся с ОВЗ. «Программа внеурочной коррекционно – развивающей деятельности «Азбука речи» для 1, 2, 3 класса. Департамент образования Орловской области. БУОО ДПО «Институт развития образования» 2019   « Коррекция дизорфографии » – среднее звено (авторская программа) Шульдешова О.В., учитель-логопед МБОУ СОШ №38.Программа внеурочной деятельности (коррекционно – развивающей области) «Коррекция дизорфографии» Департамент образования Орловской области. БУОО ДПО «Институт развития образования»2022

Внеурочная деятельность Коррекционно – развивающая область

« Азбука – речи » – начальные классы (авторская программа)

Сборник программ по внеурочной деятельности в соответствии ФГОС обучающихся с ОВЗ. «Программа внеурочной коррекционно – развивающей деятельности «Азбука речи» для 1, 2, 3 класса. Департамент образования Орловской области. БУОО ДПО «Институт развития образования» 2019

« Коррекция дизорфографии » – среднее звено (авторская программа)

Шульдешова О.В., учитель-логопед МБОУ СОШ №38.Программа внеурочной деятельности (коррекционно – развивающей области) «Коррекция дизорфографии» Департамент образования Орловской области. БУОО ДПО «Институт развития образования»2022

Примерный прогноз развития  При соблюдении специальных условий в организации коррекционно – образовательного процесса и стабильного состояния здоровья, обучащийся сможет стабильно развиваться и обучаться по адаптированной общеобразовательной программе.

Примерный прогноз развития

При соблюдении специальных условий в организации коррекционно – образовательного процесса и стабильного состояния здоровья, обучащийся сможет стабильно развиваться и обучаться по адаптированной общеобразовательной программе.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Желаем успехов!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Желаем успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя