СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы учителя начальных классов с гиперактивными детьми

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный методический материал поможет учителю организовать работу с гиперактивными детьми.

Просмотр содержимого презентации
«Работа учителя начальных классов с гиперактивными детьми»

Выполнила: учитель начальных классов  МОУ СОШ № 2  Бушева Виктория Ивановна

Выполнила: учитель начальных классов

МОУ СОШ № 2

Бушева Виктория Ивановна

Синдром дефицита внимания  с гиперактивностью (СДВГ) – самое распространенное психоневрологическое расстройство. СДВГ является самой частой причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими,  и в результате - заниженной самооценки.

Синдром дефицита внимания

с гиперактивностью (СДВГ) – самое

распространенное психоневрологическое

расстройство. СДВГ является самой частой

причиной нарушения поведения и трудностей

обучения в дошкольном и школьном возрасте,

проблем во взаимоотношениях с окружающими,

и в результате - заниженной самооценки.

ЦЕЛЬ: Определить методы работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми. ЗАДАЧИ: Рассмотреть проблему гиперактивности в начальной школе. Раскрыть причины гиперактивности у детей. Проанализировать методику работы учителя с гиперактивными детьми. ОБЪЕКТ : Гиперактивность как явление, встречаемое в педагогическом процессе. ПРЕДМЕТ: Особенности работы учителя с гиперактивными детьми.

ЦЕЛЬ: Определить методы работы учителя

в начальной школе с гиперактивными детьми.

ЗАДАЧИ:

  • Рассмотреть проблему гиперактивности в начальной школе.
  • Раскрыть причины гиперактивности у детей.
  • Проанализировать методику работы учителя с гиперактивными детьми.

ОБЪЕКТ : Гиперактивность как явление,

встречаемое в педагогическом процессе.

ПРЕДМЕТ: Особенности работы учителя с гиперактивными детьми.

Выбранный вид  отклоняющегося  поведения является  частым видом,  встречающийся на  практике, и который  вызывает большие  трудности при усвоении  учебного материала в  обучении. Определения гипотез

Выбранный вид

отклоняющегося

поведения является

частым видом,

встречающийся на

практике, и который

вызывает большие

трудности при усвоении

учебного материала в

обучении.

Определения гипотез

- совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.

- совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.

Гиперактивность

  • Часто наблюдаются беспокойные движения, проявляет бесцельную двигательную активность: не может спокойно сидеть на стуле, суетлив, крутится, ерзает, бегает, вертится, пытается куда-то залезть
  • Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях.
  • Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.
  • Часто бывает болтливым

Импульсивность

  • Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  • Часто меняется настроение.
  • Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
  • Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
  • Часто мешает другим, пристает к окружающим.
  • Совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях.
  • Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит.

Невнимательность

  • С трудом сохраняет внимание, не способен удерживать внимание на деталях, поэтому допускает много

различных ошибок при выполнении заданий или во время игр.

  • Складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  • При выполнении заданий не придерживается предлагаемых инструкций
  • Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов

деятельности, переходит от одного незавершенного действия к другому.

  • Избегает вовлечения в деятельность, которая требует длительного сохранения умственного напряжения.
  • Теряет вещи, необходимые в школе и дома, часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Противоречия между возможностями гиперактивного ребенка

и требованиями со стороны учителя

  • Высокая потребность гиперактивного ребенка в движении и малая подвижность на уроке, а часто ограничения в движении на переменах (в некоторых школах детям запрещается бегать на перемене).

Сидеть за партой 5 уроков подряд по 45 минут – даже для здорового ребенка непосильная задача. Монотония, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня приводят к тому, что через 10-15 минут после начала урока гиперактивный ребенок уже не в состоянии спокойно сидеть за партой. Он начинает ёрзать на месте, болтать руками и ногами, смотреть по сторонам, играть попавшими под руку предметами – одним словом, заниматься «своими делами», казалось бы «не обращая внимания» на замечания учителя. Такое поведение ребенка не возникает «специально», это следствие утомления ребенка и как результат снижение функции контроля. Можно сколько угодно обращаться к ребенку, взывая к сосредоточенности, внимательности, тишине, можно наказывать, это вряд ли будет эффективным, он устал и не может в полной мере контролировать свои поступки. Замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не только не улучшают его повеления, а порой даже становятся источниками новых конфликтов, способствуют формированию у ребенка «отрицательных» черт характера. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют сделать это.

Естественно, что такое поведение ребёнка мешает учителю вести урок, обращает на себя внимания одноклассников, нарушает дисциплину в классе. Ребенок становится «неудобным» для педагога и детей. Бывает так, что учитель перестает обращать внимание на такого ребёнка, отсаживает его подальше от детей, на последнюю парту, решая при этом проблему максимальной изоляции, дистанцирования ребёнка, как помехи для окружающих.

Противоречия между возможностями гиперактивного ребенка

и требованиями со стороны учителя

2. Умение «правильно отвечать» на вопрос учителя – важный компонент успешного обучения. Процесс ответа устроен нормативно. Существует правило, как «правильно» отвечать: учитель должен задать вопрос, а ребенок – внимательно выслушать. Если ребенок знает ответ, то он должен поднять руку, и, если учитель разрешит, ответить.

Невозможность терпеть и ждать толкает гиперактивного ребенка вперед, не дожидаясь очереди или специального разрешения учителя, он трясет руку, кричит с места, часто начинает отвечать, не выслушав до конца вопрос или задание. Если ребенку не позволяют ответить сразу, то его интерес пропадает. Удержать на чем-либо внимание, сосредоточиться им чрезвычайно трудно. Если в дошкольном возрасте им не удавалось достроить до конца ни одну фигуру из конструктора, то и в школьном возрасте бросается на половине любой рисунок или поделка. Они очень предприимчивы: готовы начать все – но ничего не заканчивают.

То же самое относится и к выполнению домашних заданий. Поскольку внимание рассеянно, ребенку все время приходит в голову что-нибудь новое: он то почешет себе ногу, то должен поднять упавшую на пол линейку, то надо положить на другое место ластик, поточить карандаш, выглянуть в окно, посмотреть, какое задание было вчера, и покормить хомячка. В результате домашнее задание не продвигается или выполняется из рук вон плохо, отнимая массу времени.

Противоречия между возможностями гиперактивного ребенка

и требованиями со стороны учителя

3. Многоканальное восприятие гиперактивного ребенка и недостаточный арсенал способов предъявления учебного материала учителем.

Предъявление учебного материала – это чаще всего педагогический монолог, активно эксплуатирующий аудиальные системы и исполнительское поведение ребенка, тогда как гиперактивным детям нужны и другие опоры – визуальная, тактильная, двигательная.

Ограниченный диапазон средств в предъявлении материала приводит к маленькому диапазону ребенка и не способствует обнаружению его собственного потенциала, что так важно для гиперактивных детей. Это приводит к появлению тревожности, неуверенности в собственных силах, с одной стороны, а с другой стороны, не явленный потенциал ребенка, в свою очередь, делает его неуспешным в глазах педагога и других детей.

4. Игровой опыт ребенка и отсутствие игрового пространства в школе.

Игровое пространство имеет важное значение для гиперактивных детей. Оно способствует снятию статичного напряжения, переключению на принципиально другие виды деятельности, позволяет «выпустить пар» приемлемыми способами, скорректировать механизмы эмоционального реагирования; восстановить работоспособность, а также улучшить отношения внутри классного коллектива.

Поскольку чаще в школе пространство для игры не определено, то гиперактивный ребенок строит его там, где считает возможным, что не всегда уместно.

Противоречия между возможностями гиперактивного ребенка  и требованиями со стороны учителя  5. Неустойчивая работоспособность гиперактивного ребенка и фиксированная (формальная, стандартная) система оценивания знаний, умений, навыков. Гиперактивных детей отличает объективное нарушение регуляторных систем организма, как следствие трудность распределения собственного энергопотенциала, эмоциональная нестабильность. В связи с этим быстрая утомляемость и истощаемость организма (по сравнению со здоровыми сверстниками), проявляющаяся в снижении контроля, повышении подвижности, импульсивности, рассеянности. При неустойчивости внимания дети начинают допускать большое количество разнообразных, часто не системных ошибок в выполнении заданий, не успевают уложиться в отведенное время, и, как следствие, получают наибольшее количество замечаний и отрицательных оценок со стороны учителя.

Противоречия между возможностями гиперактивного ребенка

и требованиями со стороны учителя

5. Неустойчивая работоспособность гиперактивного ребенка и фиксированная (формальная, стандартная) система оценивания знаний, умений, навыков.

Гиперактивных детей отличает объективное нарушение регуляторных систем организма, как следствие трудность распределения собственного энергопотенциала, эмоциональная нестабильность. В связи с этим быстрая утомляемость и истощаемость организма (по сравнению со здоровыми сверстниками), проявляющаяся в снижении контроля, повышении подвижности, импульсивности, рассеянности. При неустойчивости внимания дети начинают допускать большое количество разнообразных, часто не системных ошибок в выполнении заданий, не успевают уложиться в отведенное время, и, как следствие, получают наибольшее количество замечаний и отрицательных оценок со стороны учителя.

Гиперактивные дети показывают не стабильные результаты в выполнении самостоятельных заданий по предметам (то пять, то два), во многом результат на уроке зависит от того, каким по счету был урок или как был организован.

Встает закономерный вопрос: за что учитель оценивает детей? За скорость выполнения задания, либо за знание и понимание материала? Ребята говорят, что не успевают так быстро выполнять все задания, они расстраиваются, что не могут показать знания. Через какое-то время происходит привыкание к тому, что получить объективную оценку достижений не представляется возможным. Параметр скорости для педагога оказывается более важным в сравнении с качеством выполнения, но, сколько бы ни старался гиперактивный ребенок, соответствовать этим требованиям ему вряд ли удастся, остается привыкнуть к статусу «неуспешного» и смириться.

Ребенок, особенно в начальной школе, воспринимает оценку как отношение к себе в целом, а не как оценку своей работы, и в этом смысле оценка выполняет функцию не регулирования, а санкционирования. Детей начинает преследовать боязнь получения отрицательной оценки, повышается уровень тревожности, снижается самооценка, появляется защитная реакция на внешние воздействия.

Самооценка у гиперактивного ребёнка, как правило, снижена. Поэтому особое внимание при воспитании и обучении такого ребёнка следует уделять формированию адекватной самооценки . Для этого в общении с ним придерживайтесь следующих ПРАВИЛ : Не ругайте ребёнка при ком-то. Все спорные вопросы выясняйте наедине. Не прибегайте к физическому наказанию. Если он поступил плохо, не говорите, что он плохой. Не сравнивайте его с другими детьми. Уметь признавать свои ошибки при ребёнке. Этим вы показываете ему, что каждый человек имеет право на ошибку и идеальных людей не бывает. 4. Используйте подвижные игры, которые формируют у ребёнка концентрацию внимания и память.

Самооценка у гиперактивного ребёнка, как правило, снижена. Поэтому особое внимание при воспитании и обучении такого ребёнка следует уделять формированию адекватной самооценки . Для этого в общении с ним придерживайтесь следующих ПРАВИЛ :

  • Не ругайте ребёнка при ком-то. Все спорные вопросы выясняйте наедине.
  • Не прибегайте к физическому наказанию. Если он поступил плохо, не говорите, что он плохой. Не сравнивайте его с другими детьми.
  • Уметь признавать свои ошибки при ребёнке. Этим вы показываете ему, что каждый человек имеет право на ошибку и идеальных людей не бывает.

4. Используйте подвижные игры, которые формируют у ребёнка концентрацию внимания и память.

Как работать с гиперактивным ребенком?

Принять ребёнка таким, каков он есть.

Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.

Работать в тесном сотрудничестве с родителями, психологом.

На занятии использовать визуальные опоры.

Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

Делить работу на более короткие, но более частые периоды.

Использовать физкультминутки.

Убрать лишние раздражители из поля зрения ребёнка.

Занятия с ребёнком должны проходить в эмоционально-привлекательной форме.

Использовать тактильный контакт (прикосновение, поглаживания).

Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.

Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.

Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство

успеха.

Начинать и заканчивать занятия заданиями, с которыми ребёнок справиться.

Предоставлять ребёнку возможность выбора.

Спокойный, уверенный настрой при работе с таким ребёнком.

В отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели».

Проводите беседы о нравственных и этических нормах поведения.

Посадите его рядом со спокойным ребёнком.

Не допускайте утомления ребёнка. Ограничьте участие такого ребёнка в

мероприятиях с большим скоплением людей .

Спокойствие, только спокойствие!  Что нужно сделать, чтобы ребенок избавился от «излишков» активности? Создать ему НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ:  Спокойную психологическую обстановку в семье  Четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться «на славу»)  Придется и родителям потрудиться. Если вы сами – очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать РАБОТАТЬ НАД СОБОЙ : не нестись сломя голову в школу, постоянно поторапливая ребенка; Поменьше нервничать и пореже менять планы «по ходу дела» Скажите себе : «Четкий распорядок дня» и постарайтесь сами стать более организованными .

Спокойствие, только спокойствие!

Что нужно сделать, чтобы ребенок избавился от «излишков» активности? Создать ему НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ:

  • Спокойную психологическую обстановку в семье
  • Четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться «на славу»)

Придется и родителям потрудиться. Если вы сами – очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать РАБОТАТЬ НАД СОБОЙ :

не нестись сломя голову в школу, постоянно поторапливая ребенка;

Поменьше нервничать и пореже менять планы «по ходу дела»

Скажите себе : «Четкий распорядок дня» и постарайтесь сами стать более организованными

.