При работе с обучающимися с ограниченными возможностями необходимо не только учитывать психологические, интеллектуальные особенности детей, но и скорректировать методику преподавания. Стаья поможет тем, кто впервые начинает работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Чтобы познакомиться с особенностями таких детей лучше всего изучить специальную литературу, проконсультироваться с психологом школы, вести собственные психолого-педагогические наблюдения.
Просмотр содержимого документа
«Особенности работы учителя-предметника с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.»
Особенности работы учителя-предметника с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
При работе с обучающимися с ограниченными возможностями необходимо не только учитывать психологические, интеллектуальные особенности детей, но и скорректировать методику преподавания.
Чтобы познакомиться с особенностями таких детей лучше всего изучить специальную литературу, проконсультироваться с психологом школы, вести собственные психолого-педагогические наблюдения. Выяснилось, что учащиеся С(к)К 8 вида:
-имеют проблемы как в интеллектуальном развитии, так и в психофизиологическом (характеризуются повышенной возбудимостью нервной системы);
-легче воспринимают (запоминают) яркие и красочные образы;
неусидчивы, не могут долго концентрировать внимание (требуется частая смена деятельности и разнообразие приемов работы);
-характеризуются слабо развитым абстрактным мышлением, лучше воспринимают материал, который опирается на практику, личный опыт;
имеют слабую память, особенно долгосрочную;
-характеризуются также обедненной речью (неохотно отвечают устно);
Для таких учащихся свойственна также осенне-весенняя двигательная активность и апатичность к учебе, подверженность сменам погоды (хуже учатся в ясную, теплую погоду).
Опираясь на полученную информацию и основываясь на письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов" (с изменениями и дополнениями от 26 декабря 2000 г.), определила основные направления работы:
-укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
-расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
-формирование на доступном уровне простейших знаний и навыков о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;
развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Следующим шагом стало решение проблемы учебно-методического обеспечения. Для этого было проработано несколько учебников по биологии для обучающихся С(к)К 8 вида. Хочется отметить, что учебно-методической литературы мало, а учебники очень дорогостоящие (от 250 рублей и выше). Приоритет был отдан линии учебников с 6 по 9 класс под редакциейА.Н. Никишова. Данные учебники, разработанные одними авторами, выстроены в логической последовательности и соответствуют программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 класс . Так выстраивается определённая система: в 6 классе –Неживая природа, в 7 классе - Растения.Грибы. Бактерии, в 8 - Животные, в 9 – Человек и его здоровье. Таким образом, материал усложняется и «абстрагируется», что позволяет учитывать особенности обучающихся.