Грошев Александр Григорьевич воспитатель КОУ ВО«Михайловский кадетский корпус»
Особенности работы воспитателя кадетского корпуса с родителями кадет
Воспитатель кадетского корпуса работает не только с обучающимися, но и с семьями кадет, акцентируя внимание на вопросах социальной защиты, воспитания, формирования здорового общественного мнения и настроения. В задачи воспитателя учебного курса входит изучение настроения, запросов и нужд детско-родительских отношений в семьях кадет и систематическое информирование руководителей корпуса и специалистов различных служб о назревших задачах работы с родителями кадет. Одним из важных направлений работы с семьями воспитанников является сопровождение формирования мировоззренческой культуры, уважительного и бережного отношения к истории и нравственным ценностям государства и Вооруженных Сил Российской Федерации. Для этого используются разнообразные формы работы.
Для организации работы с родителями воспитателями учебной группы составляются следующая документация: перспективный план работы на год, списки льготных категорий воспитанников (многодетных, малоимущих семей, вдов военнослужащих, семей погибших при выполнении интернационального долга, имеющих детей-инвалидов, детей с хроническими заболеваниями, участников боевых действий в Афганистане, Чечне и других «горячих точках», ветеранов Вооруженных Сил и Великой Отечественной войны), список состава родительского комитета, протоколы собраний, заседаний, материалы сборов и др., график встреч педагогического коллектива учебного курса с родителями кадет.
Перспективный план работы включает в себя такие разделы, как методическая работа, правовая просветительская работа, работа с родителями, культурно-массовая и спортивная работа, организация военно-патриотической работы и социально-культурной деятельности, работа, направленная на сохранение воинских традиций, преемственность, чувства долга, патриотизма; работа с неблагополучными семьями. Для повышения эффективности взаимодействия с семьями кадет необходимо иметь папку, содержащую следующие документы: аналитические данные, доклады и материалы ротно-педагогических совещаний, собраний, планы работы, систему по работе с семьями воспитанников, информационно-справочные данные, социальные портреты семей, списки неблагополучных семей, списки многодетных семей, списки семей, имеющие тяжелобольных, списки семей имеющих серьёзные жилищные проблемы, список разведенных семей, список функционирующих кружков и спортивных секций, характерные проблемы для всех семей и их различных категорий, сведения о медицинском страховании и обслуживании, перечень жалоб, заявлений, просьб, поступившие от родителей и принятые меры, журнал собеседований по личным вопросам, методические разработки «Родительский опыт», «Семейные праздники», «Проблемы воспитания» и др.
Семья кадета остается одним из важнейших составных элементов педагогического процесса кадетского корпуса. Уклад семейной жизни и быта во многом оказывает влияние на успеваемость и морально-психологическое самочувствие воспитанников. Важнейшие события в судьбе кадета становятся значимыми для всех членов семьи. Социологические исследования показали, что семья воспитанника играет заметную роль в обеспечении нормального функционирования учебной роты. Весьма ощутимо, например, влияние семейных неурядиц, наносящих прямой ущерб учебной активности кадет.
Умение справляться с трудностями, адекватно реагировать на происходящие события и своевременно, безболезненно для членов семьи приноравливаться к возникающим изменениям - все это отличительные черты дружной семьи, в которой происходит постепенное отождествление детско-родительских потребностей, интересов, желаний и намерений. В дружной семье черпаются духовные силы, моральная поддержка, тепло и нежность - словом, все то, что не может не влиять на учёбу и поведение кадета, и в итоге - на уровень успеваемости всей учебной роты. Вот почему мы должны стараться уделить большое внимание семьям. Невыполнение родителями своих родительских функций приводит к социальной дезорганизации семьи.
Этот процесс происходит, по крайней мере, по двум причинам. Первая носит объективный характер - социальные и экономические проблемы, культурно-бытовые трудности. Вторая - субъективные факторы: низкий уровень интеллектуального развития и образования родителей, невысокая культура семейных отношений, неучастие одного из родителей в воспитании детей или разногласия в методах воспитания, субъективные обстоятельства (слухи, наговоры, распри, ревность).
Семьям кадет присущи три формы дезорганизации. Начальная – тихая, скрытая. Родители постепенно отходят от выполнения тех или иных функций. Вслед за тихой формой наступает остроконфликтная, характерная затянувшимися неурядицами. Взгляды супругов на совместную жизнь и воспитание детей значительно расходятся. Затем наступает развязка, связанная, как правило, с расторжением брака и психологической травмой для воспитанника. Совокупность этих симптомов называют неблагополучной семьей. Такие семьи специалисты подразделяют на типы: конфликтная семья, асоциальная семья, кризисная семья, формальная семья, проблемная семья и семья с алкогольным бытом.
Конфликтная семья - та, в которой существует психологическая напряженность, отсутствует взаимопонимание и имеются расхождения во взглядах, установках, интересах, потребностях; мир и согласие в ней держатся на временных компромиссах.
Асоциальная семья - это та, в которой преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом.
В кризисной семье противостояние интересов и потребностей супругов носит резкий характер и захватывает важные сферы ее жизнедеятельности.
В формальной семье отсутствуют общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение, семейные обязанности выполняются формально.
Проблемная семья - та, перед которой возникли особо трудные жизненные ситуации, способные нанести удар стабильности семьи.
В семье с алкогольным бытом основные интересы ее членов или одного из супругов сосредоточены на употреблении спиртных напитков, а не на выполнении каких-либо социально-положительных функций.
Часто неблагополучие в семье бывает скрытым и только поведение и самочувствие воспитанника обращает внимание на имеющиеся проблемы. Воспитатель обязан знать о них и учитывать при планировании и проведении воспитательной работы с кадетом.
Чрезвычайно трудно начать работу в проблемных семьях. В ходе беседы родители часто занимают наступательную или беспомощную, пассивную позицию. Основная цель общения с такими родителями состоит в объединении усилий в деле преодоления трудностей по жизнеобеспечению воспитанника. На первом этапе общения реализуется действие "сопротивления" эмоциональному воздействию собеседника. Для этого следует обрести нейтральное состояние "резервуара" - пустой формы, не наполняемой психологическим содержанием собеседника. Не включайтесь эмоционально в ситуацию разговора, будьте психологически отстраненными от нее, поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Через 10 - 15 минут, в течение которых, в форме монолога родителем будут высказываться свои претензии. Постарайтесь оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности, спокойно кивайте вашему собеседнику головой, вставляя некоторые нейтральные фразы, такие, например, как "Я Вас слушаю", "Я Вас понимаю". Почувствовав Вашу нейтральную позицию, и эмоциональную отстраненность, родитель начнет "остывать", его эмоции станут иссякать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с Вами. На втором этапе беседы вашей задачей является организация равноправного взаимодействия. Проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Стремитесь к объединению усилий по искоренению возникшей проблемы. Не берите на себя груз ответственности за результат. Людям нравится ощущать собственную значимость. Одним из эффективных способов привлечения к сотрудничеству является подчеркивание значимости роли самого родителя в процессе воспитания.
Иногда воспитателю приходится выступать в роли посредника между конфликтующими сторонами – двумя родителями или родителями и кадетом. Деятельность посредника в конфликтной ситуации заключается в том, чтобы сблизить участников, развить и укрепить конструктивные элементы в их общении и взаимодействиях, облегчить улаживание конфликта. Реализуя посредничество, нельзя принимать точку зрения ни одного из конфликтующих, необходимо остаться нейтральным относительно объекта конфликта. Важно так же сохранить спокойное, сбалансированное и доброжелательное настроение и не попасть под воздействие негативных эмоций участников.
Методика посредничества по улаживанию конфликта состоит из четырех шагов.
1 шаг: "Найдите время, чтобы поговорить". Разговор должен быть длительным (до 2 часов). Помещение лучше выбрать так, чтобы исключить различные помехи (телефонные разговоры, открывание дверей, случайные заглядывания и проч.). Время для разговора выбрать так, чтобы ни один из участников никуда не спешил.
Когда Вы договоритесь о переговорах, для участников необходимо сформулировать два главных правила - запрета.
Первое: если переговоры начались, то запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится установленное время. Нельзя выбегать, "хлопая дверью", нельзя говорить фразы типа: "Я вообще не хочу об этом говорить!", "Ну, теперь все ясно, о чем здесь можно говорить?!", "Я вижу, что меня здесь не поймут!".
Второе: Запрещается использовать "силовые приемы" (заставлять другого человека уступать, сдаваться). Нельзя унижать и оскорблять партнера по общению.
2 шаг: "Спланируйте организацию" В самом начале разговора важно его правильно "запустить". Возможен следующий вариант начала речи: "Конфликты и столкновения часто возникают в общении и взаимодействиях людей. Полностью исключить конфликтные ситуации никогда не удается. Ваша задача: найти правильное решение, добиться взаимопонимания и согласия. Установка, которую Вы реализуете на переговорах, заключается в том, что Вы не заставляете ни одного из участников полностью отказаться от собственной позиции. Вместе Вы вырабатываете новую позицию, в которой, по возможности, будут учитываться пожелания участников конфликта. В переговорах постарайтесь избежать трех основных ошибок:
Мнение, что только одна из конфликтующих сторон может быть права в конфликте, а другая - всегда не права.
Доказательство того, что собеседник плохой человек, имеющий тяжелый характер. Такие высказывания необходимо парировать: «Давайте не будем никого обвинять! Все люди имеют как хорошие, так и плохие черты характера, и Вы, и я! Давайте выработаем общее решение».
Возможно, в процессе переговоров показалось, что конфликт является неразрешимым. Предложите найти временный компромисс, устраивающий обе стороны, но ни в коем случае не берите на себя ответственность принятия однозначного решения. Предложите встретиться еще раз, через некоторое время.
4. Выговоритесь. На данном этапе перед участниками и перед посредником стоит задача выявления причины конфликта и формулирование имеющейся проблемы. Дайте конфликтерам выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию другого.
5. В ходе разговора постепенно наступает момент, когда участники выговорились, "облегчили душу" и становятся психологически готовыми к примирению. Они успокаиваются, снижается напряженность их высказываний. Наступает момент для составления соглашения.
Подростковый возраст имеет свои специфические особенности, поэтому в заключение хочу остановиться на базовых принципах взаимодействия с подростками.
Правда, совесть, раскаяние, честность и порядочность, помноженные на труд - главные воспитатели личности ребенка.
Гармоничное, успешное сочетание системы поощрений и наказаний воспитателями в семье. При этом нельзя замыкаться только на требованиях и постоянно думать о защищенности детей.
Умеренность контроля в воспитании и недопущение ни при каких обстоятельствах физических наказаний, оскорблений, грубости. Помнить о научном и практическом постулате, подтвержденном исследованиями, - заключении о том, что вседозволенность (отсутствие контроля за поведением ребенка) и слишком суровые наказания способствуют повышению агрессивности, асоциальности ребенка.
Преобладание в воспитании детей любви, вечных человеческих ценностей - доброты, свободы, стремления к независимости, доверия, уважения к достоинству личности, бережного отношения к демократизму, гуманизму в межличностных отношениях. Воспитывать другого может только любящий человек.
Сохранение и развитие в ребенке того лучшего, что есть в нем. Научить детей любить самих себя, свои потенциальные возможности.
Высокая требовательность и уважение к ребенку, его интересам, смысл в том, чтобы заронить в детские души потребность истинного счастья.
Создание таких благоприятных педагогических условий, когда есть возможность ребенку, всем членам семьи стремиться к наслаждению, удовольствию и удовлетворению своих потребностей.