СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развития художественно-образного мышления школьников младшего подросткового возраста

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются представления о художественно-образном мышлении в педагогике и психологии и анализируются общетеоретические подходы к развитию  данного мышления у школьников младшего подросткового возраста в изобразительной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития художественно-образного мышления школьников младшего подросткового возраста»

О. Г. Миняйленко


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО

МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО

ВОЗРАСТА


Аннотация. В статье рассматриваются представления о художественно-образном мышлении в педагогике и психологии и анализируются общетеоретические подходы к развитию данного мышления у школьников младшего подросткового возраста в изобразительной деятельности.

Ключевые слова: художественно-образное мышление, художественный образ, школьники младшего подросткового возраста.


O. G. Menyailenko


FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC IMAGERY THINKING

OF PUPILS EARLY TEEN AGE


Summary. In article the ideas about artistic imagery thinking in pedagogy and psychology are considered, and the main approaches to the development of this thinking of young teenager’s pupils in the fine art. 

Keywords: artistic imagery thinking, artistic image, pupils in their early teenage years.


Проблема развития и формирования художественно-образного мышления детей 10-12 лет является актуальной в психологической и педагогической науке, что отразилось в тематике диссертационных исследований XXI столетия [12; 16-22]. В данных исследованиях проанализированы теоретические подходы к решению проблемы, психолого-педагогический опыт и описываются результаты экспериментальной деятельности по развитию художественно-образного мышления.

Исследователи отмечают, что именно в возрасте 10-12 лет мыслительная деятельность ребёнка приобретает особое значение, характерной его чертой становится направленность на обобщенное познание объективной реальности. На уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе у подростка есть возможность познания окружающего мира через подражание действительности в рисовании с натуры, через чувственное отражение того, что он видит, и выражение своего понимания сути явлений. В результате этого процесса создаётся художественный образ.

В эстетическом словаре художественный образ определяется как присущая искусству форма отражения действительности и отношения к ней художника, раскрывающая общее через конкретное и осуществляемая в творческом процессе [15, 293]. Каждый художественный образ уникален в плане отражения реальности в конкретном материале, содержании и форме [5,16].

Образ, по мнению В. Ю. Борисова, содержит в себе несколько уровней [1, 177]:

  • образ-замысел, возникающий в воображении творца;

  • образ-произведение, имеющий конкретное воплощение в том или ином материале;

  • образ-восприятие, который создаётся в сознании зрителя.

Эти уровни взаимосвязаны между собой и образуют основу художественного образа. Образ-замысел является «искрой» начальным импульсом, определяющим идею основу образа-произведения. Однако, по мнению В. Ю. Борисова, образ будет неполным без уровня восприятия его зрителем. Соглашаясь с В. Ю. Борисовым о наличии нескольких составляющих компонентов в художественном образе, мы не согласны с понятием «уровни», которое предполагает некую иерархию. На наш взгляд, более подходящими являются слова «компоненты», «слагаемые», «составляющие», что подчёркивает равнозначность образа-замысла, образа-произведения и образа-восприятия, либо понятие «этапы», акцентирующее процесс создания художественного образа.

По мнению Л. Г. Медведева, процессы формирования художественного образа и познания являются близкими по направленности «от чувственно-конкретного восприятия через обобщение к постижению сущности предметов и явлений» [8, 7]. Рождение художественного образа происходит в процессе воплощения художественно-образного замысла в определяющие его форму и материал. Л. Г. Медведев подчеркивает, что для этого необходимы: с одной стороны, освоение техники изобразительной деятельности (изучение правил изображения, классического наследия прошлого, формирование умений и навыков работы с изобразительными материалами), с другой стороны, развитие художественно-образного мышления [8, 8; 47].

Подобное рождение художественного образа происходит и в народном декоративно-прикладном творчестве. Соколов М. В. указывает, что «мастера, изготовлявшие предметы быта, изучали явления природы, её естественные формы. Они воспринимали целостность и гармоничность этих форм как эстетические критерии» [11, 22].

По мнению В. Ю. Борисова, умение мыслить образами – это умение видеть объекты целостно и во взаимосвязи. «Образное мышление оперирует образами непосредственного чувственного восприятия реального мира, их обработкой и мысленным преобразованием» [1, 177].

Полнота реализации художественного образа зависит от зрительного восприятия, чем больше оно развито, тем более будет накоплено представлений об объекте и более выразительным будет его изображение. Е. В. Шорохов считает, что «основой для создания художественных образов в процессе изобразительной деятельности являются зрительные образы, которые создаются во время активного познания реальной действительности» [14, 6].

В педагогической и психологической литературе встречаются понятия «образное мышление» и «художественно-образное мышление». Некоторые исследователи проводят между ними чёткую границу, другие – рассматривают их как синонимы.

К первой группе исследователей относится, например, Н. Л. Лейзеров [6], который определяет образное мышление как «эмоционально-оценочное, чувственно-наглядное отражение человеком своего многостороннего восприятия мира, которое становится художественным только тогда, когда весь этот процесс оказывается подчиненным определенной цели – созданию предназначенного для других людей произведения» [6, 13]. По мнению советского и российского философа и культуролога М. С. Кагана, отличительной особенностью художественного мышления является взаимодействие человека с произведениями искусства в акте его созидания и восприятия [5, 13]. Такой же позиции придерживаются Н. Л. Стариченко [20], М. Ю. Урусова [21], считающие понятие «образное мышление» значительно шире понятия «художественное мышление».

Другой акцент в различной трактовке понятий «художественно-образное мышление» и «образное мышление» наблюдается в исследованиях И. С. Якиманской: «в отличие от образного мышления художественно-образное мышление не только отражает приблизительную физическую структуру объекта, но и выражает отношение человека к окружающей действительности» [2]. Этой же точки зрения придерживается М. Ю. Урусова, считающая что «в художественно-творческой деятельности происходит отражение действительности на основе её домысливания» [21, 5]. В этой связи исследователь предлагает пользоваться более точным понятием «художественно-творческое мышление».

Лилов А.Л. рассматривает художественное мышление с гносеологической точки зрения, «как происходящее на более высоком по сравнению с чувственно-конкретным уровнем отражения объективной действительности в ее непосредственном отношении к субъекту отражения» и «с психолого-эстетической точки зрения – как этап, ступень художественного познания и творчества» [7, 13].

Ко второй группе относятся авторы, изучающие специфические особенности искусства и представители художественной педагогики. Например, В. Ю. Борисов рассматривает структуру и компоненты художественно-образного мышления: творчество, эстетическое чувство, логика, волевые операции применительно к педагогической деятельности [1, 176]. Н. А. Терещенко в своём диссертационном исследовании, посвящённом развитию художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства, наряду с названным понятием рассматривает как его синоним понятия «образное мышление» и «художественное мышление». Любое произведение искусства, с точки зрения автора, является своего рода художественно-образной системой, центром которой является художественный образ [12, 25]. Такая трактовка понятий как синонимов в педагогике обусловлена тем, что в психологии нет чётко зафиксированных различий между толкованием понятий «художественно-образное мышление» и «образное мышление».

Опираясь на вышеизложенные исследования, мы в своей работе используем термин «художественно-образное мышление», под которым понимаем процесс преобразования чувственного зрительного восприятия в художественный образ на любом этапе существования: возникновения замысла, создания произведения, восприятия произведения зрителем.

Подводя итог исследованиям в области психологии и художественной педагогики, можно констатировать, что «художественно-образное мышление» как категория психологии и эстетики – это один из видов мышления, направленный на решение различных задач в творческой деятельности, характеризующийся использованием средств художественной выразительности. Художественно-образное мышление является сложным психическим действием, включающим в себя процесс познания действительности, с одной стороны, и личностное отражение своих представлений о ней на основе изобразительных знаний, умений и навыков, с другой стороны.

Научный руководитель - доктор пед. наук, зав. кафедры ДПИ

М. В. Соколов

Список литературы

  1. Борисов, В. Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников в 4-5 классах [Текст] / В. Ю. Борисов // Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 125. – 2010. – С. 176-189.

  2. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И.С. Якиманской. – М., 1989

  3. Волков, Н. Н. Восприятие предмета и рисунка [Текст]/ Н. Н. Волков. – М.: АПН РСФСР, 1950. – 507 с.

  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.

  5. Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997

  6. Лейзеров Н. Л. Образность в искусстве / Н. Л. Лейзеров. – М.: Наука, 1974. – 130с.

  7. Лилов, А.Л. Природа художественного творчества. – М., 1981.

  8. Медведев, Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: учеб. пособие для студ. ХГФ пед. ин-тов [Текст]/ Л. Г. Медведев. М.: Просвещение, 1986. – С. 7.

  9. Медведев, Л. Г., Голосай, А.В. Развитие профессиональных умений рисования портрета [Текст]/ Л. Г. Медведев, А. В. Голосай // Омский научный вестник. - № 2 (106). – 2012. – Омск, с. 229 – 230.

  10. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности [Текст]/ А. А. Мелик-Пашаев. – М., 1981. – 96 с.

  11. Соколов М. В., Соколова М. С. «Декоративно-прикладное искусство: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 03.11 «Изобразительное искусство и черчение» / М. В. Соколов, М. С. Соколова. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 399 с.

  12. Терещенко, Н. А. Развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства: Дис. ... канд. пед. наук/ Н. А. Терещенко. - М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2005.

  13. Торшилова, Е. М. Эстетическое мировосприятие детей и подростков: тестирование и результаты [Текст]/ Е. М. Торшилова// Эстетическое мировосприятие детей разных возрастных групп: сб. науч. статей// Под ред. Е. М. Торшиловой. – М.: ООО «Петрогрупп», 2007. – С. 5-30.

  14. Шорохов Е.В. Художественный образ и композиция. / Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства. Межвузовский сб. науч. трудов. - М.: Прометей, 1995. - с.5-11.

  15. Эстетика: словарь [Текст] / Под общ. Ред. А. А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. – 447 с.

  16. Брагина, Д. В. Развитие образного мышления у студентов ХГФ на занятиях композицией на материале натюрморта: автореферат дисс. на соиск. ученой ст. канд. пед. наук. [Электронный ресурс] / Д. В. Брагина. - М., 2006. – Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. - Код доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-obraznogo-myshleniya-u-studentov-khgf-na-zanyatiyakh-kompozitsiei-na-materiale-naty

  17. Валикжанина, С. В. Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования [Электронный ресурс] / С. В. Валикжанина. - М., 2003
    Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. – Код доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-khudozhestvenno-obraznogo-myshleniya-uchashchikhsya-4-5-klassov-na-urokakh-tematich#ixzz3uPGERxl8

  18. Качалова, А. А. Развитие художественного воображения детей: педагогический аспект: дисс. на соиск. учён. ст. канд пед. наук [Электронный ресурс] / А. А. Качалова. – Шадринск, 2010. – Код доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-u-mladshikh-shkolnikov-k-izobrazitelnoi-deyatelnosti

  19. Кошелева, Л. Ю. Развитие художественно-образного мышления студентов средствами изобразительной деятельности [Электронный ресурс] / Л. Ю. Кошелева// Мир науки, культуры, образования: сб. науч. статей. - № 6 (37). – 2012. – Код доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvenno-obraznogo-myshleniya-studentov-sredstvami-izobrazitelnoy-deyatelnosti

  20. Стариченко, Н. Л. Развитие художественно-образного мышления студентов ХГФ: дис. … канд. психол. наук. [Электронный ресурс] /Н. Л. Стариченко. - СПб., 1996. С. 25. - Код доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/razvitie-hudozhestvenno-obraznogo-myshlenija-studentov-hudozhestvennogo-graficheskogo.html

  21. Урусова, М.Ю. Теоретические основы развития художественно-творческого развития личности: [Электронный ресурс] /М. Ю. Урусова. - № 3. – 2010 Код доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-razvitiya-hudozhestvenno-tvorcheskogo-myshleniya-lichnosti

  22. Чернецкая, Н. И. Творческое мышление школьников как интегральный психологический феномен [Электронный ресурс] /Н.И. Чернецкая. – Санкт-Петербург, 2014. – Код доступа: http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/tvorcheskoe-myshlenie-shkolnikov-kak-integralnyj-psihologicheskij-fenomen.html