СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развития речи у мальчиков и девочек

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития речи у мальчиков и девочек»

Особенности развития речи у мальчиков и девочек.

Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своем развитии должны укладываться дети, независимо от возраста.

Нейропсихологами и психологами давно доказано, что развитие мозга мальчиков и девочек отличается по срокам созревания функций и имеет свои особенности.

Что нужно учитывать и на что опираться при развитии речи всех детей, и какие особенности есть при этом у мальчиков и девочек?



МАЛЬЧИКИ

ДЕВОЧКИ

Острота слуха до 8 лет

Выше

Ниже

Чувствительность к шуму

Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами

Более чувствительны

Кожная чувствительность

Ниже

Выше

Созревание левого полушария (логическое, речевое мышление)

Медленное. С возрастом начинает лидировать

Быстрое

Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация)

Быстрое. Имеется уже в 6 лет

Медленное. Трудности даже в 13 лет.

Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария головного мозга.

Медленное

Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария)

Речевое мышление

Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно.

Лучше развита речь, но мышление более однотипно.

Поисковая деятельность. У мальчиков особенно сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Лазание на чердаки и в подвалы, освоение новых территорий, тяга ко всему новому. Поисковая деятельность лежит в основе творчества.

Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи.

Лучше выполняют типовые задачи.

Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания)

Лучше

Хуже

Период врабатываемости

Медленно набирают нужный уровень работоспособности.

Быстро набирают работоспособность

Развитие памяти

Длится достаточно долго

Завершается рано. Больше опираются на механическое запоминание.

Утомление

Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции)

Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие)

Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей

Низкое

Высокое

Скорость чтения

Ниже

Выше

Правописание

Хуже

Лучше

Поведение ребенка при ответе на уроке, при общении

Смотрят не на учителя, больше нацелены на информацию

Смотрят в лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение.

Рисунки детей

Технические рисунки (роботы, техника, человек-паук).

Дома, цветы, животные, люди.

Нарушения речи

Бывают чаще и тяжелее. Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях.

Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров и в правом полушарии.