Особенности развития речи у мальчиков и девочек.
| МАЛЬЧИКИ | ДЕВОЧКИ |
Острота слуха до 8 лет | Выше | Ниже |
Чувствительность к шуму | Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами | Более чувствительны |
Кожная чувствительность | Ниже | Выше |
Созревание левого полушария (логическое, речевое мышление) | Медленное. С возрастом начинает лидировать | Быстрое |
Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация) | Быстрое. Имеется уже в 6 лет | Медленное. Трудности даже в 13 лет. |
Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария головного мозга. | Медленное | Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария) |
Речевое мышление | Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно. | Лучше развита речь, но мышление более однотипно. |
Поисковая деятельность. У мальчиков особенно сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Лазание на чердаки и в подвалы, освоение новых территорий, тяга ко всему новому. Поисковая деятельность лежит в основе творчества. | Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи. | Лучше выполняют типовые задачи. |
Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания) | Лучше | Хуже |
Период врабатываемости | Медленно набирают нужный уровень работоспособности. | Быстро набирают работоспособность |
Развитие памяти | Длится достаточно долго | Завершается рано. Больше опираются на механическое запоминание. |
Утомление | Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции) | Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие) |
Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей | Низкое | Высокое |
Скорость чтения | Ниже | Выше |
Правописание | Хуже | Лучше |
Поведение ребенка при ответе на уроке, при общении | Смотрят не на учителя, больше нацелены на информацию | Смотрят в лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение. |
Рисунки детей | Технические рисунки (роботы, техника, человек-паук). | Дома, цветы, животные, люди. |
Нарушения речи | Бывают чаще и тяжелее. Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях. | Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров и в правом полушарии. |