СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развития школьников с ментальными нарушениями.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В коррекционной школе для педагога необходимо знать особенности работы с детьми с нарушениями в интеллектуальной сфере развития. В предложенной статье вы найдете ответы на свои вопросы. Желаю удачи.

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития школьников с ментальными нарушениями.»

КГКОУ ШИ №3 г. Хабаровска

Статья для публикации на сайт.

Особенности развития школьников с ментальными нарушениями.

  • В обществе принято представление о том, что личность является продуктом социума, сформированном под воздействием воспитания и определенных условий жизни.

  • Достаточно большую часть контингента учащихся с ментальными нарушениями составляют дети, не имеющие родителей и дети из неблагополучных семей. Такие дети лишены полноценного общения со своей семьей, что неблагоприятно сказывается на формировании их личности.

  • Личность ребенка формируется в процессе разнообразных взаимодействий с окружающей средой. В процессе становления личности ребенка необходимо выделить мотивационно - потребностную сферу, которая у таких школьников характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и недостаточной сформированностью социальных потребностей, ограниченностью мотивов, низким уровнем побуждений к деятельности.

  • Деятельность младших школьников специальной коррекционной школы ситуативна. Мотивы, побуждающие к действию, как правило, краткосрочны, слабо выражены, нестойки и быстротечны.

  • При выполнении простой однообразной деятельности у учащихся с ментальными нарушениями наблюдается быстрая истощаемость побуждений, так называемое «психическое насыщение», - отмечал И.М. Соловьев. У учеников старших классов мотивы деятельности, имеющие практическую основу, отличаются устойчивостью.

  • Наблюдения за умственно отсталыми школьниками показывают, что похвала, положительная оценка значимых результатов деятельности (учебной, трудовой, игровой) способствуют формированию мотивации, побуждают их лучше выполнять задания.

  • По мере развития и обучения школьников мотивы их деятельности становятся более дифференцированными, длительными и действенными.

  • На успешность усвоения новых знаний влияют особенности мыслительной деятельности, и прежде всего, степень сформированности ее регуляторных механизмов – саморегуляции, мотивации, самооценки. В этих особенностях больше, чем в качествах ума, проявляется интимная сторона личности, и потому мы считаем их личностными параметрами умственной деятельности.

  • Особенности личностных параметров умственной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями оказывают тормозящее влияние на усвоение знаний, что приводит к возникновению дефицита в базе действенных знаний. (З.И. Калмыкова)

  • Это в свою очередь может сформировать отрицательное отношение к школе, учителям, складывается неадекватная самооценка, предпочтение к внешкольным интересам, не связанным с познавательной деятельностью. Это и есть факторы неуспешности ребенка в школе и в жизни.

  • Поэтому, нашей задачей является создание предпосылок формирования устойчивых мотивов развития познавательных процессов и более сложных форм социального поведения.

  • Успешность ученика во многом определяется уровнем развития мыслительной деятельности и является основой для оценки развивающей стороны обучения.

  • Коррекционно-воспитательная работа с учащимися с ментальными нарушениями направлена на формирование у них устойчивых и деятельных мотивов учения и морального порядка.

  • К числу основных компонентов личности принято относить самооценку (СО) и уровень притязаний (УП). Уровень притязаний – это стремление к достижению целей разной сложности. В основе УП лежит оценка своих возможностей.

  • Впервые УП был исследован К. Левином и было выявлено, что не сам факт успешной или неуспешной деятельности оказывает влияние на формирование УП, а субъективное восприятие ребенком своей деятельности, себя в целом, как успешного человека.

  • Уровень притязаний связан, с одной стороны, с объективной результативностью деятельности школьника, а с другой – с его самооценкой.

  • Самооценка ребенка с интеллектуальными нарушениями подвержена изменениям. В дошкольном возрасте зачастую создается постоянная ситуация успеха и у ребенка возникает неадекватный (не соответствующий возможностям) завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений.

  • Но когда ребенок попадает в школу и расширяется круг общения, то высокая самооценка нивелируется. Также семья может быть источником нестабильной самооценки, что вызывает неврозы.

  • Изучение СО у детей с ментальными нарушениями в целом подчеркивает ее неадекватность в сторону завышения. Соглашаясь с исследованием де-Греефа в том, что повышенная самооценка у таких детей связана с их общим интеллектуальным недоразвитием, общей незрелостью личности, Л.С. Выготский указывает, что возможно возникает компенсаторная реакция в ответ на низкую оценку со стороны окружающих.

  • Нечаев А.П. считает, что дети со слабым общим развитием, малоподвижным вниманием, бедной речью, с неустойчивыми интересами и слабой восприимчивостью нуждаются в систематических педагогических упражнениях.

  • Одним из самых важных упражнений, подготавливающих ребенка к обучению чтению, следует признать занятия природоведением, при котором ребенок учится воспринимать:

  • окружающее, знакомится с его свойствами, делает попытки судить о них и строить разнообразные предположения;

  • причем, в то же самое время, вырабатывается его речь, так как ему невольно приходится связывать со всеми получаемыми восприятиями определенные названия;

  • выражать словами те мысли, которые у него возникают при наблюдении окружающего.

  • Наряду с природоведением, большое значение для подготовки к чтению могут иметь беседы с детьми, сопровождаемые показыванием разных предметов и картин.

  • Совершая с детьми разнообразные прогулки, рассказывая им соответствующие их развитию сказки и события из действительной жизни, вызывая в них воспоминания о недавно пережитых явлениях и побуждая к изложению и оценке всего этого,

  • учитель будет содействовать обогащению и выработке детской речи, а также большему развитию процессов воображения, суждения и восприятия.

  • Большую услугу при подготовке к обучению грамоте могут оказать правильно подготовленные занятия рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием.

  • Не говоря уже о том, что рисующий получает упражнение в разнообразных движениях пальцев и кистей рук, развивая мелкую моторику и подготавливаясь, таким образом, к процессу письма;

  • срисовывание предметов с натуры и воспроизведение их очертаний по памяти дает постоянный повод к углублению восприятий, суждений и деятельности воображения. А все это, как мы видим, составляет основу процесса чтения.

  • Наконец, очень важным средством, подготавливающим детей к обучению грамоте, надо считать подвижные игры и упражнения.

  • Подвижные игры заставляют детей, в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с планом, менять направление своего внимания, быстро перемещая его с одних представлений на другие.

  • Когда ребенок играет в «пятнашки» или «казаки-разбойники» и должен то нападать, то бежать в одном направлении, то менять его в зависимости от изменившихся обстоятельств –

  • все эти действия являются естественными упражнениями в гибкости внимания и противовесом развитию в ребенке того «психического автоматизма», который является одним из серьезных препятствий к успешному обучению грамоте.

  • Таким образом, способность к осмысленному чтению предполагает общий уровень душевного развития. Ребенок не может воспринимать, как следует, читаемый текст, если у него не развиты процессы восприятия, если он не умеет, как следует, видеть и слышать окружающее.

  • Ребенок не в состоянии успешно обучаться чтению, если у него недостаточно развита речь, если с определенными предметами, чувствами и действиями у него не связалось определенных названий.

  • Процесс обучения чтению будет очень затруднен, если у ребенка вообще обнаруживается недостаток воображения, догадливости и понимания.

  • Методики выявления готовности к обучению:

  • задания на копирование образца (узор, изображение, фигура, выложенная из спичек, пуговиц, природного материала и др.)

  • задания на выявление умения ребенка слышать и слушать словесные инструкции (графический диктант Д.Б. Эльконина, «Узор» Л.И. Цеханской)

  • задания на определение умения выполнять правила и контролировать их выполнение («Палочки» У.В. Ульенковой, «Рисование бус», «Образец и правило» А.Л. Венгера)







Педагог – психолог Жабина Лариса Александровна