«Особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»
Подготовили:
Сапицкая Е.Н.
Егуртова А.В.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Выявить особенности развития связной речи у детей с задержкой психического развития.
Задачи работы:
- Изучить и проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, опыт педагогов инклюзивного образования;
- отобрать эффективные методы развития связной речи у детей с задержкой психического развития;
- дать рекомендации по созданию условий в школьной образовательной организации для развития речи у детей с задержкой психического развития.
Теоретические основы изучения связной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Развитию связной речи в процессе индивидуального развития ребенка посвящены многочисленные исследования, как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Появление в исследованиях разнообразных статистических и экспериментальных методов позволили выявить определенные этапы в становлении речи, а также, исследовать разные ситуации, которые стимулировали речевую деятельность и речевую активность детей
Теоретические основы изучения связной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В научной литературе выделено несколько теоретических подходов к изучению формирования речевой деятельности:
-теория подражания (ребенок слышит образцы речи окружающих и подражает этим образцам);
-теория врожденных языковых знаний (ребенок рождается с набором генетически обусловленных знаний языка);
-социобиологический подход (на основе врожденной способности к языковой символизации ребенок активно перерабатывает и усваивает язык взрослых, создавая свою языковую систему, постепенно приближая ее к системе языка взрослых).
Практическая часть
С целью обогащения словарного запаса младших школьников с ЗПР используются дидактические игры Г.А. Урунтаевой, Л.И. Божович, Е.А.Нерестовой.
Рекомендации по организации и проведении дидактических игр.
С целью более устойчивого усвоения материала старшими дошкольниками с зпр рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры на фронтальных коррекционно-развивающих занятиях, на индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах.
Отобранная игра должна соответствовать программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы.
В дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.
Дидактическая игра, должна нести в себе коррекционно-развивающую направленность.
Игра «Угадай, кто так делает»
Дети встают в круг. Педагог кидает мячик одному из детей и предлагает отгадать: «Мяукает кто?» (Кошка).
«Гавкает кто?» (собака). «Кудахчет
кто?» (курица) и так далее.
И можем дополнить предложение словом, отличающим на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какие?».
Например «Кошка какая?»
Вывод:
Цель нашего исследования заключалась в теоретическом обосновании проблемы исследования и выявлении возможности использования дидактических игр как средства обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Анализируя данные научных статей и исследований ученых-педагогов, пришли к следующим выводам.
У большинства детей с ЗПР уровень сформированности словаря является средним. В процессе выполнения заданий дети неоднократно обращались за помощью к воспитателям используя при этом междометия, были малоактивны. У некоторых детей был зафиксирован низкий уровень развития речи.
Мы разработали картотеку дидактических игр, направленных на обогащение словарного запаса детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что мы цели достигли и задачи решили в полном объёме.